рейтинг блогов

Цвета военного неба (58): уцелевшие после разгрома (часть 2)

топ 100 блогов owl_9912.06.2023 Часть 2

«Бэттлы» на рынке вооружений

Несмотря на быстрое устаревание, в 1939 году «Фейри Бэттл» всё ещё пользовался определённым успехом на международном рынке вооружений. Крупнейшим покупателем должна была стать Польша, которой с июня 1939 по декабрь 1940 гг. предстояло поставить 750 машин. В июле 1939 года этот план урезали до 100 экземпляров, первую партию из 9 штук отправили как раз в момент начала войны, а следующие 29 подготовили к погрузке на корабль 14 сентября. Но уже 20 числа ввиду неминуемого поражения польской армии все поставки для неё отменили. Первую партию польских «Бэттлов» перенацелили, судя по всему, в Южную Африку, а второй нашли другого иностранного покупателя.

​Сильно потрёпанный долгой эксплуатацией «Фейри Бэттл» с турецким серийным номером 2830 - Цвета военного неба: уцелевшие после разгрома | Warspot.ru
Сильно потрёпанный долгой эксплуатацией «Фейри Бэттл» с турецким серийным номером 2830

Турецкие ВВС ещё до начала войны должны были получить четыре бомбардировщика этого типа, но летом 1939 года британское правительство наложило вето на эту сделку. А осенью оно вдруг согласилось продать Турции вторую партию бомбардировщиков, подготовленных для отправки в Польшу. К месту назначения они прибыли в феврале 1940 года, а в мае поступил дополнительный тридцатый аппарат в варианте буксировщика мишеней (ещё три таких же британское командование «тормознуло» на этапе отправки).

В строю «Бэттлы» заменили двухмоторные «Хейнкели» He 111F в 3-й и 4-й тайаре бёлюк (эскадрильях), составлявших 2-й табур (батальон) 1-го хава алай (авиаполка). В турецких ВВС «Фейри» классифицировались как разведчики и лёгкие бомбардировщики и оставались в боевом составе до списания в учебные в 1944 году. Тогда в ходе общей реорганизации ВВС оба вооружённых ими подразделения преобразовали в 1-ю и 3-ю талим бёлюк (учебные эскадрильи) 3-го талим табур (учебного батальона) Хава окулу (авиашколы) турецких ВВС. А окончательно их списали в 1947 году.

Греция тоже первую сделку оформила ещё до войны, решив купить 9 машин, но летом 1939 года их реквизировали для нужд RAF и поставка сорвалась. Зато осенью правительство одобрило продажу грекам 12 машин, но, в отличие от польско-турецкой сделки, все они оказались не новыми, а «бывшими в употреблении».

​Battle с греческим серийным номером Β274, в 1940 году состоявший на вооружении 33-й бомбардировочной эскадрильи. 15 ноября он был повреждён в воздушном бою, но вернулся на базу. Пилот капитан Димитриос Пицикас не пострадал, а раненый в ногу наблюдатель 2-й лейтенант Аристофанис Паппас истёк кровью. От британских греческие самолёты отличались только опознавательными знаками и серийными номерами, крупным шрифтом выписанными на фюзеляжах и нижних поверхностях крыльев - Цвета военного неба: уцелевшие после разгрома | Warspot.ru
Battle с греческим серийным номером Β274, в 1940 году состоявший на вооружении 33-й бомбардировочной эскадрильи. 15 ноября он был повреждён в воздушном бою, но вернулся на базу. Пилот капитан Димитриос Пицикас не пострадал, а раненый в ногу наблюдатель 2-й лейтенант Аристофанис Паппас истёк кровью. От британских греческие самолёты отличались только опознавательными знаками и серийными номерами, крупным шрифтом выписанными на фюзеляжах и нижних поверхностях крыльев

Один из бомбардировщиков пошёл на дно вместе с торпедированным транспортом, а остальные в марте 1940 года благополучно прибыли в Элладу и поступили на вооружение 33-й мира вомвардизму (бомбардировочной эскадрильи).

Как и в Первую мировую, Греция намеревалась сохранять нейтралитет, но это снова оказалось несбыточной мечтой: в ночь на 28 октября 1940 года Италия предъявила ей ультиматум и на рассвете начала вторжение.

На Албанском фронте, как и в Восточной Африке, «Бэттлы» выполняли вылеты на разведку, штурмовку войск и бомбёжку аэродромов. Отзывы «пользователей» были аналогично благожелательными. В воздушных боях грекам повезло немного меньше: 15 ноября пилот одиночного «Фиата» CR.42, отвлёкшись от сопровождения разведчика, атаковал четвёрку «Бэттлов» и сбил два из них, а третий повредил, смертельно ранив наблюдателя.

