Угрожающая телефонограмма (Ялтинский голос, 29 июля 1917)

топ 100 блогов d_v_sokolov25.11.2025

Недавно вышедшая моя книга «Русская Ривьера в период больших потрясений 1914-1921 гг.», безусловно, не является исчерпывающей. Многое там осталось «за кадром». Даже в «белом» периоде, который специально рассмотрен весьма подробно (потому что до сих пор остается изучен поверхностно, и общие представления о нем сформированы неким миксом из взаимоисключающих нарративов: советским — который утверждал, что все было плохо, и белым — где больше эмигрантских душевных терзаний о поруганной и потерянной Родине). Потому как вышедшая книга — это лишь один из МНОГИХ проектов, связанных с Южным берегом Крыма. Один из этих проектов является столь долгоиграющим, что даже сложно прогнозировать сроки. В отличие от других замыслов, реализация которых весьма близка к завершению (в смысле, что будут новые книги). 

Изучение прессы тех лет и опубликованного массива продолжается до настоящего времени. Делаются запросы в музеи и центральные библиотеки. В рамках исследовательского обмена (а он уже много-много лет заменяет мне серфинг сети, которую мне смотреть особо и не интересно), а также по официальным заявкам (с оплатой) мои закрома ежедневно прирастают новыми материалами. Не только по Ялте, но и по другим городам Крыма. 

И вот, из того, что не вошло в вышедший труд, но определенно войдет в числе других фактов — в предстоящие проекты — примечательна следующая заметка из газеты «Ялтинский голос» (№ 100, 29 июля 1917):

Угрожающая телефонограмма.

В четверг 27 июля гор. водопроводной конторой принята телефонограмма следующего содержания: "Я, член Ливадийской слободки (?) Афанасьев, заявляю вам, что на слободке нет воды, если немедленно не дадите воду,  то явимся к вам и устроим беспорядки, а также налогов не будем платить. В прошлом году вы "буржуков" мучили, а в этом году людей".  

__

Приведенный случай более чем столетней давности можно рассматривать с разных точек зрения. В советское время авторы около-исторических текстов определенно увидели бы здесь в первую очередь социально-классовые противоречия, и недовольство сложившейся ситуацией в грозный 1917 год. 

Но это лишь один из аспектов. 

Действительно, после крушения монархии в регионе проявились отрицательные тенденции. В том числе, в области ЖКХ. Это происходило по разным причинам. В том числе, и по тем, которые персонаж замечательного произведения М.Булгакова «Собачье сердце», профессор Преображенский, охарактеризовал как разруху в головах, а потом в клозетах. Конечно, будет разруха, если не работать, а заниматься митингами и забастовками! А потом еще инфантильно удивляться — а почему-то грязно на улицах, и почему аварии не устраняют. А работать надо. А не демагогию разводить.

На самом деле — приведенная телефонограмма является выразительной и без привязки к революционному времени.

Вам это подтвердит любой работник сферы ЖКХ или оперативный дежурный по городу, в задачи которого входит принятие обращений граждан по телефону. Ох, какой же концентрированный поток возмущения и хейта этим людям приходится слышать, если произошла авария где угодно, и ее не устраняют!

Угрозы будут звучать еще и похлеще. Ибо один из очевидных способов вызвать социальную напряженность — это нарушить работу жизненно важных коммуникаций, и не принять мер по устранению данной проблемы.

В этой связи довольно интересно изучить, как реагировали граждане на аварии и не принятие мер по их устранению — в ранний советский период. Когда угрожать было чревато. Это могло обернуться не только тюрьмой, но и смертью. При этом состояние систем ЖКХ — хоть в Крыму, хоть где угодно — в 1920-1930-е гг., мягко сказать, было крайне проблемным. В Крыму-то еще хоть многое (на том же ЮБК, где до сих пор сохранились с царских времен канализационные люки) было более развитым (подарок от проклинаемых красными русских царей и российско-имперских дворян, чиновников, меценатов и предпринимателей). Но все это как-то приходило в негодность.

Поводов жаловаться определенно было больше. И очень интересно изучить образчики таких жалоб. Угрожали ли коммунальщикам и властям при Ленине-Сталине тем, что сейчас замутят массовые беспорядки. Что-то как-то думается, что нет...

На тему ЖКХ при ранней советской власти — рекомендую монографию д.и.н. И.Б. Орлова «Коммунальная страна: становление советского жилищно-коммунального хозяйства (1917-1941)». Читал очень давно, надо освежить память. Но там отмечены имеющиеся проблемы в данном вопросе.

Также, советую разыскать дневники симферопольца Евсея Ефимовича Гопштейна, который по роду своей деятельности в годы советской власти работал не на последних ролях в сфере ЖКХ. В этом портале в сталинскую повседневность предвоенных лет о проблемах в сфере ЖКХ на примере одного только Симферополя (на всякий случай, столица Крымской АССР!) — написано ох как много. Причем, в сопоставлении с дореволюционным временем. Которое хоть и не было лишенным проблем, но автор больше находит в нем положительного. Во многих отношениях. Если не во всех.

