Что посмотреть в Туле. Площадь и проспект Ленина
kolllak — 23.10.2025
Теги: Успенский

В этом рассказе о Туле предлагаю прогуляться от Кремля до Центрального парка культуры и отдыха имени Белоусова. Это прогулка буквально по "ленинским местам". От площади Ленина идем по длинному проспекту Ленина. По дороге будет много интересного и, надеюсь, вы получите представление о Туле за пределами Кремля и его окрестностей.
Как тревел-блогер со стажем, я постоянно мониторю блогерские отзывов о разных местах. В какой-то момент лет пять назад у меня в ленте стала часто мелькать Тула. Многие туристы отзывались о городе крайне положительно. Тулу привели в порядок и гулять по ней стало очень приятно. В общем, все нахваливали.
Картинки и, правда, были завлекающие. Но меня смущало, что у всех они одни и те же: Кремль, улица Металлистов и новая набережная. По карте - это крохотный пятачок, который можно обойти за пару часов, если без музеев. Так что не скажу, что Тула была из моих фаворитов для поездки.
Но этой весной наша знакомая побывала в Туле по работе и очень прониклась. Мы решили съездить туда семьями. Для нас, как людей безлошадных плюсом было, что до Тулы из Москвы удобно добираться по жд. А что там смотреть особо нечего, так оно не так критично, когда вы в компании с двумя дошкольниками и двумя совсем малышами. На один день точно хватит.
Мы приехали вечером в пятницу и, действительно, самую туристическую часть обошли за этот первый вечер. На второй день... снова ее обошли уже более вдумчиво, посетили музей Оружия и облазили все детские площадки вокруг Кремля.
Выполнив программу минимум, после обеда встал вопрос, а что тут еще делать? Я предложил прогуляться пешком до местного "парка Горького". Детям - карусели, как цель, а папе-блогеру - немного посмотреть на местную архитектуру за пределами совсем уж очевидных мест.
Прогулку я начал с Садового переулка. За спиной у меня Кремлевский сад и Ивановские ворота, т.е. идем прямо от Кремля. Я попытался пройти вглубь по радиальным улочкам от Кремля, но все они оказались не слишком живописными. Интересные буквально пара зданий рядом с Кремлем, а дальше историческая застройка уже фрагментарна.
Бывшее здание Земского училища 1880-х годов. В советское время в нем также располагались разные учебные заведения.

Сейчас тут Православная классическая гимназия.

Улочки в центре Тулы в довольно приличном состоянии. В здании за гимназией с южным чугунным балконом неплохая кондитерская Корица. Внутри выставка акварелей местных художников. Забегите на кофе (что я и сделал). В целом, общепит в Туле на довольно высоком уровне.

Повернем на Менделеевскую. В этом здании находится музей Гармони деда Филимона. Я так понял, частный музей в стиле а-ля Коломна. Т.е. с театрализованным представлением для посетителей. Реклама у Филимона в таком залихвастском духе. Гармонь - отрада, гостю рада!
Если вы творческая и любознательная личность, вам точно сюда! Только здесь вы узнаете, что самая обычная вещь, например, сапог, может быть весьма многофункциональна: его можно носить на ногах, раздувать самовар, и даже исполнять мелодии! Не верите? Приходите, предоставит вам такую возможность! Вашему вниманию будет представлена не просто экскурсия, а настоящий театр действий, где главными героями будете вы и гармонь! Всем любителям петь, играть, плясать и просто слушать гармонику - непременно сюда!

А вот на Менделеевкой, 7 все серьзено. 18-й век! Памятник 1760-х годов, стиль – барокко. К этому времени относится центральная часть здания, левое и правое крылья пристроены в 1860 году.Первыми владельцами дома были известнейшие тульские промышленники Лугинины, им принадлежал ряд заводов на Урале и парусиновая фабрика. Фабрика имела монопольное право на поставку парусов для русского флота.
Лугинин вступил в акционерное общество «Средиземноморская торговая компания», которое организовало и контролировало деятельность русских купцов в государствах Средиземноморья. Среди коллег по делу за Лугининым закрепилось звание «русского льва внешней торговли». Затем он стал первым в истории Тулы городским головой. Его просторный четырехэтажный особняк с затейливой отделкой в стиле барокко в центре города был самым великолепным и величественным зданием того времени.

После смерти Лугинина здание отдали под мужскую классическую гимназию. В гимназии учились сыновья Л. Н. Толстого, писатель В. В. Вересаев. Сейчас тут тульский Пед.

