
Цвета военного неба (59): операция «Боденплатте» (часть 2)

Неудачно проложенный маршрут JG 6 стоил немцам вступления в бой трёх лишних групп «спитфайров» Mk.IX (из 401-й, 412-й и отозванной из боевого вылета 442-й эскадрилий RAF) и, соответственно, лишних потерь как для самой JG 6, так и для других эскадр.
Навигация в полёте на бреющем сама по себе представляет определённую проблему, а при таких отвлекающих факторах как зенитный огонь и атаки истребителей противника чревата серьёзными ошибками. Так ведущие групп JG 6 не заметили, как проскочили поворотную точку маршрута, уходя в сторону от своей цели — авиабазы Волкел (B-80).
Зато впереди-справа по курсу поднимался большой столб дыма, и лётчики I./JG 6 ушли туда, присоединившись к JG 3 в штурмовке Эйндховена (B-78), а II группа и большая часть третьей вышли к ещё одному не вскрытому разведкой аэродрому — базе Хелмонд (B-86) и приступили к её штурмовке.
На их беду этот аэродром оказался пустым, но при этом неплохо прикрытым зенитками, поэтому «весь пар ушёл в свисток». А потом начали подтягиваться английские истребители, в том числе и взлетевшие из Хеса, и за все ошибки немцам пришлось платить кровью.
Ещё одним «вспугнутым» аэродромом стал Вунсдрехт (B-79), над которым то ли из-за небольшой навигационной ошибки, то ли из-за неудачно составленного маршрута прошла JG 77. Правда, в данном случае эта ошибка не привела к отрицательным последствиям, потому что поднятое по тревоге дежурное звено не обнаружило воздушного противника и просто «держало зонтик» над базой.
К инцидентам, связанным с плохой работой разведки, можно отнести также отвлечение от трети до половины лётчиков эскадры JG 11, идущей на Аш, на атаку неожиданно обнаруженного ими нового аэродрома Опховен. Само по себе это было не критично — сил эскадры вполне хватало на две результативные атаки, но штурмовка Опховена, на котором базировалось крыло «спитфайров», оказалось совершенно неэффективной — всего один уничтоженный и пять повреждённых истребителей, плюс незначительные повреждения нескольких транспортных «Дакот», а основной части эскадры не повезло на подходе к цели лоб в лоб встретиться с восьмёркой P-47D из 390-й эскадрильи 366-й истребительной авиагруппы, только что собравшейся после взлёта и пошедшей проверить, по кому там стреляют зенитки.
Побросав бомбы, американцы пошли в атаку, и буквально в ту же минуту, уже под вой сирены воздушной тревоги, начала взлёт дюжина P-51 из 487-й эскадрильи 352-й истребительной авиагруппы, тоже немедленно вступившая в бой. Численный перевес был на стороне немцев, зато выучка и большая свобода действий на стороне американцев. Пусть те и не смогли полностью предотвратить штурмовку, но они минимизировали её эффективность (всего три повреждённых самолёта и уничтоженные «останки» давно разбитого B-17) и вышли несомненными победителями из воздушного боя, сбив от 9 до 12 немцев ценой потери всего одного «Тандерболта».
Но иногда можно получить неудовлетворительный результат даже если все всё делали правильно и не допускали ошибок. Например, 4./JG 1, как ей и было предписано, вышла на Урсел, а I./JG 26 и III./JG 54 — на Гримберген. Но обе эти обычно оживлённые базы тем утром оказались пусты, если не считать нескольких случайно оказавшихся там машин. Немцы их всех, конечно, уничтожили или повредили, но понесённых «затрат» эти успехи совершенно не окупали.