Третий бомбардировщик был сбит итальянскими истребителями в марте 1941 года. Информация по потерям от зенитного огня, к сожалению, отсутствует, но, скорее всего, они тоже были небольшими, поскольку несмотря на полное отсутствие резервов и поставок новой техники эскадрилья продолжала выполнять боевые вылеты даже после начала немецкого вторжения и отступления на юг. Последний её самолёт был уничтожен во время бомбёжки аэродрома Танагра 20 апреля в день капитуляции греческих войск.

​Проверка результатов стрельбы по конусу в 9-й школы стрельбы и бомбометания RAF - Цвета военного неба: уцелевшие после разгрома | Warspot.ru
Проверка результатов стрельбы по конусу в 9-й школы стрельбы и бомбометания RAF

После начала Зимней войны с СССР к числу пользователей «Бэттлов» едва не добавилась Финляндия: министерство авиации в конце 1939 года одобрило поставку финнам 20 машин, которые планировалось отправить между январём и мартом 1940 года, но ни одна из них так и не покинула Британских островов. Зато в апреле 1941 года состоялась «непреднамеренная заграничная поставка», когда в результате навигационной ошибки пилота один буксировщик мишеней на базе «Бэттла» совершил посадку на территории Ирландии. Самолёт интернировали и включили в состав ирландских ВВС, где он использовался по прямому назначению вплоть до мая 1946 года.

«Бэттлы» второй линии

На момент проектирования и разворачивания серийного производства никаких специальных учебных или вспомогательных модификаций «Бэттла» делать не предполагалось, но для облегчения переучивания лётчиков разработали упрощённую систему двойного управления, которую можно было смонтировать в кабине стрелка.

​Battle L5136 из состава 9-й B&GS (школы стрельбы и бомбометания) RAF, авиабаза Пенрхос, июль 1940 года. Учебные самолёты RAF полагалось красить целиком в жёлтый цвет, но так делали только в глубоком тылу, а там, где хотя бы в теории могла появиться неприятельская авиация, дополняли эту окраску «боевым» камуфляжем верхних поверхностей. Индивидуальные обозначения в учебных частях использовались не так уж и часто, а такические – и того реже - Цвета военного неба: уцелевшие после разгрома | Warspot.ru
Battle L5136 из состава 9-й B&GS (школы стрельбы и бомбометания) RAF, авиабаза Пенрхос, июль 1940 года. Учебные самолёты RAF полагалось красить целиком в жёлтый цвет, но так делали только в глубоком тылу, а там, где хотя бы в теории могла появиться неприятельская авиация, дополняли эту окраску «боевым» камуфляжем верхних поверхностей. Индивидуальные обозначения в учебных частях использовались не так уж и часто, а такические – и того реже

В таком виде выпустили второй серийный экземпляр бомбардировщика, ставший первым, отправленным в строевую часть, плюс ещё несколько из самых ранних аппаратов. Однако популярностью такая конверсия не пользовалась по причине неудовлетворительного обзора из второй кабины и отсутствия в ней полного комплекта приборов. Да и не нужна оказалась переходная версия, потому что средний выпускник лётной школы, как выяснилось, вполне способен успешно освоить «Бэттл» и без провозных полётов.

Поэтому, пусть учебные самолёты и существовали, но подавляющее большинство пилотов прошло переучивание на обычных линейных бомбардировщиках и они же состояли на вооружении учебных частей Бомбардировочного и Тренировочного Командований.

К концу 1938 года, когда в строевых частях и на базах хранения самолётов скопилось более чем достаточно для нужд бомбардировочной авиации, «Бэттлом» заинтересовалось и Истребительное Командование: относительно высокая скорость, закрытая кабина, убирающееся шасси и двигатель «Мерлин» позволяли использовать его в качестве переходного типа при переучивании лётчиков-истребителей с бипланов прежнего поколения на современные монопланы «Харрикейн», «Спитфайр» и позже «Дефиант».

​«Бэттл» K7581, полученный 3-й эскадрильей RAF для помощи в переучивании лётчиков с «Гладиаторов» на «Харрикейны», май 1939 года - Цвета военного неба: уцелевшие после разгрома | Warspot.ru
«Бэттл» K7581, полученный 3-й эскадрильей RAF для помощи в переучивании лётчиков с «Гладиаторов» на «Харрикейны», май 1939 года

Поэтому с февраля 1939 года началось поступление линейных бомбардировщиков и машин с двойным управлением во многие истребительные эскадрильи, в которых они использовались как тренировочные и транспортно-курьерские. Обычно «Бэттлов» имелось всего по паре штук на эскадрилью, но 616-я эскадрилья Вспомогательных ВВС в мае-июне 1939 года получила их достаточно много для того, чтобы вплоть до получения в октябре «Спитфайров» их можно было считать основым вооружением части наряду с истребителями «Гонтлет». А зимой 1939–1940 гг. похожая ситуация повторилась во время формирования 234-й, 235-й, 242-й, 245-й, 253-й и 266-й эскадрилий.

