Чем отличается сентиментальность от чувствительности?
ru_psiholog — 05.06.2016 Добрый день, уважаемые сообщники.У меня есть вопрос, который зрел давно. Чем отличается сентиментальность от чувствительности?
Интуитивно чувствую, что есть различие.
Сентиментальность часто рассматривают как негативное качество и я не до конца понимаю почему. Например, В. Набоков писал: "Следует отличать сентиментальность от чувствительности. Сентиментальный человек может быть в частной жизни чрезвычайно жестоким. Тонко чувствующий человек никогда не бывает жестоким".
А вот от описания чувствительных натур складывается другое впечатление.
Сейчас вот думаю, может быть чувствительная (повышенно сенситивная) натура способна реагировать (и эмоцией, и мыслью) на любые явления, в то время как в поле внимания сентиментальных личностей попадают определенные вещи, а реакция на них идет преимущественно эмоциональная, без критической оценки. Или я мимо?
|
</> |
Чем отличается сентиментальность от чувствительности?
Оставить комментарий
Сентиментальность многолика и является порождением культуры. Она подстерегает нас повсюду. Мы, для того, чтобы вписаться в социум, начинаем играть по правилам группы, в которую хотим вписаться. Мы начинаем жить по ее законам и чувствовать то, что "правильно" чувствовать, чтобы не стать изгоями. Сентиментальность - это ложь, которая становится эмоциональной прослойкой между истинной личностью человека и социальной средой.
Карл Гюстав Юнг о сентиментальноси:
"Атрофия чувств характерна для современного человека, и всегда проявляется реакционно в среде, где все чувства гипертрофированы, и, в особенности, ложные чувства. Существует много свидетельств тому, что мы вовлечены в сентиментальную мистификацию невероятных масштабов. Подумайте только о плачевной роли общественных сентиментов во время войны! Вспомните наш так называемый гуманизм! Только психиатрам в полной мере известно, как легко мы становимся беспомощными, но не вызывающими жалости, жертвами собственных сантиментов. Сентиментальность является надстройкой над грубостью и жестокостью."
Предчувствуя неминуемый крах привычного уклада, многие государства взялись за сохранения семьи любой ценой. Вошла в моду семейная сентиментальность, под лозунгом: "Все ради детей!" Посмотрите рекламу, посмотрите семейные фильмы и передачи - вы увидите, насколько они сентиментальны. Насколько жертвенны. На детей обрушивают горы самоотречения и сентиментальности и они, как губка, впитывают их. Но культуры, известные своей сентиментальностью, всегда имели склонность к чрезвычайной жестокости. Человек, выросший в сентиментальной среде, будет жесток, черств, эгоистичен и лжив.
Сентиментальность - это одна из форм насилия, только тщательно замаскированная, обратная сторона жестокости. Лассенер, грабитель, казненный во Франции при Наполеоне III, был одним из жесточайших и хладнокровных убийц. Он писал душещипательные стишки. Посмертное издание его творений имело огромный успех. Гитлер умилялся до слез при виде детей и маленьких собак. Многие маньяки были прекрасными семьянинами, обожающими своих детей.
Сентиментальность - пародия на любовь. Испытывать возмущение и излишне огорчаться, переживать при столкновении с тем, что вам не нравится или неприемлемо в обществе - тоже часто проявление сентиментальности, но с другим вектором направленности.
Вот как объясняет сентиментальность индийский учитель Кришнамурти: "Когда вы видите дерево и ощущаете его красоту - это факт, но когда вы думаете, что вам следует ощутить его красоту, вот это и есть сентиментальность. Когда я к чему-нибудь отношусь сентиментально, я надеваю на себя ложную личину: мне "следует" ощутить красоту. И я начинаю ее ощущать. Мне "следует" это любить и я это начинаю любить. Мне "следует" быть добрым, порядочным и я становлюсь таким. Мне "следует" ненавидеть зло и я его ненавижу, страдаю от несправедливости. Это все чистейшая фантазия, это ложь". Сентиментальность особенно жесткая составляющая нашего Эго и когда она захватывает все наше существо, то часто идет рука об руку если не с откровенной жестокостью, то с глупостью и равнодушием, которые зачастую гораздо страшнее.
Сентиментальность начинается с мысли, правда не всегда явной - такая мысль может быть очень легкой и малозаметной. Чаще всего ее корень лежит в полученной когда-то нами информации (книги, фильмы, общественное мнение), сформированных шаблонах, на желании или самим соответствовать чему-то, или что бы что-то соответствовало нашим фантазиям. Сначала внутри нас очень тихий голос шепчет: "я снова встретилась с человеком, с которым у меня в школе был роман - думаю, это знак того, что нам надо быть вместе", "эта женщина похожа на мою фантазию из вчерашнего сна, значит она - моя судьба","это мой ребенок и значит мне его нужно любить, чтобы быть хорошим родителем", "все культурные люди любят Моцарта - мне тоже нужно полюбить его, если я хочу быть культурным человеком", "в книгах написано, что в медитации я должен испытывать необычные состояния и экстазы".
Затем, мы делаем следующий шаг в ловушку - мы отыскиваем внутри себя похожее чувство и начинаем раздувать его, ведя внутри себя соответствующие разговоры, вытаскивая из памяти и нанизывая на эти рассуждения, как бусины на нитку, новые и новые образы, ощущения, эмоции. Когда мы "натренированы" в сентиментальности, эти процессы происходят настолько быстро, что мы их даже не замечаем. Таким образом маленькая искра возникшая в уме превращается в настоящий эмоциональный пожар, в котором сгорают спокойствие и разум. Вместо того, чтобы почувствовать себя и принять те чувства, которые есть у нас в настоящий момент и наблюдать из развитие, мы погружаемся в засасывающую трясину иллюзий.
Не пытайтесь упрекать кого-то в "неправильных" эмоциях и не говорите ни себе, никому другому, что "следует" что-то или кого-то любить: природу, животных, детей, семью, людей, работу, учебу, классиков литературы, музыку и т.п. - этим вы призываете себя/его ко лжи. Этим вы перекрываете и себе, и этому человеку дорогу к истинному пониманию и любви. Так же не пытайтесь взывать к разуму чрезмерно сентиментальных людей - к глупости взывать бесполезно.
Человек освобождается от сентиментальности только тогда, когда он готов принять абсолютно все свои чувства, свою эмоциональную реальность, когда перестает лгать себе и другим. Тогда в нем начинает жить чувствительность - истинная восприимчивость. Сентиментальность – порождение эго, а восприимчивость составняя часть наше истинной личности. Восприимчивость по-настоящему осознает страдание. Восприимчивый человек никогда не бывает жестоким или равнодушным. Он никогда не совершит насилия. Восприимчивость - основа любви.
Вот прекрасная суфийская притча( Джалаладдина Руми, если не ошибаюсь) на эту тему:
Один бедуин встретил в пустыне путника, проливающего горькие слезы над умирающим псом.
- Что случилось с тобой?
- Умирает мой пес. Он был моим лучшим другом, прекрасным сторожем и защитником. Я не знаю, что буду делать без него.
- А отчего же он умирает?
- От голода и жажды.
- А что у тебя в котомке?
- Еда и вода, оставшиеся после вчерашнего ужина.
- Почему же ты не накормишь своего пса?
- Как мне не дорог пес, но мне самому надо что-то есть. Бесплатно я еды не получу, а денег у меня мало.
- Ты бурдюк наполненный пустотой! Твой несчастный пес достойней тебя! Слезы человека - это кровь его сердца, твои же слезы не стоят даже придорожной пыли!