Были, разумеется, и несомненные удачи. Например, лётчики JG 27 и IV./JG 54 на авиабазе Мелсбрук (B-58) уничтожили около 60 самолётов и повредили ещё 30. Британцам ещё повезло, что большая группа «Митчеллов» тем утром успела уйти на задание, а то потери стали бы ещё существеннее.
В Эйндховене, самой оживлённой из атакованных баз, Союзники потеряли не менее 44 самолётов уничтоженными и 60 повреждёнными. Причём наиболее разрушительной оказалась не первая волна атаки, проведённая JG 3, а вторая, выполненная лётчиками «приблудной» I./JG 6.
Аэродром Эвере (B-56) тоже был забит техникой, и атаковавшие его II. и III./JG 26 уничтожили 41 самолёт противника и повредили 20 машин серьёзно и ещё 7 легко. Зенитное прикрытие этой авиабазы оказалось ослаблено, и нападающие его быстро подавили.
Штурмовки остальных четырёх баз: Мец-Фрекати (Y-34) силами штабного звена, II. и IV./JG 53, Сен-Дени-Вестрем (B-61) силами II./JG 1, Малдегем (B-65) силами штаба эскадры, первых трёх штаффелей и III./JG 1 и Дёрне (B-70) силами JG 77 имели меньший успех и в первых двух случаях стоили немалых собственных потерь.

Последним, 15-м аэродромом, намеченным к атаке, стала авиабаза Гилзе-Рейен (B-77). По английским данным её атаковало около 30 самолётов противника, преимущественно поршневых — скорее всего, сбившихся с курса лётчиков JG 26 и JG 77, но по плану это была цель только для реактивных самолётов.
Каждый из Ar 234B-2 сводной эскадрильи III./KG 76 нёс по контейнеру AB500 с 24 бомбами SD15, а каждый из Me 262A-2a KG 51 — по паре 250-кг бомб, и значит в теории они могли причинить больше ущерба, чем поршневые «стрелковые штурмовики». На практике же всё ограничилось одним уничтоженным самолётом и несколькими повреждёнными, что не удивительно, потому что в действительности по этой базе отбомбились лишь несколько машин, а остальные, как выяснилось на послеполётном разборе, атаковали какой-то меньший по размерам аэродром в том же районе.
Для пилотов «Штурмфогелей» назначались и другие цели — например, Эйндховен и, возможно ещё несколько, так как Союзники отметили атаку Me 262 не только на указанные два аэродрома, но и на Хелмонд и Опховен.
Кроме бомбометания, пилоты реактивных «Мессершмиттов» также делали штурмовые заходы, но задание прикрыть отход «поршневиков» они откровенно саботировали, считая невыполнимым, и, пользуясь высокой скоростью, просто уклонялись от боестолкновений. Зато план по аэрофотосъёмке они выполнили успешно и без потерь вернулись потом на базу.

О подобном уровне безопасности их коллегам-«поршневикам» оставалось только мечтать. Всего в ходе операции «Боденплатте» было потеряно не менее 262~267 истребителей и штурмовиков, из которых 32~35 сели на вынужденную на своей территории и в теории могли потом вернуться в строй. А сводка со стандартными для Люфтваффе процентами повреждений показывает 271 потерянный самолёт (повреждения 50% и выше) и 65 повреждённых (49% и меньше).
Потери были очень большими, особенно для одной операции продолжительностью всего несколько часов, однако сильно испортить статистику хотя бы за декаду они не могли, потому что уже имелись похожие прецеденты. Например, 23-25 декабря за три дня наиболее напряжённых воздушных боёв те же самые части лишились в общей сложности 363 истребителей.
К потерям истребителей и штурмовиков необходимо прибавить 8 сбитых Ju 88 и неизвестное, но вряд ли превышающее десяток машин число разведчиков. В сумме это даёт около 290 потерянных и 80 повреждённых аппаратов.