Во дворике дворца разбит сквер Жуковского. Автор памятника поэту (уроженцу Тульской губернии) - известный скульптор Бурганов. Цитирую, почему памятник установлен именно здесь (хмм-хмм).
Наш первый корпус - это особняк, построенный в 18-м веке купцом Лугининым, где потом была мужская гимназия. Жуковский рисовал наш корпус, он рисовал тульские улицы, Кремль, здания, которые вокруг. Очень символично, что памятник будет стоять именно здесь.
По Туле много ли гуляли,
Все те же ль там – завод, ряды,
И все ли там пересчитали
Вы наших прежних лет следы?
У меня с поэзией даже, если это Жуковский, туго. Спотыкаюсь о такое: "Все те же ль там - и все ли там". Но тенденция мне нравится. В наших городах появляются памятники известным землякам, а не все эти Кировы и Урицкие.

Напротив еще один интересный особняк. Памятник архитектуры 18-го в, принадлежавший известному в Туле купцу Платонову. Во дворе сохранились многочисленные хозяйственные постройки, используемые в настоящее время для жилья. Ранее в них размещались каретный сарай, конюшня, баня.
В начале 20-го века дом сдавался под жилье. Это были весьма дорогие квартиры, и проживали здесь достаточно состоятельные жильцы.

У меня не было цели обойти все улочки вокруг Кремля. Поэтому по Менделеевской я пошел в сторону площади Ленина. По дороге попалось красивое здание бывшей больницы Успенского монастыря 1880-х годов постройки.

От самого монастыря уцелел только Успенский кафедральный собор начала 20-го века в русском стиле. Довольно интересный внешне. Особенно необычно смотрятся массивные черные купола. Здание впечатляло: высокие, представительные стены фасадов из тёмно-красного кирпича великолепно смотрелись под чёрными куполами, которые венчали ажурные кресты. Успенский собор был прозван в народе "Чёрной церковью" за цвет куполов. В советское время монастырь уничтожили, пытались взорвать и собор. Но он оказался очень крепко построен и выстоял.


Уникальным этот храм является не только снаружи, но и внутри. В 1909 году второй этаж был расписан учениками Василия Васнецова, которых специально пригласили в Тулу. Здесь можно увидеть такие сюжеты, как «Страшный суд», «Спаситель вседержитель», «Явление Христа народу» и «Вербное воскресенье». Все выполнены в цветовой гамме, которая характерна именно для школы Васнецова — это обилие темно-серого, синего и насыщенного бордового цвета. При этом часть росписей представляет собой повторение фресок Владимирского собора в Киеве, который расписывал сам художник.

Рядом с Успенским кафедральным собором стоит Преображенский храм. Тут уже классицизм начала 19-го века. Северный и южный фасады храма украшают колоннады из восьми мощных дорических колонн. Между колоннами — большие окна, благодаря которым хорошо освещался верхний храм.
Древнейшей и главной святыней Успенского монастыря, хранившейся в Преображенском храме, была икона Николая Чудотворца, именуемая «Тульской». Согласно сказанию, в 16-м веке один из днепровских казаков нашел в Туле на болоте икону св. Николая Чудотворца. Эта икона с тех пор особенно почиталась казаками и воинами. Считалось, что именно «Никола Тульский» помог защитникам Тулы отразить нападение крымского хана Девлет Герая в 1552 году.
Увы, в советское время икона была утеряна.

Площадь Ленина - это огромный и бессмыленный советский пустырь в самом центре города. В центре площади возвышается монстр - Дом Советов. В народе его сразу же прозвали Юнакиевским собором — по фамилии первого секретаря обкома КПСС Ивана Харитоновича Юнака – инициатора строительства этого здания. А после 1991 года и победы демократии в России здание в шутку или всерьёз стали именовать «Белым домом».
Возведение крупного общественного здания создает предпосылки возникновения новых городских ансамблей – архитектурных, исторических, идейных. Почти классическим примером последних служит прекрасный двухголосый аккорд кремля и Дома Советов. Отделенные друг от друга в мерах длины едва сотней метров, а в мерах времени более чем четырьмя с половиной столетиями, оба они – и средневековое, и только что отстроенное – являются крупнейшими стройками своего века, предельно монументальными и своеобразными.
Оба они олицетворяют: первое – оплот, второе – строй государства. Оба вместе они зримо свидетельствуют о преемственности судеб, истории и культуры города-героя. В том, что оба сооружения расположены рядом, что они глядят друг на друга, есть что-то знаменательное, неслучайное и судьбоносное. Постройкой Дома Советов рядом с кремлем логично завершилась начатая в XVI веке идейная, историческая и архитектурная фраза.
Пара восторженных абзацев выше от ученика Корбюзье Уклеина. У меня свой чисто мещанский, приземленный взгляд на все это. Я как-то увидел меткую характеристику подобной советской архитектуры - неуместность. И вот да, она тут неуместна. Само здание интересное вполне. Я против советского модернизма и даже брутализма ничего не имею. Но почему было бы не построить его где-то в другом месте, а не сносить уютные старинные кварталы?

