"Фауст" (2011) и Сокуров.

топ 100 блогов selyanka109.10.2024 Фауст (2011) и Сокуров. Untitled-1.jpg

"Фауст" Сокурова - один из самых обласканных Западом фильмов, когда-либо снятых российскими режиссерами.  Сделанный  на немецком языке с единственным российским актером в роли Мефистотеля (остальные актеры все немцы) этот фильм эстетически и художественно тоже необыкновенно немецкий.
Первые же кадры дают зрителю возможность полетать в облаках картины Альбрехта Альтдорфера "Битва Александра" но на земле его ждет не великая битва Александра Македонского с Дарием, а неуютный, серый немецкий город.

Фауст (2011) и Сокуров. __Untitled.jpg
Слева самая известная картина немецкого художника Альбрехта Альтдорфера "Битва Александра"/ "Битва при Иссе" 1528—1529 гг Старая пинакотека (Мюнхен, Германия). Справа скриншоты фильма "Фаус" - пролет над городом

На создание декораций к нему художника-постановщика Елену Жукову вдохновили работы Карла Шпицвега. Являясь представителем стиля бидермейер, Шпицвег рисовал образы мирного, неторопливого течения жизни бюргеров, поэтизировал повседневность, которая своим теплом и комфортом защищает от внешних конфликтов и забот. "В этом бидермейер и соприкасается с романтизмом, впрочем, романтизация повседневности приобретает в нем, как правило, сниженный, умеренный характер. Вместе с тем само обращение к предметному миру, а значит - к натуре, несет  в себе если не черты, то предощущение реализма. И немецкий реализм действительно связан с бидермейером и как бы формируется в его недрах. ...Очевидно, правомерно рассматривать бидермейер как явление переходное от романтизма к реализму и вместе с тем как вполне самостоятельный феномен"

Фауст (2011) и Сокуров. Untitled-10.jpg

Слева: К. Шпицвег. Заснувший ночной сторож. Ок. 1875 г. Дерево, масло. 29 х 19. Гейдельберг, Пфальцский музей.
Справа: К. Шпицвег. Визит князя. Ок. 1870 г. Картон, масло. 30,7 х 23,8. Мюнхен, Новая Пинакотека
                   
Город Фауста только формами архитектуры напоминает мир Шпицвега. Серо-коричневый мир Фауста холодный и ветхий (несмотря на свою вечность), люди в нем бесприютны, жизнь их наполнена заботами и трудами, по улицам города то и дела проходят похоронные процессии. Это своего рода "готический бидермейер" со средневековыми аллюзиями, повседневной маетой и величием дикой природы за его пределами.

Фауст (2011) и Сокуров. 1 21920x.jpg
Кадр из фильма
Город густо населен людьми разных сословий и родов деятельности. На него можно взглянуть как на маленькую модель Германии, населенную сдержанными, добропорядочными бюргерами. Германия - страна философов и ученых, влекомых средневековой страстью к философскому камню и гомункулам. Германия - страна крупных университетов с толпой бесшабашных студентов, занятых наукой и пирушками в кабаках. Германия - страна больших военных амбиций и потерянных поколений солдат, вернувшихся с войны. По улицам городка, где живет Фауст, ходят протестантские священники и католические монахи, в закоулках толкутся евреи, на узких улицах идет бойкая торговля, и женщины в традиционных костюмах разных местностей, воплощают собой все многообразие своей страны. Германия долгие годы была раздроблена на маленькие земли и княжества, следствием чего стало большое разнообразие народных костюмов в различных местностях. Только в XIX веке все немецкие земли были объединены в единое государство, получившее в свое владение десяток вариаций национальной одежды.

Фауст (2011) и Сокуров. kost4.jpg
Фауст (2011) и Сокуров. kost3.jpg


Бюргерша, торговки, прачки, служанки, солдаты, студенты, трактирщик, ростовщик и его помощник, Фауст и гробовщики - вот колоритное население города.
       

