
Брифинг коалиции Северного Йемена


Специфика северного Йемена и прилегающих саудовских территорий исторической области Асир заключается в своеобразной "чересполосице" племенных территорий и интересов. Граница между Йеменом и Саудовской Аравией здесь сугубо номинальна, племена практически не соблюдают ее. Контроль Национальной гвардии Королевства заключается в основном в заключении союзов с местными шейхами и выстраивании балансов.
Гражданская война в самом Йемене между тем приняла вполне традиционный формат противостояния Севера и Юга (фактически деревенские против городских) Как и все предыдущие гражданские войны в Йемене, нынешняя дополнена иностранным участием. Англичан начала 20 века сменило противостояние советского и западного блоков, сейчас иностранные интервенты представлены арабской коалицией и иранским КСИР.
По опыту всех предыдущих гражданских войн, они в итоге заканчивались патом и тупиком, после чего племенные шейхи и светская власть договаривались о новых балансах и перераспределении государственной казны. В этом смысле любые победы любой из сторон - просто эпизод в бесконечной местной игре престолов, которая, в общем-то, никогда не заканчивается.
В нынешней гражданской войне ситуация на севере выглядит абсолютно предсказуемой - расклады таковы, что у Севера есть неплохие шансы набрать больше очков, чем у Юга, однако для заключения очередного мирного договора северянам придется решать проблему Ансар Алла (или хуситов), которая сегодня является ситуативным союзником северных племен, но станет совершенно лишней в процессе послевоенного распределения будущих благ. Собственно говоря, хуситов и в прошлый раз довольно грубо загнали в горы после того, как Северный и Южный Йемен объединились под властью северянина Салеха, который весьма цинично использовал горцев, а затем попросту "кинул". Что и послужило причиной восстания хуситов в начале нулевых, которое объединенный Йемен подавил без особой рефлексии.
Идея Ансар Алла о строительстве клерикального Йеменского имамата неинтересна никому в Йемене. Кстати, в идейно-политическом плане Ансар Алла вообще ничем е отличается от Талибана, ИГИЛ, Джебхат ан-Нусры - все эти группировки ставят своей целью строительство жестко-клеркальных государств, разве что Ансар Алла - шииты, в отличие от всех остальных. Строго говоря, если признавать ИГИЛ, Джебхат ан-Нусру или Талибан террористическими группировками (хотя в реальности это, безусловно, клерикально-освободительные движения в чистом виде), то Ансар Алла вообще ничем от них не отличается. В России тем не менее, к этой террористической группировке относятся вполне благожелательно, так как спонсор шиитского терроризма в регионе - Иран, а он на текущий момент наш якобы союзник. Ну, это неудивительно - у современной России в союзниках вообще сплошь бандиты, наркобароны и террористы.
Судя по заявлению Яхъи Сари, местные племена, враждебные коалиции северян, на данный момент приняли решение о нейтралитете, что создает для Саудовской Аравии некоторые неудобства, так как именно племенные ополчения в основном несли охрану границы. Опять же - сугубо местная специфика заключается в том, что каждое племя делегирует некоторое количество своих молодых людей в местные вооруженные силы или аналог жандармерии (внутренних войск, Национальной гвардии). Именно так сформирована практически вся йеменская армия и значительная часть милиционных подразделений Национальной гвардии Саудовской Аравии на юге Королевства. Спикер северян Сари сообщил о разгроме трех бригад саудовских вооруженных сил, однако в реальности это как раз милиционные формирования местных племен, формально относящиеся к Национальной гвардии Саудовской Аравии.
Сообщено также о большом количестве пленных - но это в порядке вещей для местных обычаев, так как пленные быстро выкупаются племенами, и вообще, война в местных реалиях - это бизнес, где предметом торга является буквально все: пленные, оружие, территория. Поэтому в местном эпосе нет и не может быть героических оборон, когда небольшая горстка храбрецов насмерть держит от врага ключевой перевал (высоту, деревню) и героически погибает, унося с собой сотни врагов. На самом деле местные быстро улавливают, когда нужно делать ноги, а если не получается - то без малейшего угрызения совести поднимают руки вгору.
Карнавальный характер йеменской войны делает ее довольно любопытной и даже зрелищной, но она совершенно не вписывается в европейские представления о войнах, где суровые и мужественные люди ведут борьбу за свободу и независимость. Здесь война - это часть культурного кода, а потому сопряжена с немалым числом весьма непростых ритуалов и традиций. Рассматривать ее с привычных нам понятий - неправильно, но в век клипового мышления вдаваться в подробности никому неинтересно.
|
</> |