Т.к. издание является редким, выдержки из него активно здесь размещались. Продублируем некоторые ссылки — с информацией о проблемах в данной сфере.

Цитата:

"Города Крыма попрежнему запущены и все больше разрушаются; В них не поддерживаются не только окраины, которые находятся теперь в положении, неизмеримо более беспризорном, чем это было в дореволюционное время, при цензовых городских управлениях, но даже и центральные районы городов, а строители «нового лучшего мира» заняты «художественным оформлением» каких-то придорожных беседок, фонтанов и проч., заняты установкой на шоссейных дорогах на южный берег неизвестно кому и для какой надобности нужных скульптур, на которые расходуются громадные денежные средства. Газеты сообщают, что на благоустройство Ялты, иод которым в соответствии с нынешним пониманием вещей следует понимать, главным образом, именно «художественное оформление» города в виде постановки нее тех же беседок и статуй и т.д., — будет израсходовано в 1940 г. 3600 тыс. руб., из которых на одно только "архитектурное оформление моста через речку Дерекойку" предполагается затратить свыше 100 тыс. руб.!"

Цитата:

"В городе уже две бани, а помыться все же негде: одна баня совсем не работает, за отсутствием топлива, а вторая работает с перебоями, в результате которых в ней скапливаются громадные очереди, и для того, чтобы помыться, нужно попрежнему стоять в очереди полтора-два часа в ожидании возможности только попасть в баню".

Цитата:

"Город попрежнему загажен до последней степени; попрежнему выгребные ямы и мусорные ящики, дворовые уборные и уборные внутри зданий переполнены, содержатся отвратительно, загажены. Попрежнему, как и в первые годы советской власти, основной запах зданий в большинстве советских учреждений — это густой запах неисправных уборных, который стоит по всем коридорам и проч. и к которому уже до тоге притерпелись, что даже как-то и не замечают его".

Цитата:

«В течение уже семнадцати лет советской власти в Крыму население ни разу не имело возможности пойти на склад и купить топливо! Семнадцать лет население городов Крыма обогревается местным солнышком, щепками, керосиновыми лампами—да и то только тогда, когда бывает керосин. Это-ли не непрерывное улучшение быта трудящихся? Это-ли не рост материального благополучия тех, кто строит царство социализма?

Целый ряд веков истории России прошел под знаком: «земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет!». С нее, с этой формулы, начали характеристику своей родины, на заре русской истории, представители славянских племен, пришедшие к варягам искать людей для установления порядка на их земле; под ней, под ее воздействием, прошел, в сущности, и весь исторический процесс русского народа. Все-же, однако, прошли века, и формула эта для нынешнего времени даже углубилась: и порядка на этой земле не прибавилось, и изобилие на ней исчезло. Осталась только «великая земля», на которой живет попрежнему темный, а теперь, кроме того, еще и нищий, голодный народ, получивший недавно краткое, но достаточно сильное определение нынешней "социалистической фазы" своего исторического бытия, сделанное иностранными экономистами и подводящее итоги уже многолетним усилиям коммунистической, большевистской партии установить в России царство справедливости: «это — вшивая казарма на голодной пайке». И попрежнему владеют народом и распоряжаются его судьбами проходимцы, как это уже не однажды бывало в прошлом России. И жаль, чрезвычайно жаль, что Салтыков не дожил до этого времени, которое дало бы ему возможность прибавить к его «Истории одного города* еще один любопытный эпизод".

В этой связи довольно интересно прикинуть, как воспринимал не просто перебои и аварии в сфере ЖКХ, а натуральную разруху автор той угрожающей телефонограммы 1917 года. Если, конечно, пережил лихолетье Гражданской войны, красного террора 1920-1921 гг. и голода 1921-1923 гг.

Все познается в сравнении. Зная о том, сколь неэффективной была практика ранней (да и поздней, между прочем) советской власти в сфере ЖКХ — уже как-то и проблемы эпохи Временного правительства выглядят бледными. Тем более, что их действительно пытались решить. Насколько это было возможно.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Предыдущий выпуск Если хотите, можете выбрать лучший демотиватор: View Poll: #1968314 ...
С днём отца! Лётчик-испытатель, Герой Советского Союза Валерий Чкалов с сыном Игорем в Парке культуры и отдыха Сокольники , 1938 ...
Чеклист — это список идей для авторов — о чем написать, а также инструмент для организации творческой деятельности — в списке можно отмечать выполненные задания.  В этом посте я подробно рассказываю про типы заданий и призы, которые можно получить за разное количество ...
...
Я вот думаю, – какой дурак решил сюда ссылать?.. Ваш Коба. Ссылать нужно в Москву, на страшные муки. Чтоб – вечное стояние в адовых пробках, чтоб шум в ушах и пустота взглядов, чтоб зависть к имущему и презрение к голодному медленно ели душу. И чтобы проснуться однажды ночью, ...