В 1941–1942 гг, когда корпусная авиация (части «кооперации с армией») начала переходить с «Лайсендеров» на истребители-бомбардировщики, в её эскадрильях некоторое время тоже эксплуатировались «Бэттлы».

Ввиду устаревания самолёта и по причине выполнения плана перевооружения лёгкобомбардировочных эскадрилий RAF, все «Бэттлы» заказов 1939 года изначально предназначались не для частей первой линии, а для лётных школ и прочих учебных и вспомогательных формирований.

​Борт L5598 – первый серийный «Бэттл TT» в утверждённой для самолётов этого назначения чёрно-жёлтой полосатой окраске - Цвета военного неба: уцелевшие после разгрома | Warspot.ru
Борт L5598 – первый серийный «Бэттл TT» в утверждённой для самолётов этого назначения чёрно-жёлтой полосатой окраске

Первые партии машин этих заказов представляли собой стандартные бомбардировщики, но затем началась разработка специализированных вариантов. Первым появился буксировщик мишеней «Бэттл TT» (или полностью “Battle Target Tug”), на котором лебёдку разместили в бывшей кабине штурмана, «ветряк» для её привода вывели с левого борта, а снизу фюзеляжа сделали выход для буксировочного троса и специальный короб для мишеней.

Впрочем, на части буксировщиков этого короба не было, а на некоторых отсутствовал и «ветряк». Последнее могло означать установку «истребительной» лебёдки с приводом от электросистемы самолёта, но большинство таких машин, вероятно, были просто списаны из буксировщиков и переделаны в курьерские.

Прототип TT «Фейри» построила ещё в июле 1939 года, но в серию он пошёл на «Остине» с февраля 1940 года. А головная фирма тогда же приступила к выпуску учебного «Бэттла (T)» (в полном варианте названия “Battle Trainer” или “Dual-control Trainer”), предназначенного для подготовки пилотов. Учтя нарекания на старый вариант машины с двойным управлением, конструкторы убрали «оранжерею» остекления, заменив её непрозрачным каплевидным гаргротом за кабиной пилота (теперь курсанта) и полностью продублировали всю конструкцию на месте кабины стрелка, получив своебразный «двугорбый» профиль фюзеляжа машины.

​“Dual-control Trainer” R7365 из состава 1-й FTS (школы лётной подготовки) RAF, сентябрь 1941 года - Цвета военного неба: уцелевшие после разгрома | Warspot.ru
“Dual-control Trainer” R7365 из состава 1-й FTS (школы лётной подготовки) RAF, сентябрь 1941 года

Аварийный выпуск шасси и управление радиатором были возможны только из кабины курсанта, а прочие органы управления и приборное оборудование полностью дублировались. Обзор из кабины инструктора стал заметно лучше, но для обучения ночным полётам его всё же признали не лучшим, однако достаточным для опытного инструктора.

Всего с заводских конвейеров сошли 200 экземпляров «T» и 266 «TT», а также точно не установленное, но достаточно большое количество машин прошло переоборудование из ранее выпущенных бомбардировщиков силами ремонтных мастерских.

Третью модификацию – самолёт для тренировки воздушных стрелков, так и не получивший отдельного сокращённого обозначения, а в полном варианте именуемый “Battle Turret Trainer”, в серию запускать не стали, а ограничились конверсией из старых машин. Внешне это был тот же «Бэттл (T)», только с двухпулемётной гидравлической турелью «Бристоль» Тип B.I на месте второй кабины. Обычно ставили специально предназначенную для учебных машин турель Mk.VI, но могли использовать и боевую Mk.IV (как на бомбардировщиках «Бленхейм-IV» позднего выпуска).

​Гидравлическая турель «Бристоль» тип B.I Mk.IV на канадском «Бэттле», раскрашенном под буксировщика мишеней - Цвета военного неба: уцелевшие после разгрома | Warspot.ru
Гидравлическая турель «Бристоль» тип B.I Mk.IV на канадском «Бэттле», раскрашенном под буксировщика мишеней

Суммарный объём заказов на «Фейри Бэттл» составил 2435 самолётов, из которых построили 2201. Фирма «Фейри» полностью выполнила свои обязательства, до лета 1940 года выпустив 1172 машины (1 прототип, 1155 машин для RAF и 16 для бельгийских ВВС). «Остин» же до осени 1940 года построила 1029 самолётов, а остаток заказа в 234 машины отменили, чтобы не мешать переходу на выпуск четырёхмоторных бомбардировщиков «Шорт Стирлинг».