Дом Советов возвышается прямо напротив Кремля, и, честно, я никакой связи между ними не улавливаю. Скорее наоборот. В итоге сейчас от старого города в Туле остался совсем жалкий огрызочек вдоль Металлистов, который со всех сторон подпирают заводы, унылые многоэтажки и пустырь площади Ленина.
Вполне типичаня картина в центре Тулы в паре шагов от Кремля.

Я специально посмотрел на официальном туристическом сайте Тулы (очень толковом), какие они предлагают маршруты для прогулок по городу. И таки да. В основном по периметру Кремля (в полкилометра примерно) плюс проспект Ленина. Не будешь же гулять по улицам с многоэтажками. Конечно, интересная архитектура есть в Туле и за пределами этого маршрута, но я говорю об единой исторической среде.

Но идем дальше. На фото наша компания. Старший разжился револьвером с пистонами в музее Оружия и пугал прохожих. Младший в Туле отсыпался. Это была наша первая поездка с ним в самостоятельном режиме без поддержки бабушек и дедушек. Оказалось, что спутник очень надежный. Вписался в нашу компанию.
Обходим по периметру площадь Ленина. Тут довольно много хорошей архитектуры, но фото ниже служит объяснением, почему я заснял только ее малую часть. Иногда прогулка - это просто прогулка, а не краеведческий забег.

Угловой трехэтажный дом начала 20-го века «пряничного короля» Гречихина. В доме, кроме квартир, были учительский институт, педтехникум, магазин «Тульский пряник», кожевенные товары Зинякина. Дом выстроен в стиле модерн, балкон со стороны ул. Ф. Энгельса поддерживают две кариатиды.

У меня почему-то не нашлось фото Филипповской перкани, пришлось взять в интернетах.
Основал пекарню знаменитый делец Филиппов – поставщик императорского двора, что по тем временам было олицетворением безупречного качества. Проверяли продукт наглядно – приказчик со всей силы придавливал хлеб ладонью, а затем отпускал руку. За 5 секунд выпечка должна была восстановить прежнюю форму.
Это не единственное изобретение Филиппова, которое дошло до наших дней. Есть байка от Гиляровского, что именно он выдумал булки с изюмом.
Однажды Филиппова вызвал к себе генерал-губернатор Закревский, и возмущенно продемонстрировал ему булочку, внутри которой был таракан. Недолго думая Филиппов схватил таракана и съел его, а генералу сказал, что это всего лишь изюм. Закревский засомневался, ведь булок с изюмом в то время еще не было. Чтобы развеять сомнения губернатора, Филлипов вернулся в пекарню и опрокинул в тесто ведро кишмиша. С тех пор булочки с изюмом стали излюбленным лакомством многих людей.

В доме Филипповской пекарни интересная арка. Надо заглянуть!

За аркой... городское пространство Арка. Это еще одна особенность Тулы. По всему центру разбросаны такие уголки бюргерского благополучия с хипстерским уклоном. Москвичей подобными лофтами не удивишь, но за МКАДом встретить такие модные места приятно. Я насчитал, как минимум, четыре городских пространства. Дальше еще покажу парочку.

Ну, здорово же.

Мурал по теме тульской промышленной истории. Тоже отлично.

Выходим обратно на Советскую. Хорошо, что в Туле помнят нормальные названия улиц. В центре все таблички дублируются. Может, когда-то им вернут исторические названия.

Еще для иллюстрации городской среды Тулы в центре города. Город, действительно, производит впечатление ухоженного и благополучного места.

Одно из самых интересных зданий на Советской - дом Ломова. Ломовы Василий и Иван – известные тульские купцы, одни из первых тульских самоварщиков. В 1812 г. состоялось открытие самоварной фабрики Василия Ломова. Фабрика Ломовых ежегодно выпускала до 10 тыс. самоваров. В начале 20-го века в этом доме находился известный в Туле рыбный магазин Киселева и магазин Князева, торговавшего бакалейными и москательными товарами.

Не, ну кайф же. Магазин волшебных палочек... в Туле.

Тут мы подошли к началу проспекта Ленина. Улица была известна еще с 14-го века. Сейчас - это самая оживленная улица Тулы. В Россiи называлась Киевской. Длина проспекта почти 6 км. Мы, конечно, осилили только треть его до парка Белоусова.

