Чувство-осязание «своих» и «не своих»

Григорий Сковорода. ...Теперь можно всякого вопросить: «Наш ли ты или от супостатов наших?» «Какого духа ты?» Нет здесь нейтральности по двойному роду людей, вспомните евангельское распутие: путь узкий и пространный, правый и левый. Жизнь наша есть путешествие. Левый, через триумфальные ворота, через увеселительные перспективы и цветоносные луга, низводит в преисподнюю, прямо сказать, в грусть не усыпающих в душе червей. Правый во входе жесток и стропотен, в прочем мало-помалу гладок, напоследок сладок, в исходе — сладчайший. Так как всякое благое дело в зачатии и в корне горькое, а в половах своих сладкое, и сеявшие со слезами жнут с радостию. Правым шествует род праведных, за руководством ангела мирного, верного наставника, хранителя душ и тел наших. И как сам вождь их светел, так и род оный есть благоумный, благодуховный, благоуханный, а жизнь их есть вот то-то: эвдемония, благовоние, благовеяние, какое дышит смирна, стакта и касия.
Алексей Чадаев. Книга эволюционного биолога Николая Кукушкина: «Хлопок одной ладонью.
История сухопутных позвоночных — это история непрерывного соперничества двух продвинутых ветвей: зауропсидов и синапсидов, продолжающаяся и по сей день. Причём каждая попеременно то доминирует, то уходит в тень. Сейчас доминируют синапсиды (к которым относимся и мы), и это уже вторая эпоха их господства, но между ними была эпоха зауропсидов (в тч динозавров), когда синапсиды ушли в тень. Зауропсиды нынешней эпохи — это птицы; то есть мы-то да, доминируем, но «они» — никуда не делись, ждут следующего «пермского вымирания» и своего реванша.
Про мозг. Основная закономерность: он у вида тем больше, чем более сложная социальная организация. Ну то есть у видов, живущих поодиночке, он самый маленький, парами — побольше, а крупными коммунами — самый большой. То есть условие роста мозга — необходимость управления взаимодействием с себе подобными. Ну и да, по Кукушкину главный порог, отделяющий наш вид от покинутого нами животного царства — язык. И, кстати, уже не у него, а у С.Бурлак в «Происхождении языка» прочитал, что наш язык по ряду параметров куда ближе к звуковой коммуникации птиц, чем к звуковой коммуникации даже высших приматов; это к вопросу о зауропсидах.
Чего нет у зауропсидов, но очень развито у нас — это гормональный движок, отвечающий за эмпатию. Здесь особенно интересно про работу окситоцина: оказывается, он не только даёт ощущение общности с «ин-группой», но и увеличивает агрессию в отношении «аут-группы». Проще говоря, любое «мы вместе» — оно всегда против кого-то, против неких «они». То есть в любом «обнимемся» всегда незримо есть те, кто вне круга, и кого «нам» после «обнимемся» всегда хочется пойти и убить. Выводы, по традиции, сами делайте.
AnetaSpb. "Мифологическое сознание оценивает "заграничное" пространство негативно. К «чужому» миру с его центром абсолютного зла позднее стали относить также север и запад (символы холода и заката солнца). Например, среди карельских погодных примет бытует такая: если за- пад — «мокрый угол» — дует ветром и собирает тучи, то погода испортится. На пограничье, где мир потусторонний соприкасается с миром живых, всегда водится нечистая сила. В мифологическом сознании потусторонний мир, «нездешний», противостоит здешнему миру. Он если не злокознен по отношению к людям и всем живым существам, то, по крайней мере, его воздействий следует опасаться. Промежуточное положение между «заграничным» миром и миром людей занимают лица, знающиеся с нечистой силой. Как правило, это ведьмы, колдуны, знахари, пастухи, мельники, кабатчики и... по всей видимости, таможенники. Вероятно, по этой причине гоголевский Чичиков, организовавший грандиозное предприятие по оптовой закупке «мертвых душ», начинает свою чиновничью карьеру именно на таможне. Любопытное суеверие по отношению к таможенникам даже сегодня существует у российских контрабандистов. Считается, что таможеннику может преградить путь или отвести его взгляд от «заповедного» товара (запрещенного к ввозу) веревка-оберег, которую следует повязать на ночь вокруг руки покойника".
Андрей Парибок. У расхождения континентов-цивилизационных глыб Запада и России есть своя логика вещей. Но орудиями исполнения этой логики чаще оказываются недостаточно развитые, умные и нравственные люди. Российская пропаганда выхватывает идиотские случаи в лагере противника, а отечественные либерасты и " пятая колонна-пятая графа" - в России.
Но ведь всё это пена. Единственно, что важно - хватит ли ресурсов, разойдясь, построить все сферы жизни хозяйства и культуры по-своему.