Более половины построенных «Бэттлов» ушло в доминионы для обеспечения выполнения Плана авиационной подготовки Британского Содружества, принятого в декабре 1939 года.

«Летающая парта» Британского Содружества

Главным получателем самолётов стали Королевские Канадские ВВС, куда первый «Бэттл» поступил ещё в августе 1939 года, а в течении следующих трёх лет к нему добавилось 739 экземпляров, в том числе сотня буксировщиков мишеней.

Последние использовались для тренировок в зенитной и воздушной стрельбе, линейные бомбардировщики стали «летающими партами» для пилотов и штурманов, а специально для обучения воздушных стрелков двести машин переоборудовали в «турельные тренеры».

​Канадский «Бэттл» 1604 (бывший британский N2158), в 1942 году использовавшийся 1-й школой стрельбы и бомбометания RCAF - Цвета военного неба: уцелевшие после разгрома | Warspot.ru
Канадский «Бэттл» 1604 (бывший британский N2158), в 1942 году использовавшийся 1-й школой стрельбы и бомбометания RCAF

Один из таких аппаратов оснастили двигателем «Райт Циклон» R-1820-G38 мощностью 840 л.с. как меру на случай возможного прекращения поставок «Мерлинов». Но перебоев в поступлении английских авиамоторов не произошло и «Бэттл» Mk.II так и остался в единственном экземпляре.

Королевские Австралийские ВВС в период с апреля 1940 по декабрь 1943 гг. получили около 360 «Бэттлов», из которых 30 являлись буксировщиками мишеней. Использовались эти самолёты по большей части аналогично канадским, хотя отдельные экземпляры всё же попали в прифронтовую зону. Использовались они только как курьерские и на прочих вспомагательных ролях и в боевых действиях не участвовали.

​Борт K7613 из состава 3-й AOS (школы наблюдателей) RAAF во время учений в феврале 1944 года. Австралийские «Бэттлы», если они не получали жёлтой или чёрно-жёлтой окраски, перекрашивали местными камуфляжными красками: коричневой Earth Brown, зелёной Foliage Green и голубой Sky Blue, отличающимися от британских аналогов - Цвета военного неба: уцелевшие после разгрома | Warspot.ru
Борт K7613 из состава 3-й AOS (школы наблюдателей) RAAF во время учений в феврале 1944 года. Австралийские «Бэттлы», если они не получали жёлтой или чёрно-жёлтой окраски, перекрашивали местными камуфляжными красками: коричневой Earth Brown, зелёной Foliage Green и голубой Sky Blue, отличающимися от британских аналогов

В соседнюю Новую Зеландию попали только два аппарата, да и то нелетающих, которые использовали в качестве учебных пособий для подготовки механиков.

В Индию в 1942 году поступило небольшое число буксировщиков мишеней, а в Южную Африку тогда же в дополнение к полусотне боевых «Бэттлов» 1940 года отправили полторы сотни тренировочных, которые затем использовались в лётных школах Южноафриканских и Южнородезийских ВВС.

Большинство «заморских» «Бэттлов» исключили из состава воздушных сил в середине сороковых годов, но в лётных школах RAAF они продержались на несколько лет дольше. Со списанием последних австралийских экземпляров в 1949 году история этого неоднозначного боевого самолёта завершилась.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Ошибка стратегии состоит в том, что те, кто замысливал войну, плохо понимали чего они хотят. Стратегия же должна была стать - по-ленински - "войну нужно было вести не империалистическую, а гражданскую". За объединение страны, а не за "новые территории". И рассматривать войну - как ...
ВДРУГ захотелось глотнуть водочки, куснуть от корочки хлеба, положить в рот сёмгу... Макнув в соль, зажевать зелёным луком... ...
Минфин РФ в целом поддерживает идею министерства транспорта о переходе от транспортного налога к топливным акцизам, предлагая делать это поэтапно, заявил вице-премьер, министр финансов России Алексей Кудрин журналистам в пятницу в ...
Л ейла Курашинова, м ой первый продюсер, - хитра и коварна, перехватила Васильеву & Устюгова Готовит новую постановку спектакля в "Лекуре" Чтобы было наверняка, пригласила на хорошую роль в свой проект сына Татьяны - Филиппа Зная, какая ...
Девочка из будущего с помощью машины времени попадает в конец XX века. Преследуемая злодеем из будущего, который охотится за принадлежащем юной хронопутешественнице особым прибором, она пытается вернуться домой. На помощь ей приходит новая подруга - ровесница из ХХ века. Вы думаете это ...