
Эволюция человеческого мышления.

Почему-то бытует мнение что оно не может меняться, а мы просто чуть более развитые обезьяны, бродящие в поиске скидок по джунглям гипермаркетов. А правят нами предводители стай. В этом году празднуем столетие выхода книги Леви-Брюля «Первобытное мышление». Она хороша, но как структуралист со многими выводами автора не соглашусь.
Долгое время господствовало принятое по умолчанию мнение, что принципы человеческого мышления едины и неизменны для всех представителей вида Homo sapiens. Человек размышлял одинаково в каменном веке, древнем Риме, в Средние Века и наши дни. Леви-Брюль же установил, что для всего общества в целом характерен особый тип мышления, который он назвал «до- или пре-логическим».
Миссионеры часто писали, что обучавшиеся в воскресных школах дикари довольно успешно зубрили большие объемы материала, но как только дело касалось применения хоть сколько-то творческого подхода, они терялись. Они могли запомнить таблицу умножения, но решение задачи «у Чаки было шесть бананов, два он отдал, сколько у него осталось?» ставило несчастного школьника в тупик, особенно если звали его не Чака, а Демба. Может причина в том, что Демба тупой или расово неполноценный? Нет. Анатомически его мозг ничем не отличается от нашего. Просто он с детства приучен смотреть на мир иначе, чем мы.
Особенностью пре-логического мышления является отсутствие всякой привычной нам логики в восприятии окружающих событий. В первобытном сообществе нет понятия «сверхъестественного», а магия, колдовство и духи являются такой же частью его бытия, как деревья, звери, дождь или ветер. Реальный и воображаемый мир не разделены никак. Они органично соединены и перемешаны. Казалось бы, в чем открытие? Все и так знали, что дикарям свойственны суеверия и они верят в духов. Но в том-то и дело, что не просто верят. Если бабушка пошла ставить в церковь свечку, то она надеется, что существующий где-то над миром бог может быть услышит ее и поможет, то совершивший жертвоприношение дикарь железно уверен в том, что он запустил цепочку событий с неизбежным результатом, где триггером является отрезанная голова у барана.
Леви-Брюль описывает следующий случай. Женщины одного африканского племени стирали белье. Одну из них утащил под воду крокодил и скушал. То, что водоем кишит рептилиями совсем не было тайной. После произошедшего соплеменники срочно организовали поиски колдуна, наведшего порчу. Наблюдавший за этим путешественник обратил их внимание, что причина в том, что женщина была неосторожна, на что ему заметили, что крокодилы не хватают каждого подошедшего к воде, значит есть сила, которая побудила сделать это. И вероятнее всего женщину утащил не крокодил, а превратившийся в него колдун. Точно такую же причину колдовского вмешательства они видят во всех болезнях, травмах, несчастных случаях. Эта самая колдовская сила пронизывает каждую ячейку окружающего мира и является посредником всех взаимодействий. Поэтому, единственным действенным средством против нее является не устранение логичных для нас причин, а поиск того самого колдуна.
Паралогическое мышление – не проявление индивидуальной тупости туземцев, а форма общественного сознания. Оно существует и передается исключительно в рамках коллектива. Ты можешь иметь хоть семь пядей во лбу, но находясь в рамках своего социума ты будешь размышлять по предложенным тебе законам. Именно здесь определяется язык и круг понятий, которые окажутся в твоем распоряжении.
Позднее учеными были выделены и другие типы общественного сознания: мифологическое, религиозное, эстетическое, моральное, политическое, рациональное, правовое, клиповое, научное и т.п. Появились такие направления как история идей и эмоций.
А теперь ИМХО. Не раз писал что структуру человека надо разделять на тела, допустим семь, сотканные из облаков атомов и более мелких частиц. И надо помнить что ментальное, физическое и энергетическое не единственные. Отсюда происходит понятие «гигиена мышления» — взгляд на мысли возникающие в голове как бы со стороны — с эзоповой усмешкой. И не забываем совет Томаса Мюнцера.

Мир духов, наитий, казуальных причин и прозрений никто не отменял. Просто это области других тел человека, отдельных от ментального. И их так же можно развивать как например логику и искусство отращивание живота.
|
</> |