Александр Сокуров: "Если Серебренникова вынудят эмигрировать - это будет сокрушительный удар"


— Я говорил с ним. Правда, коротко. Он в этот день репетировал. Я спросил его, как он себя чувствует. Кирилл сказал: «Как в молохе». («Молох» — один из сокуровских фильмов. — З.Е.). Состояние его не назвал бы паническим. У меня не было ощущения, что он испуган, боится. Но все выглядит очень странно. Эта демонстративная форма прежде всего. Кирилл — явно не уголовник. И он не политический деятель. Тогда как понимать то, что происходит? Все это неприятно. По самой атмосфере — неприятно.
Кирилл — очень активно работающий режиссер. Ему есть что реально, достоверно предъявить. Он — такая деятельная «машина» по производству художественных идей. Непрерывно создает именно художественные ценности. Ни днем, ни ночью не прекращает поиск в этом направлении. Он ставит балет в Большом, ставит оперу, ставит драматические спектакли, снимает кино. Вокруг него всегда много студентов, молодежи. И конечно, все эти обыски и допросы — они в эмоциональном плане сокрушительно действуют. Я очень это понимаю.
Хотел бы посмотреть в глаза следователю, который говорит с крупнейшим режиссером Кириллом Серебренниковым. Понимает ли он, следователь, с кем говорит? Нет, это не то что раз Серебренников — режиссер, то он стоит вне закона. Но я знаю Кирилла. С огромным уважением к нему отношусь. И знаю, что ни в какой, даже самой малейшей степени он не мог участвовать в чем-то недостойном. По своей внутренней сути не мог. Он слишком крупен. И слишком умен.
Как режиссер я знаю, что такое отчетность за деньги, которые получаешь на создание фильмов или спектаклей. Там все на виду. Это жесткая ответственность. И отчетность самая, самая конкретная. А тут — 200 миллионов рублей и за 2011–2014 годы. Почему раньше не возникало вопросов? И почему отвечать на эти вопросы Серебренников должен в такой шокирующей по эмоциональному воздействию форме? Почему он априори должен быть подозреваемым? Вы заметили, что мы с вами все время говорим о форме. Которая, да, может быть важнее содержания. Которая, да, как обруч, со-держит.
Я примеряю эту историю на себя. И понимаю: если мой порог в такой форме переступают, то на мне поставлена точка. Меня уже нет… И это никакое не преувеличение. Из таких хитросплетений вырваться невозможно. Просто невозможно! Мне кажется, каждый гражданин это понимает. У нас тяжелая память на такие дела. И нам, кстати, не сказали, что в этом плане с тех прошлых времен что-то очень кардинально изменилось. Власть не сказала нам во всеуслышание: «Граждане России! Не волнуйтесь! Молоха нет. В силовых структурах произошли изменения. Мы — не наследники той системы, когда можно было подозревать каждого и когда из-под этих подозрений невозможно было вырваться». А если нам даже это говорится, то звучит очень невнятно.
Повторю: я не утверждаю, что есть люди, которые находятся над законом или вне его. Нет! Но соблюдать приличия надо. Приличия! Правильно говорит Явлинский: «У нас нет уважения к человеку». Изначально нет. Вот в этом все дело. …Если Кирилла Серебренникова вынудят эмигрировать — для меня лично это будет сокрушительный удар. Борьба с культурой в идеологическом пространстве — невозможна. Категорически невозможна!
Я не помню ни одного политического высказывания Серебренникова, которое бы вредило нашей стране. Так же как мои первые фильмы в советское время обвиняли во всех грехах, называли антисоветскими только потому, что, по мнению идеологов, по настроению, по философии они были «слишком не соцреализм». И я вижу, что те времена потихоньку возвращаются. Что рассуждения человека, которому не все равно, что происходит на родине, могут быть опасны для самого этого человека. Это как-то очень тревожно.
…Мало построить театр или отремонтировать его. Культуры без свободы художественной работы — нет. Идеологический процесс в стране может быть. Но идеологическую войну в области культуры допустить нельзя. Потому что эта война неминуемо превращается в гражданскую. А это разрушает государство. Причем заметьте: президент никогда не высказывается в том плане, что в культуре должна вестись идеологическая война. И никогда не поддерживает такие действия. Откуда тогда все идет? Они что, не слышат президента? То, что он говорит по сути? …Удивляет позиция Минкульта: мол, «Гоголь-центр» — это не их театр, а городской. Просто отреклись. Поддержали силовые структуры. Мне трудно представить, чтобы Швыдкой, будучи министром, отсиживался и не стал бы разбираться. А сегодня это стало возможным. В области культуры идет жесткая политическая борьба. В эту борьбу втягиваются силовые органы. Это совершенно недопустимо.
Отсюда
Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy
- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
|
</> |