Царское Село. Придворные конюшни и экспозиция "Придворный экипаж в Царском Селе"
babs71 — 11.09.2023 Сегодняшний пост будет посвящен одному из самых, на мой взгляд, выразительных зданий Царского Села. Это расположенные напротив Екатерининского парка бывшие Дежурные конюшни (Садовая ул., 8)Здание было построено в 1822-1824 годах.
Его проект разработал архитектор В. П. Стасов.
Непосредственной реализацией проекта руководил С. Л. Шустов, который внес в проект свои коррективы: увеличил размеры здания и разместил в антресольном этаже жилые помещения для персонала.
Здание имеет форму дуги, к середине которой сзади примыкает прямоугольный корпус.
Очень интересно решение дверных проемов - они имеют не прямоугольную, а трапециевидную форму, за счет чего здание производит впечатление монументальности.
К сожалению, здание утратило часть декора (фриз изначально украшали лепные конские головы, но они, увы, не сохранились).
В советское время здание изначально использовалось как музей. В 1939-м году его передали автобусному парку, позднее оно использовалось как танцевальный зал и общежитие.
В 1990-м году здание вновь вернули музею и в нем разместилась постоянная экспозиция "Придворный экипаж в Царском Селе". Заглянем на нее.
В первом зале располагается забавная выставка, посвященная путешествию Софии Фредерики Августы Ангальт-Цербстской (будущей императрицы Екатерины II) в Россию из Германии. Представлено описание ее маршрута и различные предметы того времени:
Дорожная мебель и сундук с шубами:
Табакерки:
На этой изображен Фридрих II:
Дорожный набор посуды:
Нессесер:
Бурдалю (а по простому - утка для дам):
Главное отделение здания занимают сами экипажи.
Пара колес от кареты - заднее и переднее:
Парадная карета-берлина Екатерины II (до 1762-го года):
Карета-купе (до 1780-го года). Интересно, что слово купе, которое активно используется в наши дни, произошло от французского "отрезанный" и означало обрезанную берлину (берлина рассчитана на четырех пассажиров, а купе - на двоих):
Хотя строилась карета для Екатерины II, вензель на ней уже Николая I:
Карета 1856-го года (тспользовалась при коронациях всех императоров начиная с Александра II):
Карета 1821-го года (участвовала в коронациях всех императоров начиная с Николая I):
Парадная попона для лошади:
Если предыдущие кареты были русского производства, то эту карету министр двора князь Волконский приобрел во Франции в 1825-м году к коронации Карла X:
Впоследствии ее использовали в коронационных выходах в России начиная с Александра II, вензель которого стоит на карете:
Еще одна карета Екатерины II (до 1794 года):
Вензель на дверце опять Николая I (карета - товар очень длительного использования ;-) ):
Английская парадная карета (сделана в период с 1770 по 1783 годы). Сперва ее купил князь Юсупов, а затем у него ее в 1783-м году перекупила Екатерина II:
А это та самая карета, в которой Александра II подкараулили 1 марта 1881-го года народовольцы:
Зад разворочен бомбой Рысакова:
Фаэтон 1856 года для церемониймейстеров (также участвовал во всех коронациях):
Несколько однотипных парадных карет для церемонии коронации 1856-го года:
Десятиместный фаэтон "карусель" (пассажиры сидели в нем кольцом вдоль стенок) 1786-го года. Во время императорских прогулок он возил свиту:
Еще один фаэтон 1821-го года - подарок Александру I от датского посла:
Двухместный кабриолет "аглицкой работы"