На проспекте Ленина уцелело много исторических зданий. На полный гид по проспекту не претендую. Тут можно про каждый дом что-то написать. Причину такой поверхностности я объяснил выше. Но, полагаю, представление получите.

С 11 лет Николай увлёкся игрой на гармони, научившись сначала играть на однорядной диатонической гармонике, на слух подбирая мелодии некоторых песен. Примитивность существовавших в то время гармоней резко ограничивала исполнительские возможности Николая Ивановича. Ему хотелось переделать голоса инструмента так, чтобы на нём можно было исполнять классические произведения. У Белобородова возникла идея создания новой модели гармоники.
Осенью 1875 года Николай Иванович договорился с гармонным мастером об изготовлении экспериментального инструмента по разработанным чертежам. За основу новой гармоники, получивший название хроматическая, была взята тульская диатоническая однорядка. К первому ряду Белобородов добавил второй — с недостающими полутонами. Клавиатура гармоники обрела новые формы, заимствованные из фортепиано, однако их группировка была иной, попеременной: после белой клавиши шла чёрная.
Гармоника была «настоящим шедевром по сравнению с другими, выпускавшимися в то время». Тогда это было прорывом в музыкальной индустрии. С этой гармонью Николай Белобородов и вошел в историю. А организованный им в дальнейшем ансамбль любил слушать сам Лев Толстой.


Этот доходный дом, построенный в начале 20-го века, принадлежал товариществу «Игнатий Козьмич Платонов с сыновьями». Это были одни из самых богатых купцов в городе.
Братья Платоновы торговали рыбой по всей Российской империи. Они владели промышленно-торговыми предприятиями, рыбными промыслами, складами для хранения продукции, пароходами, барками, снастями и принадлежностями для рыбной ловли. Рыба добывалась на Волге и Каспийском побережье. Товар Платоновых отличался свежестью и пользовался спросом у горожан.
Один из братьев Константин Платонов прославился своей любовью к лошадям. Он входил в «Тульское общество поощрения коневодства», а также был известен тем, что поспособствовал выведению новых пород лошадей, которыми интересовались, в том числе, иностранные покупатели. Здания бывших конюшен находятся во дворе дома. Интересно, что первоначально дом имел два этажа, а третий появился во второй половине 1930-х годов.


Дом Крафта. Здесь до начала 20-го века располагалась аптека. Сначала она принадлежала Константину Крафту, затем Федору Лейкеру, после Роману Бейеру и, в конце концов, последним аптекарем стал Фердинанд Белявский. В конце 19-го века аптека была продана колбаснику Лехельту, который изменил облик здания: снес мезонин, украсил фасад элементами нескольких стилей, сделав из скромной аптеки вид торжественного «пряничного домика», который мы видим сегодня.

Сейчас в доме Крафта выставочное пространство ТИАМ. Последовательно расположенные комнаты, характерные для анфиладной планировки отлично подходят для выставок, чем удачно воспользовался Тульский историко- архитектурный музей. Кроме того, в качестве творческого пространства ТИАМ использует внутренний дворик бывшей аптеки.
Вечером здесь загорается месяц, застрявший в ветвях березы, а на старинной кирпичной стене зажигается сумеречный силуэт города с кардиограммой. Атмосфера, поддерживаемая такими арт-объектами, способствует проведению молодежных фестивалей на свежем воздухе.
Похоже, что Тула - очень модный город.

Для подкрепления этого тезиса свернем с Ленина в подворотню. И тут нас поджидает Творческий индустриальный кластер Октава. Здесь можно сходить на выставку современного искусства, получить навыки в Высшей технической школе, услышать самую актуальную музыку, провести время с книгой в современной библиотеке, познакомиться в мультимедийном Музее станка с историей промышленности Тулы и России.




Вообще, Октава - это завод по производству микрофонов. Разрабатывает и серийно выпускает студийные микрофоны, микрофоны селекторной связи, телефонно-микрофонные гарнитуры, слуховые аппараты.
Я не только тревел-блогер, но еще и блогер-аудиофил. И, поэтому в теме, что микрофоны Октава высоко котируются у звукарей. Микрофоны Октава с успехом использовались многими музыкантами во всем мире, среди наиболее известных имен можно отметить U2, Sting, Iron Maiden, Radiohead. В общем, наш русский (и достойный) ответ Neumann и AKG.