Костюмы не только к этому фильму, но и ко всей серии Сокурова, так называемой "тетралогии о власти",  создавались  одним и тем же художником по костюмам - Лидией Михайловной Крюковой (с Ленфильма)
Фауст (2011) и Сокуров. sokurov_faust_01.png
Эскизы костюмов женских персонажей фильма представляют собой набор традиционных для народного костюма элементов: нательная рубаха, лиф и юбка или платье, передник, нагрудные платки (концы которых завязаны под мышками), разнообразные головные уборы (чепцы, платки, шляпы) и обувь с вырезами и пряжками. Можно также встретить модное для начала XIX века городское платье, все в оборках и рюшах. Мужские костюмы сочетают элементы общеевропейского гардероба с предметами традиционной одежды - двубортные сюртуки, жилеты с воротником "шалька", короткие штаны, фиксирующиеся у колена шнурками с кисточками, гольфы/гетры. Среди многочисленного "гражданского платья" можно встретить мундиры солдат, вернувшихся с войны.
Фауст (2011) и Сокуров. 80E5ZbAqdrw.jpg
В эскизах костюмов чудесным образом нашло отражение многообразие народных головных уборов разных местностей - соломенные шляпы Фирланде, высокие чепцы Алленбурга, крошечные конусообразные шапочки Гессена, пышные банты Шаумбург-Липпе.

Фауст (2011) и Сокуров. sokurov_faust_05.png

Фауст (2011) и Сокуров. Untitledhh-1.jpg

1. Фотография. Женщина в традиционном эльзасском костюме, её голову венчает большой чепец-бант (flügelhaube), в качестве каркаса для которого в начале ХХ века стали использовать проволоку.
2. Кадр из фильма "Фауст". Агата (мнимая жена Ростовщика/Мефистофеля) носит необычный головной убор, его складки и сердцеобразная форма напоминают чепец жительниц Эльзаса.
3. Фотография. Женщина в традиционном костюме княжества Шаумбург-Липпе в "бюккебургском чепце" (капор с бантом).
4. Кадр из фильма "Фауст". Агата (мнимая жена Ростовщика/Мефистофеля) в головном уборе Шаумбург-Липпе.
5. Кадр из фильма "Фауст". Сцена на кладбище. Агата в пышном черно-коричневом чепце с белой отделкой.
                 
Коричневое платье мнимой жены Ростовщика украшено многочисленными оборками, кружевом и бантами. Наличие разнообразных декоративных элементов может служить отсылкой к моде стиля Бидермейер (1820-1840) с его тягой к украшениям и пышности, а также к народному костюму, использующему богатую отделку, чтобы рассказать о статусе и положении владелицы костюма. Объемные рукава "пагода" с внутренними рукавами на манжетах цитируют моду 1820-х годов.

Фауст (2011) и Сокуров. Untitled-3.jpg
Слева: Платье Маргариты.
В центре: Платье матери Маргариты.
Справа: Платье Агаты (мнимой жены Мефистофеля).
       
Костюмы главных героинь фильма являются фантазией на тему моды стиля Бидермейер. Период, следовавший за Наполеоновскими войнами, сделал моду более доступной для широких кругов общества, в том числе, и для сословия мещан (нижнего разряда городских обывателей), к которому принадлежат Маргарита и её мать. Платья героинь - это наряды городских жительниц, в них почти не осталось места для традиционных, народных элементов. Линия талии занимает свое естественное положение, что подчеркивает корсет, окончательно вернувшийся в женский гардероб около 1820 года. Юбки крепятся на обручи и соответствуют моде более позднего периода 1830-х годов. Лиф и подол платья являются отдельными элементами, что позволяет, заменив один из них, создать новый наряд, сэкономив средства на новый костюм. От объемных рукавов "жиго" или "баранья нога", невероятно популярных в 1820-х, осталось только напоминание в виде нескольких рядов буфов на платье матери Маргариты. Наряд Маргариты выполнен из модной в то время ткани в клетку и декорирован светло-коричневым кружевом (манжеты и воротник). По центру лифа и подола платья проложен ряд декоративных горизонтальных складок, к которым пришиты пуговиц, что создает иллюзию многослойности костюма.

Фауст (2011) и Сокуров. Untitled-2.jpg
1. Кадр из фильма "Фауст". Мать Маргариты в траурном головном уборе из черного кружева.
2. Кадр из фильма "Фауст". Сцена в доме Маргариты (поминальный обед по Валентину). Мать Маргариты надела коричневый чепец, завязывающийся лентами под подбородком, а также имеющий необычную надставку в верхней части.
3. Этнографическая зарисовка. Девушки из Силезии в народных костюмах.
4. Изображение традиционных костюмов земли Гессен.
 