JG 77 выбивалась из общей статистики минимальным уровнем потерь — 16.9% от числа участвовавших в операции, а у остальных частей этот уровень варьировался от 25 до 46.4%. А если считать не известные потери и посадки «на брюхо», а самолёты с повреждениями 50-100%, то у JG 77 будет 18.6%, а у остальных от 25 до 51.2%. То есть в «безвозврат» в лучшем случае уходил каждый пятый самолёт, а в худшем каждый второй из участвовавших в операции. Остаётся только посмотреть, каких результатов удалось добиться ценой таких потерь.
Данные фотоконтроля имелись только по 8 аэродромам, а в остальных случаях отчёт писали по заявкам лётчиков. Общий итог: 352 уничтоженных и 106 повреждённых одномоторных самолётов, 28 и 6 двухмоторных и 22 и 2 четырёхмоторных, или в сумме 402 уничтоженных и 114 повреждённых самолётов противника. Сверх того, в воздушных боях лётчики одержали 49 подтверждённых воздушных побед, известных из «поимённого» списка, но в итоговых сводках это число возросло до 55 (3 января) и 65 сбитых и 12 предположительно сбитых (25 февраля).
Исходя из соотношения побед и потерь, с точки зрения Люфтваффе операция «Боденплатте» стала победой, пусть и доставшейся дорогой ценой. Остаётся только сравнить немецкие реляции с данными противника.

Проще всего проверить воздушные победы: в воздушных боях утром 1 января англичане и американцы потеряли всего 14 самолётов сбитыми и 5 севшими «на брюхо» (из них 3 по причине полной выработки топлива). А из немецких потерь как минимум 64 сбитых и 5 севших на вынужденную приходятся точно на потери в воздушных боях, а ещё по 16 сбитым причиной мог быть как воздушный бой, так и зенитный огонь, плюс по 21 потерянному истребителю информации просто нет.
Англо-американцы обычно тоже «басурман не жалели», но в данном случае их «оверклайм» оказался совсем небольшим: лётчикам засчитали в общей сложности 104 подтверждённых воздушных победы, известных из «поимённого» списка, а в последующей сводке общий результат урезали до 97.
Зенитным частям в том же итоговом отчёте засчитали 129 побед, что тоже очень близко к их реальным успехам: 86 сбитых и 11 севших «на брюхо» своих самолётов немцы точно относят на счёт зенитной артиллерии, ещё 23 и 3 предположительно.
Из-за того, что на атакованных аэродромах находилась техника, принадлежавшая не только основным «владельцам» этих авиабаз, но и «совершенно посторонним» авиационным частям и соединениям, точных данных о потерях на земле нет.
Достоверно известно о 143 уничтоженных и 139 повреждённых одномоторных самолётах, 74 и 12 двухмоторных и 15 и 5 четырёхмоторных, что в сумме даёт 232 уничтоженных и 156 повреждённых летательных аппаратов. Но по косвенным данным общие потери были на 15% выше — порядка 290 уничтоженных и 180 повреждённых, то есть при подсчёте «наземных» побед немцы ошиблись не слишком сильно.
Таким образом, «победу по очкам» в этой операции всё же одержали нападающие. Но значительная часть «чужих» самолётов, застигнутых на атакованных аэродромах, приземлилась там уже имея повреждения разной степени тяжести, в том числе и не подлежащие ремонту. А если вспомнить, что удар был направлен на уничтожение тактической авиации противника, и рассматривать только потери боевых частей британских 2-х Тактических и американских 9-х ВВС (примерно полторы сотни уничтоженных и такое же число повреждённых), то победа начинает больше походить на поражение.
На складах в Англии Союзники тогда скопили достаточно большое число авиатехники, чтобы легко восполнить нанесённый немцами ущерб, полностью восстановив штатную численность и боеспособность всех пострадавших частей в период от двух суток до недели.

В Германии же запасы техники были не столь велики, как у Союзников, но и там на восполнение потерь ушло не много времени — всего одна-две недели. Хуже дело обстояло с личным составом: в длинном списке пилотов, погибших и попавших в плен утром 1 января, присутствуют семь десятков лётчиков-истребителей с большим числом боевых вылетов за плечами, в том числе три командира эскадр, пять командиров групп и 14 командиров эскадрилий. А на замену им пришли недавние выпускники лётных школ и переученные пилоты бомбардировщиков, что ещё больше понизило средний уровень подготовки лётчиков-истребителей, и без того уступавший противнику.
Таким образом, операция «Боденплатте» не только не достигла ожидаемых результатов, но и стала очередным шагом Люфтваффе на пути к поражению.