Броненосцы против авианосцев: великое корабельное голосование
naval_manual — 08.12.2020Давно не решали.
В целях разрядки международной и эпидемиологической обстановки -
новый плебесцит. Для формулировки основного вопроса голосования я
на секунду соглашусь со вздорным утверждением - авианосец можно
считать капитальным кораблём. Эта временная коалиция с еретиками
даёт возможность спросить у народа: карьеру какого капитального
корабля ХХ в. можно считать наиболее выдающейся? Термин
"выдающийся" я, традиционно, не буду конкретизировать постольку,
поскольку конкретизация позволит решить вопрос математически, а мне
интересны народные предпочтения. Кандидатуры у меня следующие.
Микаса
По боевитости, измеряемой числом столкновений с кораблями
противника, "Микаса" равен ещё трём японским броненосцам. Вместе с
"Фудзи", "Сикисима" и "Асахи" этот кандидат участвовал в трёх
крупных эскадренных сражениях, четвёртый пункт списка -
безрезультатная перестрелка с "Баяном", "Аскольдом" и "Новиком"
12/25 февраля 1904 г. у Порт-Артура. Более того, если принимать во
внимание иные случаи "боевой стрельбы", то японским чемпионом
окажется "Фудзи", совместно с "Ясима" участвовавший в бомбардировке
Порт-Артура 9/22 марта. Тем не менее, "Микаса" был флагманом Того.
И здесь важна не только формальная сторона дела: в этой роли
"Микаса" дважды "вывозил", в первый час второй фазы боя у Шантунга,
и в первые пятнадцать минут Цусимского сражения. И, в конечном
итоге, как флагман флота, выигравшего самое решительное и решающее
сражение ХХ в., "Микаса" должен быть в списке.
Гебен
С "дядюшкой" сложно тягаться в любом голосовании. Карьера "Гебена"
одновременно иллюстрирует правильно понятую концепцию fleet in being и
демонстрирует эффект "непропорционально сильного" влияния морской
мощи на историю. При этом "Гебен" - чемпион Первой мировой по общему числу боёв с
кораблями противника (шесть), а по числу столкновений с
капитальными кораблями (три) уступает только "Славе". На его счету
- три уничтоженных корабля ("Прут", "Реглан", М-28). В общем,
здесь, для баланса, нужно аргументировать не "за", а "против",
посему замечу - "Гебен", при всех своих, ни разу не участвовал в
продолжительном напряжённом бою.
Слава
Наш корабль в нашем рейтинге должен быть, и им будет "Слава". Его
боевая карьера оказалась весьма насыщенной, по числу боёв с
капитальными кораблями - четыре - этот корабль является
рекордсменом и среди броненосцев, и среди участников Первой
мировой, и - вообще рекордсменом ХХ в. Во время насыщенной кампании
1916 г. "Слава", насколько я знаю, стал первым линейным кораблём,
получившим попадание авиационной бомбой, и первым линейным
кораблём, атакованным торпедоносцами. Но это не точно. Тем не
менее, если вам хочется проголосовать за наш корабль, то в списке
есть "Слава", который на самом деле воевал очень много.
Уорспайт
Фаворит англофилов, и мостик между мировыми войнами - единственный
в нашем списке корабль, которому удалось принять активное участие в
генеральных сражениях с интервалом в 24 года. Речь, разумеется, про
Ютланд и бой у Калабрии. К ним довеском - второй Нарвик и Матапан.
Описывать его бомбардировочные подвиги 1943-1944 г. не буду.
Замечу, что, среди прочего - "Уорспайт", как флагман Каннингема,
участвовал в походе на Таранто. И доказал, что управляемые бомбы
страшны только итальянским линкорам.
Шарнхорст
Ещё один немецкий рекордсмен. По числу боёв с кораблями противника
"Шарнхорст" обошёл все капитальные корабли Второй мировой и немного
отстал от "Гебена" - всего пять случаев (бой с "Равалпинди", бой у
Лофотенских островов, бой с "Глориэс", бой с эсминцами при прорыве
через Ла-Манш, бой у Нордкапа). Более того, "Шарнхорст" вместе с
"Бисмарком" - единственные линкоры новой постройки, дважды
вступавшие в бой с капитальными кораблями противника (чем
закончились вторые попытки, мы, конечно, помним). Впрочем, коль
скоро мы согласились на время с еретическим высказыванием, то на
счету "Шарнхорста" - три боя с капитал-шипами, крупнейший успех
немецкого флота, единственная победа линкора над флотским
авианосцем.
Энтерпрайз
Первый в нашем списке авианосец - корабль с наибольшим числом
наград в истории американского флота. "Энтерпрайз" участвовал в
пяти из шести поименованных авианосных сражений в истории
человечества. Пропустил только первое - Коралловое море - но по
уважительной причине, поскольку был флагманом Хэлси в рейде имени
Дулиттла. Ещё одно крупное поименованное - но не "авианосное" -
сражение, в котором "Энтерпрайз" сыграл важную роль: сражение у
Гуадалканала 12-15 ноября 1942 г. Как и в случае с "Уорспайтом",
подробное описание подвигов "Энтерпрайза" в большой американской
реконкисте 1944-1945 гг. мне не по силам - просто скажем, что он в
этом всём активно участвовал.
Дзуйкаку
Начали японцем, японцем и закончим. В конце концов, "Дзуйкаку", как
и "Энтерпрайз", участвовал в пяти авианосных сражениях из шести.
Помимо поименованных сражений, в карьере "Дзуйкаку" было ещё два
весьма известных события: Пёрл-Харбор и рейд в Индийский океан.
Прекрасный кандидат для тех, кто любит авианосцы, но не любит
американцев.
P.S. Этот рейтинг вдохновлён сообщением ув. iksanov 'а. Если Вы это сообщение
не видели, лучше сначала проголосовать, а потом пройти по ссылке,
чтобы избежать искажений в результатах нашего опроса. Если Вы
сообщение уже видели, то постарайтесь его забыть.
|
</> |