Фауст (2011) и Сокуров. Untitled-4.jpg

Слева: Траурное платье Маргариты. Рукава наряда декорированы буфами. Драпировка, подобная той, что заложена в области груди, часто использовалась в модном костюме первой половины XIX века, особенно в сочетании с глубоким декольте. Платье дополняет жемчужная брошь (жемчуг очень популярен в начале века), шаль с бахромой и маленькая черная сумочка, украшенная двумя вышитыми красными цветами и длинной нитяной кистью.
Справа: Траурное платье матери Маргариты. Накидка-мантеле была не только предметом модного гардероба, но и переосмысленным элементом традиционного костюма некоторых германских земель, в частности Шаумбург-Липпе.
   
Фауст (2011) и Сокуров. Untitled-5.jpg
1. Кадр из фильма "Фауст". Маргарита на кладбище после похорон Валентина.
2. Петрус Кристус. Портрет девочки. Ок. 1470 г. Дерево, масло. 28 х 21. Берлин, Государственные музеи, Картинная галерея.
3. Открытка. Традиционный костюм Тюрингии.
4. Кадр из фильма "Фауст". Золотые волосы, нежный овал лица, молочная кожа и губы-бантики Маргариты рождают в памяти образ Девы Марии
5. Альбрехт Дюрер. Мадонна с Младенцем (с грушей). 1526 г. Дерево, масло. 43 х 32. Флоренция, Галерея Уффици.
   
Одежда Фауста вполне соответствует моде начала XIX века (1820-1840). Основными предметами мужского гардероба являются фраки, сюртуки, пальто и длинные брюки. В целом костюм тяготел к темным тонам, на фоне чего выделялись жилетки, которые шили из пестрой цветастой или клетчатой ткани (клетка в большой моде). "Единственными броскими частями мужского туалета становятся воротник и манжеты; воротник увеличивается и поднимается вверх, он очень жесткий, манжеты изменились, теперь они длиннее рукавов сюртука. И только к концу периода воротник принимает форму, к которой мы привыкли теперь; он "перемещается" и под него спереди подкладывается завязанный галстук. Этот галстук уже и его краски не очень выразительны: днем носится черный, вечером - белый галстук. Сложно завязанные платки встречаются теперь редко и свидетельствуют о консерватизме их обладателя. Для романтиков характерен черный галстук, который свободно завязан" (Кибалова Л., Гербенова О., Ламарова М. Иллюстрированная энциклопедия моды. - Прага: Артия, 1988 г.). В моде продолжает оставаться цилиндр, меняющий только свои размеры, наряду с ним мужчины носят мягкие шерстяные шляпы. Фауст выбирает головной убор больше напоминающий феску или тюбетейку.

Фауст (2011) и Сокуров. Untitled-11.jpg
Слева: "Рабочая" одежда Фауста - коричневые брюки, рубаха и грубый "кожаный" передник, напоминающие облачение средневекового алхимика.
В центре: "Повседневный" костюм - сюртук, пестрый жилет, полосатые брюки, белая рубашка с высоким воротником и галстук.
Справа: Домашняя одежда Фауста - шлафрок с застежками "клевант", популярным элементом мужской одежды в XIX веке.
     

Фауст (2011) и Сокуров. Untitled-6.jpg
1. Кадр из фильма "Фауст". Фауст в "железных" латах, которые на самом деле выполнены из пластмассы.
2. Л.М. Крюкова. Эскиз костюмов Фауста и Маргариты.
3. Поль Гаварни. "Друг мой, мы должны быть разумны". Литография, 1841 г. Изображение взято из книги "Иллюстрированная энциклопедия моды", 1988 г.
4. Кадр из фильма "Фауст". Траурные костюмы героев.
5. Иллюстрация. Мужской костюм периода 1820-х годов.

Фауст (2011) и Сокуров. WP_20160320_17_00_28_Pro.jpg
Между траурным платьем матери Маргариты и пышным нарядом Агаты находится костюм Ростовщика/Мефистофеля, сочетающий атрибуты мужского гардероба XIX века (длинные брюки) с расшитым камзолом, явно отсылающим к веку XVIII. Почему бы и нет, чего только не найдешь у ростовщика, да ещё и у такого вечного.
   

