Как устроены кнопки в кабине самолёта ( +бонус! - замена блока!)

топ 100 блогов kak_eto_sdelano04.04.2016
Как устроены кнопки в кабине самолёта ( +бонус! - замена блока!)

Сегодня, помоляся, расскажу вам про кнопки, которыми пилоты бесстрашно управляют разными самолётными системами.
Заодно и про дефектик один поведаю.

На одном самолёте жил да был дефект по отбору воздуха от двигателя.
Воздух штатно отбирается от 9 ступени компрессора высокого давления на малых режимах работы двигателя, и от 5 ступени - на повышенных (потому что на больших оборотах компрессора за 5 ступенью уже достаточно давления для работы системы).
Далее воздух проходит через разные клапаны и радиаторы, и поступает в паки кондиционирования для подготовки перед подачей в салон.
И всё было хорошо, но вот случился дефект где-то там в глубинах системы отбора.
Вообще, я такие дефекты (по отбору) не люблю.
Там для поиска надо поднимать капоты реверса, лезть во всякие агрегаты и трубки, совершать странные действия по проверке воздушных линий на герметичность... - визгу много, шерсти мало.
Но, на наше счастье, в этот раз бОльшая часть работы по поиску дефекта уже была выполнена другими. Какие-то там трубки подтянули, что-то ещё делали...
А нам доверили сделать контрольную замену в голову - заменить компьютер контроля отбора (Bleed Monitoring Computer), и кнопку включения отбора на потолочной панели в кабине пилотов.
И этот постик очень удачно будет иллюстрировать, как в типовом случае заменяется блок из отсека авионики, и кнопка панели.

Начнём с блока.
Первым делом надо разместить маленькую стремянку строго под люком переднего авионического отсека:
Как устроены кнопки в кабине самолёта ( +бонус! - замена блока!)

Там же приготовить кейс с исправным блоком:
Как устроены кнопки в кабине самолёта ( +бонус! - замена блока!)

Потом в кабине обесточиваем систему вытягиванием требуемых автоматов защиты по питанию.
Как устроены кнопки в кабине самолёта ( +бонус! - замена блока!)

Готовим к замене блок.
Как устроены кнопки в кабине самолёта ( +бонус! - замена блока!)
Как видим, заглушки разъёмов сзади блока фиксированы скотчем.

Открываем лючок тех. отсека и лезем туда передним концом тела (это куда едят).
Там наблюдаем этажерку с блоками, среди которых есть и наш сегодняшний блочок:
Как устроены кнопки в кабине самолёта ( +бонус! - замена блока!)
(посредине)

Как видно, в типовом случае блоки вдвигаются на своё место по полозьям, и удерживаются там винтами с барашковыми гайками.
Как устроены кнопки в кабине самолёта ( +бонус! - замена блока!)

Откручиваем гайку, пока она не высвободит выступ кронштейна блока, и опускаем её с винтом вниз.
Как устроены кнопки в кабине самолёта ( +бонус! - замена блока!)

Теперь остаётся лишь потянуть блок, и он выходит из разъёмов на раме задней стороной, и вытаскивается.
Как устроены кнопки в кабине самолёта ( +бонус! - замена блока!)
На посадочном месте блока видны разъёмы на раме, и резиновое уплотнение снизу с отверстиями.
Через эти отверстия в нижней стороне блока просасывается воздух системой вентиляции авионики, и таким образом блок охлаждается.

Снимаем плёнку и заглушки разъёмов исправного блока.
Как устроены кнопки в кабине самолёта ( +бонус! - замена блока!)

Осматриваем разъёмы.
Как устроены кнопки в кабине самолёта ( +бонус! - замена блока!)

Вставляем блок на место, вдвигаем по полозьям,
Как устроены кнопки в кабине самолёта ( +бонус! - замена блока!)
накидываем гайку на кронштейн блока, и закручиваем от руки до упора.
Блок установлен.

Теперь займёмся интересной и интеллектуальной работой в кабине - заменой кнопки.
Дело в том, что кнопки на Airbus - это не боинговская банальщина о паре замыкающихся контактов, а почти что микрокомпьютер - то есть, сложное высокотехнологическое электромеханическое сооружение.
Как устроены кнопки в кабине самолёта ( +бонус! - замена блока!)
И при том меняются такие кнопки достаточно просто.

Для начала отжимаем кнопку, чтобы она полностью вылезла.
И, поддевая её края, вытаскиваем головку кнопки наружу.
Как устроены кнопки в кабине самолёта ( +бонус! - замена блока!)
Это можно сделать, уцепившись ногтями по бокам кнопки.
Или зажав её пальцами.
Если ничего не получается, можно воспользоваться специальным пинцетом :)
Как устроены кнопки в кабине самолёта ( +бонус! - замена блока!)
(вроде такого)

Если теперь отогнуть головку кнопки наружу, то мы увидим:
Как устроены кнопки в кабине самолёта ( +бонус! - замена блока!)
шпенёк и два винта.
Головка кнопки соединяется тонким плоским шлейфиком с её корпусом для передачи тока подсветки надписи.