Надо лишь не забывать, что расхождение цивилизаций НЕОБРАТИМО в пределах нашей жизни. И все равно, почему так выходит. Желающие могут перекладывать вину на ВВП, другие - на западную злокозненность. Но какая разница, если процесс неотменим? Проблема не в прошлом, а в будущем.
Марина Ахмедова. Мне кажется, в какой-то степени мы должны сказать Папе Римскому спасибо. Своими словами о бурятах и чеченцах он наглядно показал свой и всеобще-европейский уровень понимания России. «Самые жестокие, пожалуй, те, кто из России, но не русской традиции, такие, как чеченцы, буряты и так далее» - сказал он. Несчастный понтифик даже не стал уточнять, кто такие «так далее». Так далее у него – это все остальные национальности, проживающие в России: ингуши, татары, аварцы, лезгины, чуваши. Их много, всех Папе и не упомнить. Для него они – «наиболее жестокое и так далее». А они все – как раз и есть представители русской традиции. Не будь они представителями русской традиции, не была бы Россия такой большой. И все эти национальности не принимали бы участия в СВО. И не говорили бы все друг с другом на русском. И не защищали бы одно – свою Родину. Но Папе и ему подобным нравится думать, что буряты и чеченцы – это не плоть России. Так Россию, когда она из кусков, а не монолитна, легче разорвать. И в своем невежестве о нашей стране, в своем нерелигиозном рвении услужить Америке, он реально звучит как жалкий расист.
Герман Садулаев - Почему я за Донбасс
Мы за своих или за правду? Эта дилемма не так проста, как кажется. Но она имеет решение. Разберём «кейс» (а лучше сказать – обычай) кровной мести по кавказским адатам, «законам гор». Не потому, что я за кровную месть и прочие архаические пережитки родоплеменного строя. Я против. А просто как пример определённой морали и логики.
Предположим, ваш брат убил человека. Несправедливо убил. Был неправ. И к вам приходят братья убитого и говорят: теперь вы наши кровники (в смысле – кровные враги), мы убьём твоего брата, а ты не должен его защищать, потому что он был неправ, убил нашего брата несправедливо, и вот мы осуществим правосудие, возмездие и кровную месть, убьём убийцу, отойди в сторону.
Что должны вы сказать (и сделать?). Отойти в сторону? Выдать кровникам своего брата? С точки зрения формального «правосудия» – да, ведь брат виновен в убийстве. И должен быть покаран. Но если вы поступите так, то вы станете предателем по адату, «законам гор».
По адату вы должны сказать так: уважаемые братья убитого! Я глубоко скорблю вместе с вами. Давайте мы принесём вам свои извинения. Давайте мы возьмём сирот убитого в свою семью и будем растить как своих детей. Давайте мы продадим свой дом и отдадим деньги вдове убитого. Давайте мы будем служить вашему роду всю жизнь, чтобы возместить страшный ущерб, который причинил вам мой брат. Назначьте нам любое разумное и справедливое наказание и возмещение. Но не убивайте моего брата. У него тоже есть жена и дети. Убив моего брата, вы сделаете так, что в этом мире станет ещё больше вдов и сирот. Прошу вас, подумайте о примирении. Но если вы всё равно решите убивать моего брата, то я буду защищать его и убивать вас.
Разумные кровники, выслушав такую мудрую речь, должны согласиться на примирение. И только неразумные продолжат вражду. Таковы «законы гор», то есть вековые обычаи народа, который был вынужден существовать в условиях слабого или никакого государства, суда и формального права. И своя правда в этих обычаях тоже есть. Не только горским, но и всем народам Евразии знакома и понятна мораль: родных предавать нельзя. Потому что в евразийской традиции человек существует не как атомарная «личность», превозносимая западной доктриной, а как часть целого, часть коллектива – семьи, рода, племени и народа. Элементарным субъектом отношений в евразийском обществе является не индивид, парящий в пустоте, а семья. Человек существует только в семье. Семья в роде и в племени (этносе). Племя – в народе, в стране.
Нельзя вырвать человека из семьи, рода, народа и как-то отдельно его наказать или вознаградить. Если взять и убить человека, то наказана вся его семья и весь его род наказан. Если подарить человеку мешок с деньгами, то они достанутся его семье и родным. Городского хипстера, который живёт один или в коливинге, работает на удалёнке или в коворкинге с другими хипстерами, не имеет ни жены, ни детей, а родителей забыл – такого несчастного неудачника евразийская традиция не рассматривает как субъект. Он (или она) не состоялся как мужчина (или как женщина). Когда такой индивид зарабатывает много денег, он покупает себе любимому последний айфон или хорошую машину. Но и (условно) убить его можно – никто не заплачет.