Фауст (2011) и Сокуров. Untitled-9.jpg


1. Кадр из фильма "Фауст". Таким Ростовщик/Мефистофель появляется на улицах города, предпочитая в своей лавке носить старую, ветхую вязаную кофту и поддерживать брюки подтяжками, которые традиционно носят баварцы.
2. Кадр из фильма "Фауст". Ростовщик и Фауст на похоронах брата Маргариты. В траурном костюме Ростовщика выделяется бледно-розовый жилет с нежным полосками и цветочным узором.
3. Кадр из фильма "Фауст". Ростовщик в потертом, проеденном мышами, камзоле и узорчатом жилете.
4. Л.М. Крюкова. Эскиз костюма (или тела) Ростовщика/Мефистофеля для фильма "Фауст".
5. К. Шпицвег. Бедный поэт. 1839. Холст, масло. 36,2 х 44,6. Берлин, Старая национальная галерея. По образу и подобию изображенной комнаты было оформлено жилище Фауста.
   
Получив "Золотого льва" на 68-м Венецианском кинофестивале, фильм Александра Сокурова "Фауст", не оставил равнодушной и модную индустрию. Vogue Italia в свое время  провел параллели между работами Лидии Михайловны Крюковой и моделями Valentino, Armani, Alexander McQueen, Etro, Yohji Yamamoto.  Подборка удалась, так как костюмы  Лидии Крюковой тесно исследуют личности  персонажей, которые являются архетипами, а из архетипов в любое время можно черпать вдохновение.

Фауст (2011) и Сокуров. 2-2257955_0x440.jpg
Девственно черный. Слева направо: Изольда Дюхаук в сцене из фильма, Valentino Haute Couture осень/зима 2011-2012

Фауст (2011) и Сокуров. 4-copia-638925_0x440.jpg
Пальто для джентльмена. Слева направо: Йоханнес Цайлер в сцене из фильма, Giorgio Armani: осень/зима 2011-2012

Фауст (2011) и Сокуров. 3-copia-1695622_0x440.jpg
Модные перчатки.  Слева направо: Изольда Дюхаук в сцене из фильма, Chanel Haute Couture: осень/зима 2011-2012

Фауст (2011) и Сокуров. 1-copia-2849012_0x440.jpg
Дьявольски негабаритный (оверсайз) жилет. Слева направо: Антон Адасинский в сцене из фильма,Yohji Yamamoto: осень/зима 2011-2012

Фауст (2011) и Сокуров. 5-copia-1721232_0x440.jpg
Бюстье телесного розового цвета. Слева направо: Изольда Дюхаук в сцене из фильма, Alexander McQueen: весна/лето 2011-2012
     

Фауст (2011) и Сокуров. 6-copia-322522_0x440.jpg
Роскошь набивного шелкового  бархата. Слева направо: Антон Адасинский в сцене из фильма, Etro: осень/зима 2011-2012
       

Фауст (2011) и Сокуров. 7-copia-537875_0x440.jpg
Золотая геометрия. Слева направо: Ханна Шигулла в сцене из фильма, Iris Van Herpen haute couture: осень/зима 2011-2012

Отсюда Отсюда

Ну а теперь, когда мы ознакомились с германской и европейской модой и эстетикой, давайте пофилософствуем, о вечном поговорим и Дьявола вспомним, во всех его ипостасях и деяниях, включая культурные.

В ЖЖ есть интереснейший пост от человека, который в 2012 году ходил на премьеру "Фауста" в Санкт-Петербургской филармонии. Не только название очень говорящее ФАУСТ СОКУРОВА - СДЕЛКА С ДЬЯВОЛОМ,  но и сам рассказ показателен.

Премьера чуть было не сорвалась, потому что проектор периодически прекращал показывать фильм, а потом вконец сломался. Хотя организаторы уверяли, что всё заранее проверяли несколько раз. Пришлось ждать полтора часа, пока не привезли новый проектор. И зрители шептались: "мистика какая-то"!

