Выставка «Традиционные женские образы России» в Совфеде
selyanka1 — 08.11.2024
Экспонаты выставки предлагают оцифровать и изучать в
школах
Не по теме - какая на Матвиенко блузка интересная!
На полторы недели парадный холл здания Совета Федерации на Большой
Дмитровке превратился в настоящую сокровищницу самобытных женских
костюмов народов, проживающих в России.
Высокие головные уборы с меховыми оторочками и
узорами-башенками, серебристые, темно-синие и ярких цветов платья,
плетеные пуговицы и диковинные украшения в виде затейливой чеканки
— все это было представлено на выставке «Традиционные женские
образы России» на стендах, которые располагались на фоне флагов 89
регионов России. И это было символично — наряды разных народов как
будто бы приглашали посетителя в путешествие по нашей
многонациональной стране, от Крайнего Севера и Сибири до Крыма и
Кавказа.
Каждый наряд сделан вручную — создавали его современные
мастера по сохранившимся из поколения в поколения народным канонам.
И выглядели они не просто как предметы одежды, а как настоящие
произведения народного искусства — на это обратила внимание
Валентина Матвиенко после осмотра экспозиции. «Каждое из них —
живая история, это символ нашего этнокультурного многообразия. И
лучшая демонстрация наших духовных традиций, которые в нашей стране
всегда очень ценили и трепетно берегли», — поделилась она
впечатлениями.
У каждого такого костюма — своя изюминка. И не только внешняя — для
его изготовления используются определенные ткани, определенное их
сочетание, определенные украшения. Где-то — это кайма из парчовой
ткани или сочетания кусков ситца, сатина и шелка, где-то — головные
уборы с вышивкой золотыми нитями и бисером или украшенный
серебряными застежками бешмет на подкладке. И в этом проявлялось и
проявляется не только особое уважение к женской красоте и желание
ее подчеркнуть в одежде. Такие традиционные наряды и бережное к ним
отношение, считает Матвиенко, «лучшая прививка от всех
деструктивных влияний».
Пожалуй, самым популярным экспонатом выставки стал
стенд, на котором вместе, рука об руку, стояли ростовые фигуры в
традиционных женских нарядах России, Белоруссии и Украины — как
символ нашего фундаментального и неразрывного, вопреки всем
историческим перипетиям и трагедиям, единства. Как заметил
присутствовавший на выставке глава президентского Совета по
развитию гражданского общества и правам человека Валерий Фадеев,
именно народное творчество лежит в основе любого искусства, в
основе общественной работы и даже в конечном счете в основании
политической системы страны.
«Почему-то есть мнение, что наша новая традиция, особенно в
исламских регионах, — это женщина, закутанная в темные ткани с
головы до ног. Может быть, где-то так и есть, но это точно не наша
традиция — мы это отчетливо понимаем, когда видим эти яркие,
самобытные женские одежды, узоры и уборы. Великолепная выставка!» —
сказал Фадеев.
Отметив огромный труд мастеров — создателей нарядов и
организаторов выставки, Валентина Матвиенко заявила о необходимости
оцифровать все экспонаты и сопутствующую каждому из них народную
традицию, чтобы потом представлять их на других площадках.
Например, в школах — на уроках «Разговоры о важном».
«Что может быть важнее разговора о нашей многовековой
истории, о нашей духовной культуре, отраженной в традиционной
одежде наших народов? Надо увидеть своими глазами это уникальное
мастерство, которое передается от матери к дочери. Предлагаю
сделать знакомство с женскими традиционными костюмами народов
России одной из тем для школьных уроков «Разговоры о важном», —
предложила председатель палаты регионов.

Выставка была подготовлена специалистами Института этнологии и
антропологии имени Н. И. Миклухо-Маклая Российской академии наук,
Государственного университета им. А. Н. Косыгина, Музея
антропологии и этнографии им. Петра Первого, Фонда поддержки
исламской культуры, науки и образования при поддержке Администрации
Президента России и Ассамблеи народов России.
Как отмечают специалисты, опыт предков рекомендовал женщине
придерживаться определенной цветовой гаммы в одежде, использовать
детали костюма и украшения, подчеркивающие ее семейный и социальный
статус. При этом исторически общей чертой для женщин всех народов
России, включая представительниц ислама, являлось отсутствие
традиции закрывать лицо. Это имело место лишь в редких случаях,
например на свадьбе, когда лицо невесты на время закрывалось
нарядной шалью или покрывалом с наголовными украшениями.
Отсюда Отсюда