Выходим обратно на проспект Ленина. Первое здание - Старо-тульская аптека Белявского великолепием своего убранства и качеством обслуживания славилась по всей России. Аптека в этом доме просуществовала вплоть до 2011 года. Затем здание было передано музею.
Спустя два года на первом этаже была открыта постоянная экспозиция «Старая тульская аптека». Здесь можно познакомиться с аптечным антуражем 19-го столетия, проникнуть в тайны фармации, поучаствовать в провизорских штудиях и экспериментах, увидеть коллекцию «диковин» и даже посмотреть в «мелкоскоп» на настоящую подкованную блоху.

По четной стороне Ленина тоже интересные здания, но я уже сделал оговорку, что сейчас просто в роли неспешно гуляющего.

Жены с колясками, мужья с фотиком. На самом деле где-то в этом месте коляску вручили мне, т.к. начался довольно крутой подъем в гору. Но камеру не отобрали, так что продолжаю фотопрогулку.

Тульский государственный академический драматический театр им. М. Горького. Весьма интересный проект в стиле модернизма, но из-за деревьев с проспекта плохо читается.

Модернизм - хорошо, а модерн - еще лучше. На фото музей «Тульские древности». Здание, в котором размещена экспозиция музея, является одним из немногих представителей архитектурного стиля модерн в Городе мастеров. Оно было построено в начале 20-го века купцом Ермолаевым-Зверевым.
Балконы, окна и кованые детали полны плавных, природных линий, как это и полагается зданию в стиле модерн. Даже в 30-е годы 20-го века усадьба Ермолаева-Зверева сохраняла на своей территории фонтаны и цветники.

Сейчас в усадьбе музей. Часть экспозиции посвящена Куликовской битве. Вторая часть экспозиции – реконструированная изба ремесленника Тулы 17-19 веков. По описанию довольно интересный музей.

Здание первой пожарной части и городской полиции (середина 19-го века).

Ну, а дальше прям столичный уровень. Построено здание по проекту известного московского архитектора Иванова-Шица, который применил наиболее модную в то время архитектурную форму эклектики — сочетал приёмы неоклассицизма и модерна.
Первоначально оно строилось для Тульского Дворянского клуба, было открыто 14 октября 1912 года в ознаменование 100-летней годовщины Отечественной войны 1812 года.
В процессе строительства было принято решение о возведении сценической коробки, что позволило впоследствии использовать клубное здание в качестве театрального. С начала 70-х годов в здании находится Тульская областная филармония.

Рядом не менее помпезное здание Дворянского пансиона-приюта. Это было закрытое заведение, предназначенное для образования и воспитания детей сирот дворянского звания.


Дворянское собрание я смог заснять только с угла. Дом дворянского собрания был открыт 8 января 1856 г. Современники отмечали, что мест общественных удовольствий в Туле немного. В зимнее время единственным был Тульский Дворянский Клуб, переименованный в Собрание, неизвестно почему названный Дворянским: членами его всегда могли быть лица всех сословий.
Это постоянное место вечернего препровождения времени для многих любителей карт и хороших ужинов. Но есть и другие причины, почему всякий приехавший в Тулу спешит сделаться членом Клуба: это, во-первых, возможность сразу познакомиться с большей частью тульского общества, а для деловых людей возможность встретить нужное лицо. Во-вторых, Клуб имеет кабинет для чтения, где почти все лучшие периодические издания России и многие заграничные, а главное - прекрасная и богатая библиотека. В-третьих, семейные вечера, маскарады и балы привлекают много местной молодежи.
В сентябре 1856 г. на дворянском съезде присутствовали Толстой, Тургенев, Хомяков, которые предложили освободить крестьян от крепостной зависимости. В разные годы здесь выступали Шаляпин, Собинов и другие. 12 апреля 1890 г. на репетиции комедии Толстого "Плоды просвещения" присутствовал автор.


Постепенно застройка становится уже советской, но не менее привлекательной.

На этом фото примерно можно оценить, сколько мы прошли от Кремля.

На пересечении Первомайской и Ленина возвышаются несколько шикарных сталинок. В этом доме жил известный советский оружейник Токарев. Думаю, пистолет ТТ всем знаком.

Сталианс позднего извода, 50-х.

Самое шикарное здание библиотеки я н
|
|
</> |
Почему стоит заказать шкаф по индивидуальным размерам: плюсы и особенности проектирования
В Тулу без самовара. Глава 4. Богоявленский собор тульского кремля.
Муки творчества и порочные связи с ИИ
Подарок на Покров
Россия — великая держава, или Цитата дня
Финальная партия: Трамп срочно собирает высших офицеров США со всего мира. Что
На горе Орлиной
Лучший день
Говорят киевляне и не только