А еще автор проговорился: "Анализируя жизнь и творчество Сокурова, невольно приходит на ум известный всем образ вечного искателя истины – Фауста"
Я согласна.
Сокуров = Фауст. Другое время, другое место, но одна и та же история. Как продать душу дьяволу. "Искатель истины" Сокуров может и о власти фильмы пытался снять, но в результате снял фильм о себе.

Поскольку я уверена, что абсолютное большинств моих читателей не заморачивались просмотром фильма на немецком языке (я просмотрела принципиально, без удовольствия и чувствуя себя абсолютной мазохисткой), то давайте начнем с пересказа сюжета, вот из википедии взяла, описано просто прекрасно
       
Доктор Фауст, живя в эпоху зачинающегося прогресса, завершающего гуманистическую традицию существования человека, уже не удовлетворён теми ответами существования, которые предлагает ему церковь. Как интеллектуал своего времени он живёт с мыслью, что на всё можно найти ответы, если хорошенько покопаться в окружающем мире. Что если душа есть, её можно пощупать. С этого и начинается действие фильма: доктор судорожно копается в человеческих останках, в поисках души. Но её органа в теле нет.
Фауст (2011) и Сокуров. 1 Screenshot 2024-10-05 103927.jpg
Кадр из фильма. Вивисекция.
           
Доктор озабочен проблемами существования посмертного бытия. Несмотря на поразительные знания и общественное признание ему нечего есть. И ему нужны лишь средства — попросту деньги. Поиск истины и смысла Бытия давно перестали быть целью. Всё это он в какой-то мере нашёл у ростовщика (он и есть Мефистофель): лукавого и комичного героя и, кажется, это даже общеизвестный в городе факт. Все знают, что если ростовщик разденется догола, то у него "спереди ничего нет".
                   
Даже адской силе в этом мире деньги даются с большим трудом, но чудо дьявол всё-таки совершает: в погребе Ауренбаха он проткнёт кирпичную кладку вилкой, похожей на рогатину, так, что из щели польётся вино. Там пьянствуют вернувшиеся после войны солдаты (которые наполнили город и побираются на каждом углу). Они напиваются и происходит пьяная драка, Фауст случайно убивает в ней человека, который окажется братом прекрасной девушки — Маргариты.
           
Знакомство с Маргаритой началось чуть ранее с того, что Фауст заглянул ей под юбку и ему там многое понравилось. Фауст не требует прекрасного, ради которого он скажет "Остановись, мгновенье…", эта фраза не прозвучит здесь. Проблемы мироздания и вселенной его интересуют, но закажет он иное. Обеспокоенный и высоким чувством к девушке, и обычной похотью, он требует от ростовщика помочь ему соблазнить красавицу, устранив её пуританку-мать. Вскоре этой крикливой старухе становится известно, что это доктор Фауст убил брата Маргариты, и переспать с девочкой теперь будет сложнее, несмотря на деньги, добытые дьяволом с большим трудом. Тогда ростовщик, до того помогавший даром, и вынимает написанный от руки договор с ошибками, по которому Фауст и "продал свою душу" за ночь с Маргаритой. Ростовщик для этого отравил её мать и всех свидетелей. Фауст переспал с девушкой. Наутро в доме обесчещенной Маргариты появились десятки адских исчадий, мертвецов и чёрных кошек. Фауст оставил её (и труп матери) там и покинул спящую.

Фауст (2011) и Сокуров. 1 1920x (1).jpg
Кадр из фильма. Единственный российский актер в фильме (остальные все немцы) Антон Адасинский в роли ростовщика Маврикия, он же Мефистофель.
   
Ростовщик и Фауст пустились в бега после такой череды злодеяний. Они прикинулись солдатами, по пути ещё встретили и убежали от привидения брата Маргариты. Но совесть Фауста не позволила ему общаться с дьяволом, на которого проще всего переложить вину за похоть и кровь, и на фантастическом леднике Фауст забил своего адского друга камнями. "Кто же тебя кормить будет?" — скажет смеющийся ростовщик уже под булыжниками. В последние секунды картины уже с неба звучит голос Маргариты: "И куда же ты теперь идёшь?"
Присутствует в картине и друг Фауста — Вагнер: любящий хозяина как пёс, надоевший своей любовью и ревностью, но на самом деле завистливый творец в тени другого творца: гениальное творение Вагнера — Гомункулюс — хорошенький уродец, выращенный в колбе. Эта колба случайно разобьётся.  

