Давай потеряемся (США, 1988)
o4enlichnoekino — 01.10.2018Давай потеряемся
Let's Get Lost
Режиссер Брюс Вебер
США, 1988 год
«Я помню страсть, маленький коктейльный столик, сигарету во
рту, воздух, твердый от табачного дыма... Я помню Элис в черном
шелковом платье, ее помаду, вкус джина с мартини, сладость
чужой слюны. И Чет пел: "Я влюбился так легко, так быстро...
Это любовь, мое глупое сердце, это любовь".
Эти слова американского поэта Джона Джорно вполне могли бы
стать эпиграфом к фильму «Давай потеряемся»: Чет, который пел
у Джорно песенку My Foolish Heart – это герой фильма. Чет
Бейкер.
У него была удивительная внешность: стройный красавец,
безукоризненный профиль, грустинка в глазах, прекрасные
манеры, белая футболка, джинсы, кожаные сандалии. На дворе
стояли 50-е; Бейкер выглядел кем-то вроде Джеймса Дина или Джека
Керуака. И он был гений. Не великий музыкант, но гений. Он
играл не затем чтобы взять новые горизонты, как,
скажем, Майлз Дэвис. Он просто любил играть, больше ничего - и
делал это гениально. А еще он пел баллады Кола Портера, Роджерса и
Харта, Джерома Керна, чуть хрипловато и с той же извиняющейся
самоуглубленностью, с какой играл.
Но фильм фотографа Брюса Вебера — человека, который стоит почти
за всей фэшн-индустрией планеты — не про этого Чета, хоть и
назван по одной из тех песенок. Он — про парня намного
старше, который жил в Европе, тратил почти все деньги на
героин, до конца жизни так и не вставил передние зубы,
выбитые в случайной драке и в конце концов то ли выпал, то ли был
выкинут с балкона отеля в Амстердаме в ночь на 13 мая 1988
года.
...Вебер познакомился с Четом в 1986-м в Нью-Йорке, попав на
его выступление; вспомнил, что джаз для него начался с
пластинки Chet Baker Sings and Plays 1955 года, захотел
снимать — сперва фотосерию, потом трехминутный ролик на
песенку Everything Happens To Me, а потом, поняв, что музыкант
не дичится, не чувствует его чужаком, подпускает все ближе и
ближе, решил делать большое кино. Снимал его полтора года,
когда выдавалось свободное время, на собственные деньги. В
нем есть Чет, его старые фото, кинохроника и музыка. В нем —
подруги, жены, бывшие и текущие, дети, коллеги, Крис Айзек,
Фли и RHСP, актриса Лайза Мари, актеры Лоренс Тримбл и Джек
Шелдон, фотограф Уильям Клакстон и много кто еще. Но все-таки
главный — Чет.
Брюс Вебер, бородатый мужчина в джинсах и бандане, сделал в
своей жизни много всего. Вы наверняка видели хоть одно его
фото — с моделями, актерами, музыкантами; вы видели его клипы,
снятые для Криса Айзека и Pet Shop Boys. Этот черно-белый
фильм он снимал терпеливо и упорно, периодически сталкиваясь
с разными препятствиями, главным среди которых был сам
Бейкер. «С ним было трудно, он же был чертов наркоман и
никогда не мог продолжить с места где мы остановились, и
начинал с начала — но он был совершенно чудесный. И мы все
очень любили его», - рассказывал Вебер потом.
«У всех есть истории про Чета Бейкера», - говорит закадровый
голос. В Венеции этим киноисториям дали приз критики, в Штатах их
номинировали на"Оскар". Чета уже не было в живых.
Судьба трубача Чета Бейкера — это судьба безумно одинокого,
много страдавшего, не очень сильного человека. Не нам судить,
почему его жизнь закончилась так, а не иначе. Но мы все еще
можем смотреть на него, видеть на морщинистом, изломанном
лице тень той, знаменитой улыбки, слышать нежный голос его
трубы и быть невероятно благодарными фотографу и режиссеру
Брюсу Веберу за то, что он дал Бейкеру возможность достойно
попрощаться с каждым из нас.