Что случилось со скульптором ?
masterok — 07.04.2015

Исаму Ногучи и его творение — «Ундина». 1925г. На фотографии ему
21 год.
Но посыл поста не в этом. Скажите мне, как после этого, всю
оставшуюся жизнь можно создавать ВОТ ЭТО :














Исаму Ногучи (Isamu
Noguchi, 1904 —1988), американский дизайнер японского
происхождения, ландшафтный архитектор, представитель
авангардистского ориентализма, один из лидеров
монументально-декоративной скульптуры. В рейтинге британской газеты
The Times — 200 самых лучших художников ХХ века — Ногучи занимает
192 место.
В своих произведениях Исаму старался соединить западную,
модернистскую культурную традицию с приёмами искусства Китая и
Японии. Участник выставок современного искусства documenta II
(1959) и documenta III (1964) в Касселе. В 1986 году представлял
искусство США на венецианском биеннале. В 1984 году Исаму Ногучи
удостоен звания почётного доктора в Колумбийском университете. В
1987 награждён Национальой медалью искусств президента США. В 1988
он получает Орден Священного сокровища третьего класса.
Мировую славу Исаме Ногучи принесли работы, лежащие на стыке
ландшафтной архитектуры и пластического искусства. Сам художник
называл себя скульптором, но при этом не отделял понятие
скульптурного произведения от окружающего пространства и называл
этим словом, например, такое явление, как традиционный японский
сад. Знаковыми произведениями в его творчестве стали именно
ландшафтные объекты: «Водный сад» на Chase Manhattan Plaza в
Нью-Йорке, «Сад мира» около штаб-квартиры ЮНЕСКО в Париже, «Сад
искусств Билли Роуза» в Иерусалиме, «Сад-музей Ногучи» на
Лонг-Айленде.
Подход Ногучи к созданию пространственных форм основан на
принципах традиционного японского искусства, его эстетических
категориях, таких, например, как понятие пустоты, одновременно
означающее и абсолютную наполненность. Свободные пространства в его
композициях не менее значимы, чем сами скульптурные детали: они не
означают пауз, отсутствия чего-либо, но играют существенную роль в
восприятии. Вот почему ландшафтные объекты Ногучи, даже отдельные
изваяния, невозможно представить себе как «скульптуру» в
общепринятом смысле: их нельзя переместить, приспособить как
украшение к тому или иному месту, ведь каждое является частью
строго определенного пространства и даже создает его. По образному
выражению самого Ногучи, его произведения — это «узлы пустоты»,
поскольку каждое из них является не «вещью, но вещью в
пространстве», частью, но не целым.
Задача ландшафтного творчества, дизайна среды для Ногучи в
том, чтобы выявить скрытую сущность ландшафта (в японской традиции
ее называют «аварэ»), отразить те таинственные силы взаимодействия
между пространством и людьми, о которых он писал. Человек не может
быть включен в абсолютно пустое пространство, поскольку оно не
имеет протяженности, размерности, значения. Масштаб и значение
проявляются, когда художник вводит туда значимый объект или линию:
«Вот почему скульптуры или иные объекты, играющие их роль, рождают
пространство. Их функция – создавать иллюзию, возбуждать фантазию.
Их размер и форма полностью подчинены связи с окружением. То, что
может казаться неполным, незавершенным по отношению к отдельной
скульптуре, может иметь значение для композиции в целом». Именно
эту красоту незавершенности японцы называли «югэн». В ландшафтах,
созданных Ногучи, человек — их третья неотъемлемая часть наряду со
скульптурными объектами и пространством. Посетитель не является
здесь пассивным зрителем, он наблюдатель, исследователь форм, что,
по мысли Ногучи, равноценно их созиданию: формы не имеют
«самостоятельного» смысла, они оживают только в сознании людей в
виде эмоций и ассоциаций. Композицию каждого объекта Ногучи
создавал «с участием движущихся людей во всех точках». Без этой
составляющей, считал он, все виды будут одинаковыми, и только
движение, обзор со всех сторон, наблюдение за их трансформацией
выявляет индивидуальность пространства.
Произведения Ногучи — это пластика пространства, которое
первично по отношению к отдельным скульптурным объектам. Процесс их
создания он называл «движением ощупью», имея в виду, что для
выявления скрытых свойств пространства художнику требуется перейти
на «новый уровень скульптурного опыта», так как логический анализ
не приносит нужного результата. Это соответствует японскому методу
творчества «увэй» (дословно – «произрастание»), который заключается
в «недеянии» и подразумевает следование естественному положению
вещей, выявление того, что заложено в природе, вместо создания
чего-то нового, то есть — отказ от замысла. Ногучи перенес этот
принцип на работу с городским ландшафтом, стремясь пластически
отобразить энергетику самого места в противовес западному подходу,
связанному с украшением, обогащением пейзажа. Согласно принципу
увэй, чтобы изобразить что-то, надо уподобиться ему, и, когда такое
слияние с объектом будет достигнуто, кисть художника начнет
двигаться сама. Именно это, возможно, имеет в виду Ногучи, говоря о
новом опыте и движении на ощупь.
Примечательны философские рассуждения Ногучи, где он
прослеживает связь своего творчества с традиционными принципами
японского сада:
«В японских садах скалы и камни размещают таким образом, чтобы
они представляли собой выступы земли. Каждый камень обладает
значительной массой, и потому весь сад можно рассматривать как
скульптуру, выступающую над дневной поверхностью, но большей частью
скрытую от глаз под землей. Эта невидимая масса незримо
присутствует в саду и рождает ощущение плавающего мира. Порой я сам
поддаюсь тому заблуждению, что смысл скульптуры может быть как-то
определен. Но разве на деле это — не осознание внутренней
реальности, которую скульптура отражает и обозначает? Космические
тела, перемещающиеся по небесной сфере, соединены между собой
гравитационными силами, силами притяжения и отталкивания. Земные
тела, хотя бы даже мы с вами, могут передвигаться по земной
поверхности, как опилки под действием магнита».
«Что заставляет меня постоянно возвращаться к Японии, за
исключением желания вновь и вновь прикоснуться к корням? Это мое
ощущение неразрывного родства с природными материалами и
мастерством японских ремесленников. Как изысканны и функциональны
их традиционные инструменты! Все идет к тому, что скоро и они будут
заменены машинами. Уподобляясь нищему или воришке, я нахожусь в
вечном поиске остатков тепла этой земли».

Теперь я знаю, что бывают не только музыкальные группы и
исполнители с одним ХИТОМ в жизни, но бывают и скульпторы с одним
хитом :-(
А вот еще мы с вами кое что рассматривали, а
А это всего лишь дерево !, а вот это
всего лишь
камень. Посмотрите
Как нарисовать
«Пандору» у себя в спальне. А вот еще бывают такие
Шедевры из
бумаги и такой
Стальной одуван.
Посмотрите, что можно сделать из
100 000
зубочисток и каким бывает
Бумажный
самолетик Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на
статью, с которой сделана эта копия - http://infoglaz.ru/?p=62608