Ну а теперь про Искателя истины Фауста Борца с режЫмом Сокурова
***********************************************
В сентябре 2011 года после премьеры "Фауста" на Венецианском кинофестивале Сокуров дал интервью иностранным журналистам. Там он сделал несколько громких заявлений:
"Я - европеец"
"Власть всегда довлеет. Так всегда было и всегда будет, пока общество остается неразвитым."
"Фильмы возникают потому, что режиссер этого желает. Не потому, что время этого потребовало, нет"
***********************************************
В 2013 году после показа "Фауста" в Татарстане Сокуров в общении с публикой поделился своими собственными взглядами на цивилизацию и душу.
Куда идет современная цивилизация?
- Пути есть два. Это "посольский путь" и путь "абы куда".  Сейчас "послов" больше нет, последним был Солженицын. Функцию взяли на себя другие люди, например, такие как Стив Джобс.
Себя Сокуров , правда, послом не навал, пока еще постеснялся - его "посольский" путь весь впереди.
- Что вы думаете о душе?
- Душа не каждому дана, она или дарится, или зарабатывается. У миллионов людей нет души. И такие люди, на мой взгляд, не должны иметь детей, им нечего дать детям, у них нет личности. Дети у таких людей несчастные, они пополняют ряды преступников и людей бесперспективных
Слово "быдло" Сокуров не употребил, пока еще постеснялся, но "ватники и валенки" всё поняли правильно...

***********************************************
В декабре 2016 года Владимир Путин  на заседании советов по культуре, искусству и русскому языку предложил Александру Сокурову перевести "Фауста" на русский. Режиссер дал понять, что картина не нуждается в переводе.
С намеком, видимо, что для российской публики и на немецком сойдет, пускай привыкают к западным ценностям, культуре и языку, не все же быть быдлом без души, ватниками и лапотниками, пора и в Цветущий сад из джунглей начинать стремиться.
Там же Сокуров начал делать политические заявления в защиту террориста Сенцова. Вступил официально на "посольский путь"

***********************************************
В декабре 2021 года во время заседания Совета по правам человека Сокуров выступил с еще одним политическим и экономическим манифестом, заявив что Россия проводит "очень сложную" внешнюю политику, которая "кажется очень дорогой для такой небогатой страны".  И предложил "отпустить всех, кто больше не хочет продолжать жить в составе России", начиная с Северного Кавказа.
***********************************************

Ну что, все уже узнали современного Фауста " в поисках истины от Дьявола", или еще что-то надо добавлять?

В настоящее время Сокуров подвизается в Ереване... намекать, что туда временно переехал его хозяин-"ростовщик", я не буду... ну мало-ли... вдруг Армении повезет.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Как вы знаете, в минувшее воскресенье в подмосковном парке "Патриот" прошла военно-историческая реконструкция "Штурм Берлина" . В шоу принимали участие более тысячи реконструкторов со всей России и ближнего зарубежья, более ста профессиональных каскадеров и множество боевой техники ...
13 июля 1918 года Вацлав Воровский был назначен председателем мирной делегации для ведения переговоров с финляндским правительством. Положение наше было отчаянное - со всех сторон нас бьют и терзают, в стране продовольственный, топливный и транспортный кризис, важнейшие порты захватывают ...
1917-1920. Из архива генерала Антона Ивановича Деникина. Часть 1 1917-1920. Из архива генерала Антона Ивановича Деникина. Часть 2 1917-1920. Из архива генерала Антона Ивановича Деникина. Часть 3 24. Генерал-лейтенант Андрей Григорьевич Шкуро 27. ...
Эх, Море Русское! Летят по крутым волнам крутобокие ладьи. Рвёт белоснежные паруса тугой ветер. Вглядываются в далекий горизонт суровые русые бородачи. Глотают солёные брызги, потирают рукояти своих боевых топоров. Предвкушают грядущие подвиги и богатую добычу. Море Русское.. ...
Наверное всем иногда хочется хоть на миг очутиться в прошлом,вернуться в светлые года Советского Союза,но не в ту повседневность бытия советского человека,с постоянным дифицитом всего,чего только можно,очередями и умением доставать из под полы и крутиться как вентилятор в знойный день,а в ...