Четыре истории.

История первая, от очевидца.
Меня всегда удивляло, что в Москве живут очень разные люди. Нет, не этнически разные, это понятно, но русские с очень разной культурой общения. Сам я из среды, где надо продумывать, что, как, когда и кому говорить, а о чем лучше промолчать. Т.е. цена слова довольно велика. Это часть отбора, и те, кто не хотят или не могут управлять своей речью, отбраковываются. Но я встречал и людей с еще более отработанными навыками общения, причем иногда встречал их в довольно неожиданных местах. Скажем, таким был мой давний тренер по теннису. Казалось бы, что за образ жизни – набрасывать мячи, а вот, тем не менее, разговаривал он хорошо поставленным голосом, примерно, как советский диктор годов 60-х; очень легко и умело подбирал слова для выражения самых деликатных мыслей. Были и другие корифеи, у которых я жадно учился, понимая, насколько мощное оружие слово. Что два синонима могут означать разницу между успехом и прозябанием, а иногда - даже разницу между свободой и несвободой.
Это с одной стороны. А с другой, в магазинах я постоянно встречаю пенсионерок, по виду – 100-пудово местных-разместных, которые разговаривают и ведут себя абсолютно по-деревенски. Не в смысле, плохо, а в смысле, что слова не подбирают и говорят первое, что приходит в голову, не продумывая последствия. И меня это коробило: город-то, пусть и большой, но один, и я ожидал некоторого однообразия. А вот нет: получите максимальную полярность!
И однажды до меня доперло: это издержки роста! До 1917 г. город Москва умещался в пределы современного Третьего транспортного кольца. Другими словами, сейчас подавляющее большинство жителей Москвы живет там, где еще 100 лет назад пасли коров. Более того, эти самые пенсионерки их, возможно, и пасли в детстве. Это город пришел к ним в деревню, а сами они из нее никуда и не выезжали! А вот тот самый тренер, например, был из зажиточного купеческого рода, т.е. и он, и несколько поколений его предков – люди городской культуры, жившие в настоящем городе, внутри Садового или даже Бульварного кольца. Другими словами, у нас попросту еще не сформировалось количество людей городской культуры, нужное для города такого размера, а те, что есть, распределены неравномерно.
История вторая, литературная.
Что мы знаем о дворянах? Дуэли! :)) Разные страны в разное время, но прошли через это. Даже в США, где дворян формально не было, Александра Гамильтона, отца-основателя с 10-долларовой купюры, убил на дуэли вице-президент страны. Считают, что Федор Толстой (Американец) убил на дуэлях 11 человек, и, видимо, самих дуэлей у него были десятки. Неудачное слово, шутка, даже косой взгляд могли иметь фатальные последствия.
Как объяснить, что люди убивали друг друга напропалую из-за ерунды? Если это устоявшаяся часть культуры разных стран, то должна быть в этом какая-то сермяжная правда … Читаем дальше! :))
История третья, от которой не зарекаются.
Я всегда старался держаться подальше от этой части жизни и всего, что с ней связано, но какие-то сигналы она посылает, и я их улавливаю. И я знаю, что там цена слова максимально высока. И еще вхожие в эти круги мне рассказывали, что воры в законе – подчеркнуто вежливые люди. Хотя далеко не дворяне :))
История четвертая, экзотическая.
Знаю ее заочно, но вот почему-то интересует меня Япония. Много чем, но сейчас - о культуре общения японцев.
Идея-фикс – избегание конфликтов и вообще неловких ситуаций. Нечто противоположное нашим рубить правду-матку и говорить по душам. Множество иносказаний и завуалированных намеков. Система поклонов. Невероятно сложный синтаксис речи, зависящий от взаимоотношений между разговаривающими людьми, на наши деньги это десятки разных спряжений в зависимости от того, кто с кем разговаривает: муж с женой, два друга, начальник с подчиненным, два незнакомца на улице, пожилой с молодым, и т.д. и т.п.
Думаю, кто-то уже понял, к чему я веду: стиль общения зависит от плотности населения.
На одном полюсе – сельские жители. Живут они на просторе, постоянно заняты хозяйством, встречаются друг с другом редко, общаются мало. Если с кем поругался – можно годами неприятного человека видеть только издали и не разговаривать.
По мере нарастания скученности все усложняется. Городские жители и живут в толпе, и работают обычно в коллективе. Волей-неволей приходится договариваться, учитывать чужие интересы и даже чужое настроение. И даже чужие бзики.
Дворяне, знать, аристократия. Географически они могут жить
по-разному. Можно жить в поместье и ни с кем особо не пересекаться.
Из тех, кто может вызвать на дуэль :)) Но в социальном смысле их
мир чрезвычайно тесен! Рано или поздно тебе надоест общаться с
дворовыми девками мужиками и захочется в круг тех, кто может
поддержать с тобой беседу, с кем у тебя общие интересы. И добро
пожаловать в салон Анны Павловны Шерер, все дороги ведут туда! :))
А там – следи за базаром.
В перенаселенной Японии все эти вещи были доведены до экстремума. Дуэли - само-собой, но самураи еще практиковали и убийства случайных прохожих просто по настроению. Или чтобы проверить новый меч. Многие смотрели Семь самураев, помните, как там крестьяне лебезят перед самураями?
Ну и зона, где все друг у друга сидят на голове. Тут все очевидно.
Мораль: культура общения, которую иногда не вполне точно называют «вежливость» («манеры» - более уместно, как по мне), это по происхождению не интеллигентская придурь, а нечто навроде брони, которую общество подсознательно, инстинктивно вырабатывает методом проб и ошибок. И которая, порой, описана кровью. Помимо того, что это иногда еще и пропуск в какой-то круг.
|
</> |