Забежим слегка поперед паровоза и обратимся к кнопке.
Как устроены кнопки в кабине самолёта ( +бонус! - замена блока!)
Отметим схему на боковой стороне корпуса, намекающую нам на то, как всё сложно.
(кнопочка эта - всего-то примерно сантиметра два в ширину)
А также не забудем про отверстия сверху.

С заднего торца кнопки имеем простые контакты,
Как устроены кнопки в кабине самолёта ( +бонус! - замена блока!)
говорящие нам о том, что кнопка просто вдвигается на место.

Как же она удерживается на своём месте?

Снимем панель системы кондиционирования сверху пилотов и поглядим.
Благо, снимается она легко - надо повернуть лишь несколько фиксирующих винтов по сторонам панели.
Как устроены кнопки в кабине самолёта ( +бонус! - замена блока!)

Регуляторы и кнопки.
Как устроены кнопки в кабине самолёта ( +бонус! - замена блока!)

А вот и искомая:
Как устроены кнопки в кабине самолёта ( +бонус! - замена блока!)

Как видим, ближе к нижней стороне имеется вырез в держателе кнопки.
И в этом вырезе заметно нечто серенькое. То же есть и с обратной стороны.

Если мы посмотрим на это же место кнопки, то увидим там резьбовой упор:
Как устроены кнопки в кабине самолёта ( +бонус! - замена блока!)

Вращая винт переднего торца кнопки, можно повернуть упор так, что он выйдет наружу отверстия.
Как устроены кнопки в кабине самолёта ( +бонус! - замена блока!)
И в этом положении он как раз удерживает кнопку внутри её держателя.
Такой же упор есть и с другой стороны, и второй винт в лицевом торце кнопки - для него.

Теперь становится понятно, что надо сделать для вытаскивания кнопки.
Приоткручиваем оба винта на пару оборотов, пока они не выведут упоры из зацепления с держателем кнопки и не уберут их заподлицо с поверхностью кнопки.
Потом слегка нажимаем с тыльной стороны кнопки, и она просто выдвигается из панели вперёд. Контакты выходят из своего разъёма, и кнопка вытаскивается.
Если есть пинцет, то можно даже не снимать всю панель, а вытащить кнопку, зацепившись за край её корпуса.

Новую кнопку устанавливаем, как говорится, в обратном порядке - вдвигаем её на место и слегка поджимаем, чтобы контакты вошли в разъём.
А потом маленькой отвёрткой поворачиваем оба упора по часовой стрелке для зацепления с окнами держателя, и ещё немного поджимаем для крепкого усаживания кнопки на место.

Потом устанавливаем панель на своё место.
Втыкаем выдернутые АЗСы.
Как устроены кнопки в кабине самолёта ( +бонус! - замена блока!)

Проводим тест системы через MCDU.
Тест проходит, дефект закрываем.
Оформляем документы на замену.

Такие вот хитрые кнопки :)
Как устроены кнопки в кабине самолёта ( +бонус! - замена блока!)

Всем спасибо, ага.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Каменщик, каменщик в фартуке белом, Что ты там строишь, кому? Валерий Брюсов Этот каменщик не возводил стены, не клал кирпичи в стройные ряды. Его ремеслом было ...
Любви покорны все возрасты и социальные слои. В том числе и любви к четвероногим питомцам. В нашем обзоре собраны фотографии знаменитостей, на которых они запечатлены со своими любимыми питомцами. Вы только посмотрите , сколько любви на этих фото! Марианна Фейтфулл ...
Продолжаю ставить существенные, на мой взгляд, сообщения, дающие информацию о геополитической ситуации Следующее -- прямо специально для тех, кто утверждал, что с переводом платеже за российский газ в "Газпромбанк" для европейцев "ничего не изменилось" Ну вот вам наглядная иллюстрация ...
http://community.livejournal.com/ru_nationalism/1840016.html Из того, что я нашел. 1861 — первая цветная фотография James Clerk Maxwell, шотландский математик и физик-теоретик, получил первую цветную фотографию в 1861. Фотографические пластины, использованные в процессе теперь ...
Итак, на барабане 13-й сектор, «интернет против знатоков». За время игры в студию был задан один-единственный вопрос от Ъ-ка Ъ-ова из города Королёва Московской области. Внимание на экран: Если бы в России жили не славяне, а арабы, то синонимом банальности была бы белая... Закончите ...