Читая М. Манна
d_v_sokolov — 29.11.2025
Продолжаем читать замечательное исследование западного ученого М. Манна, «Фашисты». Это — научный взгляд на ультраправые режимы, возникшие в Старом Свете накануне Второй мировой войны. Ученый имеет свое видение относительно заявленной темы. Он выводит спорную (не отрицая спорности), но по-своему аргументированную концепцию, суть которой состоит в том, что движение Муссолини в Италии, и движение Гитлера в Германии, а также движения в Австрии, Венгрии и Румынии — это явления одного порядка. При этом: германский опыт (глава, посвященная ему — следует за «итальянской») — выбивается из общего ряда:
— тем, что возник в обстоятельствах, отличных от итальянских. Италия не проиграла Первую мировую войну. В ней скорее было недовольство более чем скромными преференциями от участия в борьбе на стороне Антанты. Собственно, ирредента в Фиуме и опыт великого итальянского поэта и патриота Габриеле Д'Аннунцио — это очевидная попытка закрыть гештальт.
Тем не менее, просматривается и общее.
Костяк итальянских фашистов, как и в Германии, составили: а) ветераны войны (в Италии — самые мотивированные кадры — это «ардити» — бойцы штурмовых батальонов, которые реально жили на грани жизни и смерти (из них лишь минимум примкнул после войны к левым — минимум, ничтожный. Основная масса — либо к Муссолини, либо к другим националистическим партиям и движениям); в Германии кадры, прошедшие школу мировой бойни, но вкусившие еще и поражение и послевоенное унижение — также составили значимый сегмент мотивированных нацистов); б) следующее за ветеранами молодое поколение, не повоевавшее на фронте, но явно находящееся под влиянием военного опыта.
Интересно, что в обеих странах — это довольно заметный процент студентов. Быть ультраправым в те времена и в тех странах...было...видимо, органично-естественным. Большевизм с его страшным опытом в России определенно явил собой образ крайне непривлекательный.
При этом местные левые, которых итальянские фашисты и германские национал-социалисты сделали объектом своего ультранасилия — были, как можно вынести из исследования, на фоне российских большевиков — крайне слабы и унылы. Уровень их насилия, по М. Манну, был ниже.
Однако местные левые и явные коммунисты были во многом виртуально демонизированы ультраправыми до уровня инфернальной угрозы. На них примерялись образы ленинско-сталинского большевизма. А в 1920-е гг. — даже скорее ленинского, эпохи Гражданской войны. Здесь оказался востребован тот пласт информации, которая принесла в мир антибольшевистская русская, а потом и эмигрантская пресса — где публиковались сообщения о терроре ранней советской власти и иных ее практиках, ужасавших жителей европейских стран. Ультраправые образ красной угрозы восприняли, и использовали в своих утилитарных целях. Для борьбы с местными конкурентами, а также как основу мобилизационных практик. Плюс педалировалась тема связей местных левых (реально имевших место) с СССР.
Германский опыт был с самого начала полон лютой ненависти и агрессии, ибо «недостаточные плоды победы» (как это было в Италии) и сокрушительное поражение и унижение (Германия) — это явления диаметрально разные. Немцы проиграли войну, были крайне унижены, злы. И если широко известен Ремарк с его антивоенными посылами, то не менее известный Юнгер — наверное, более задевал в тот момент сердца немалой части германцев. Включая будущего фюрера. По М. Манну, в 1920-е гг., сложилась целая индустрия мемуарной литературы, подобной знаменитым Юнгеровским «В стальных грозах». Приводятся соответствующие цитаты из одних подобных мемуаров. Где не было рефлексии людей, проигравших войну. Было упоение штурмом и натиском, а также тем, как мемуаристы и их сослуживцы творили карнавал смерти. Эти мемуары, согласно М. Манну, становились бестселлерами.
В монографии нацизм рассматривается еще и в контексте политтехнологий. «Его борьба» (тм) — это ведь довольно скучная книжка, на самом деле. Где много места занимает нарратив автора о его жизни до прихода в политику. Однако там заметное место занимают практические (чуть ли не на уровне руководства к действию) рекомендации, как строить пропаганду, как работать с массами и т.п. Так вот, в книге М. Манна указано, что национал-социалисты едва ли не первыми на системном и последовательном уровне стали проводить партийные мастер-классы по ораторскому искусству и пропаганде, собирая своих агитаторов и постоянно их тренируя. При этом, согласно ученому, фюрер, занявшись политикой, накануне прихода к власти — проявил готовность идти на компромиссы с элитами, с одной стороны. А с другой — смягчал именно накануне выборов и свою риторику, и требовал того же от пропагандистов. Это нравилось не всем из участников движения.
Тем не менее, наци-практики в сфере политтехнологий были новаторскими для своего времени.
В целом — М. Манн отмечает как факт, что итальянский опыт определенно остался в тени германского по степени радикализма и заряженности на агрессию, которая вылилась в известные и осужденные практики времен Второй мировой войны и накануне ее.
П.С. Остановился на главе о венгерском опыте. Частично ее начал читать.
Но в целом в исследовании проводятся очевидные тезисы. Национализм (даже крайний) — это еще не нацизм; парамилитаризм — тем более. Авторитарные режимы, даже если они в годы Второй мировой войны и выстраивали дружественные отношения с Третьим Рейхом — это иное явление, чем сам Рейх. Собственно, национализм, парамилитаризм, вождизм — безусловно, значимые слагаемые и режимов в Италии и Германии. Но сами по себе эти явления не тождественны известным движениям на буквы «ф» и «н». Как и авторитаризм. И уж подавно — антикоммунизм. Это то, что в своей совокупности присуще тем движениям и режимам. Но в то же время в книге указывается, что в межвоенной Европе парамилитаризм (ветеранские организации) существовали и во вполне демократических странах. А антикоммунизм, национализм — это то, что объективно овладевало умами в самых разных странах. В т.ч. на фоне произошедшего в бывшей Российской империи.
В общем, весьма глубокое исследование, где автор сам отмечает спорность некоторых своих тезисов, но пытается их аргументировано обосновать.
|
|
</> |
Apple Watch SE: оптимальный выбор умных часов для здоровья и повседневной жизни
Я вас научу, как Украину любить, курвабоберы...
Песни про волшебное
Ключевой шаг к энергетической независимости Европы
Тверь. Галерея пейзажа имени Е. И. Зверькова. Выставка Всеволода Соболева.
Зайцы-обнимайцы — серия последняя
Двушечка
дыбр
Очень тупая Каллас лицо ЕС...