В России-Евразии таких космополитических индивидов до сих пор очень мало. А ведь именно на аксиоме о человеке как атомарной «личности» базируются все гуманитарные науки Запада: философия, психология, экономика, социология и политология. У нас живут семьями. Это заметно в таком, безусловно, негативном аспекте нашей жизни, как коррупция и непотизм. Никуда не денешься! Но у той же медали есть и светлая сторона. Чувство семейности, чувство родства, правило: своих не предаём и не бросаем.
Своих нельзя предавать. Даже если ты считаешь, что свои сейчас ведут себя неправильно. В крайнем случае, если противоречия очень сильны, ты можешь даже не быть «за». Ты можешь не присоединяться к своим в их действиях, которые ты не одобряешь. Ты можешь возражать и критиковать. Но никогда не должен присоединяться к врагам. Это запрещено. Всеми адатами, обычаями и моралью всех народов России-Евразии.
Хрестоматийный пример: позиция белогвардейцев, контрреволюционеров, эмигрантов и прочих противников советской власти в Великой Отечественной войне. Большинство политических оппонентов встали на сторону Красной армии против гитлеровской Германии. По нашей морали – это правильно. Потому что надо быть за своих. Свои – это Россия, Евразия, СССР. Враги России – мои враги. А те, кто пошёл с немцами – предатели. Хотя есть ведь формальная логика и формальная «правота» – например, у раскулаченных или репрессированных – бороться с Советами? Нет, ни такой логики, ни такой правоты наши обычаи не признают. Потому что нарушен базовый принцип: человек должен стоять за своих.
Но где же тут правда? Где справедливость? Что, и немцы должны были все быть за Гитлера, потому что на стороне фюрера «свои»? Это сложный вопрос. Мы не можем решать за немцев. Мы решаем только за себя. У нас никогда не было и не будет Гитлера. Может, именно потому, что у нас есть адаты, о которых Запад забыл, возведя в абсолют формальное римское право? Мы знаем, что на стороне правды были те немцы, которые стали антифашистами. Но мы не можем объяснить, как это работает. Об этом должны подумать сами немцы. Как они позволили низвести себя, целый народ, на уровень не родоплеменного строя, нет, а до зоологического расизма и нацизма?
Стоять за своих – человеческий принцип. Он означает также: уважать других. Уважать их интересы, культуру, обычаи. Признавать за ними то же самое человеческое право – стоять за своих. Стоять за своих и уважать других – это даже не два закона, а один и тот же закон человеческой жизни. Западная доктрина расизма и нацизма предписывает унижать, уничтожать, дискриминировать других (или, в перверсии, давать особые фальшивые «привилегии» маргинальным меньшинствам, что тоже выделяет и отделяет их). По признаку расы, национальности, языка. При этом за своих они по-настоящему не стоят. Нет у них своих! Потому что свои начинаются с семьи. А семья состоит из мужчины, женщины, их детей, их родителей и других родственников. Из таких семей состоит род. Из таких родов строится народ. И такой народ – свои. Общество из двенадцати гендеров индивидов, легко предающих свой родной язык, родную землю ради политических интересов и экономических выгод, не является своим ни для кого. Потому и сплотить их можно лишь ненавистью к другим, ксенофобией, что родственной любви промеж них нет.
Меня иногда спрашивают старые знакомые: почему ты за Донбасс? А я даже не знаю, как ответить. Я, конечно, большой независимый интеллектуал, ха-ха. Но кровь гуще, чем вода. Потому что там мои, а я за своих. Мой чеченский народ – в полку «Ахмат», за Донбасс. Мой русский народ – в 6-м казачьем полку 2-го армейского корпуса (там и терские казаки, мои по матери), за Донбасс. За кого же я буду? За отщепенцев-«ичкерийцев» или за «русских националистов», которые воюют на стороне украинских нацистов? Ну так они же предатели, как власовцы. Они уже не чеченцы и не русские. Потому что предали своих, пошли против своих – с врагами. Я за своих, потому что меня таким воспитала русская литература, горские адаты и советская власть.
Как писателю и человеку (надеюсь) мыслящему, мне было бы очень трудно, мне было бы просто невыносимо, если бы свои были на злой стороне. Я всё равно никогда не присоединился бы к врагам, но не смог бы искренне быть «за». Слава Богу, свои на правильной, светлой стороне. Пороков и у нас хватает – я сам о них расскажу. Но в этой битве на той стороне зло, обман, разврат, ненависть. Западный по своему генезису нацизм и расизм. Доктрина, которая несовместима с нашей российской, кавказской, евразийской жизнью. Значит, наши, хоть и не ангелы, но с ангелами в одном строю.
Александр Бовдунов. К вопросам о соотношении «справедливой войны» Запада и понимания войны в русской философии, которыми задается Андрей Коробов-Латынцев, стоит вспомнить замечательное и крайне актуальное эссе Владимира Игоревича Карпца: «Война справедливая и война священная» от 2007 года. Несколько цитат:
|
</> |