
О глубине образа


Можно попытаться говорить о глубине художественного
образа, причем, говорить не так, как это почти повсеместно
случается – неопределенно, неконкретно, метафорически,
эмоционально, когда выражение «глубина» предполагается, с одной
стороны, понятным по умолчанию, с другой стороны, невозможным для
уточнения. Можно попытаться говорить оглубине как об очень
конкретной характеристике художественного образа, о том, как и за
счет чего она создается. При этом, если до сих пор мы говорили
собственно об образе, то теперь внимание наше будет смещено на
соотношение образа, прообраза (прототипа) и первообраза
(архетипа).
Даже на первый взгляд очевидно, что сам разговор о глубине требует
присутствия в образе второго плана, чего-то, что не явлено,
но отчетливо присутствует, скрывается – и тем самым раскрывается
его первым планом. Очевидны и средства, соединяющие два плана
образа: это аллюзия, реминисценция, ассоциация – намек,
напоминание, сведение воедино. (Читать
дальше...)
|
</> |