Как производят и испытывают двигатели для ракет и самолетов

топ 100 блогов kak_eto_sdelano30.03.2016 ОАО «Кузнецов» является ведущим двигателестроительным предприятием России. Здесь осуществляется проектирование, изготовление и ремонт ракетных, авиационных и газотурбинных установок для газовой отрасли и энергетики.

Как производят и испытывают двигатели для ракет и самолетов

С этими двигателями были запущены пилотируемые космические корабли «Восток», «Восход», «Союз» и автоматические транспортные грузовые космические аппараты «Прогресс». 100% пилотируемых космических пусков и до 80% коммерческих производится с использованием двигателей РД107/108 и их модификаций, произведённых в Самаре.


Продукция завода имеет особое значение для поддержания боеготовности дальней авиации России. На «Кузнецове» были сконструированы, произведены и технически обслуживаются двигатели НК-12 для дальних бомбардировщиков Ту-95МС, НК-25 для бомбардировщиков Ту-22М3 и НК-32 для уникальных стратегических бомбардировщиков Ту-160.

Сегодня перед самарским предприятием стоят задачи по возобновлению производства двигателей НК-32 серии 02, росту объёмов производства ракетных двигателей, повышению надёжности индустриальных двигателей для ОАО «Газпром», развитию перспективных авиационных разработок.

1. 55 лет назад в Самаре начали серийно производить ракетные двигатели, которые не только подняли на орбиту первого космонавта Юрия Гагарина, но и вот уже более полувека используются российской космонавтикой и тяжелой авиацией. Предприятие «Кузнецов», которое входит в Госкорпорацию Ростех, объединило несколько крупных самарских заводов. Сначала они занимались производством и обслуживанием двигателей для ракетоносителей ракет «Восток» и «Восход», сейчас - для «Союза». Второе направление работы «Кузнецова» сегодня - силовые установки для самолетов.

ОАО «Кузнецов» входит в состав Объединённой двигателестроительной корпорации (ОДК).
Как производят и испытывают двигатели для ракет и самолетов

2. Механообрабатывающее производство.

Это один из начальных этапов процесса производства двигателя. Здесь сконцентрировано высокоточное обрабатывающее и контрольно-испытательное оборудование. Например, фрезерный обрабатывающий центр DMU-160 FD, способен обрабатывать крупногабаритные детали сложной формы диаметром до 1,6 метра и весом до 2 тонн.
Как производят и испытывают двигатели для ракет и самолетов

3. Оборудование эксплуатируется в 3 смены.
Как производят и испытывают двигатели для ракет и самолетов

4. Обработка статорных колец компрессора двигателя НК-32 на токарно-карусельном станке.
Как производят и испытывают двигатели для ракет и самолетов

5. НК-32 устанавливается на стратегическом бомбардировщике Ту-160, а НК-32-1 в 1996 г. - на летающей лаборатории Ту-144ЛЛ.
Как производят и испытывают двигатели для ракет и самолетов

6. Скорость установки позволяет обрабатывать швы до 100 метров в минуту.
Как производят и испытывают двигатели для ракет и самолетов

7. Металлургическое производство.

Этот участок способен отливать заготовки диаметром до 1600 мм и весом до 1500 кг, необходимые для корпусных деталей газотурбинных двигателей индустриального и авиационного применения. На фото показан процесс заливки детали в вакуумно-плавильной печи.
Как производят и испытывают двигатели для ракет и самолетов

8. Фрагмент литниково-питающей системы после заливки.
Как производят и испытывают двигатели для ракет и самолетов

9. Контроль литья методом ЛЮМ-А.
Как производят и испытывают двигатели для ракет и самолетов

10. Типовые испытания клапана ракетного двигателя в условиях -55°C.
Как производят и испытывают двигатели для ракет и самолетов

11. Испытания представляют собой процесс охлаждения ванны со спиртом с помощью жидкого азота до указанной температуры.
Как производят и испытывают двигатели для ракет и самолетов

12. Участок сборки моделей лопаток в модельный блок.
Как производят и испытывают двигатели для ракет и самолетов

13.
Как производят и испытывают двигатели для ракет и самолетов

14. Контроль профиля компрессорной лопатки.
Как производят и испытывают двигатели для ракет и самолетов

15. Прокалка керамических форм лопаток в электрической печи.
Как производят и испытывают двигатели для ракет и самолетов

16. Нанесение керамики на модель лопаток.
Как производят и испытывают двигатели для ракет и самолетов

17. Процесс индукционной пайки сопла камеры сгорания ракетного двигателя. Температура процесса составляет 975°C.
Как производят и испытывают двигатели для ракет и самолетов

18. Установка полуколец на критическое сечение камеры сгорания ракетного двигателя на участке сварки.
Как производят и испытывают двигатели для ракет и самолетов

19. Фрезеровка каналов горючего камеры сгорания ракетного двигателя.
Как производят и испытывают двигатели для ракет и самолетов

20. «Наружная рубашка» сопла камеры сгорания РД с разметкой под рентген-контроль.
Как производят и испытывают двигатели для ракет и самолетов

21. Сборка рулевого агрегата РД. Устанавливается совместно с маршевыми двигателями РД-107А/РД-108А для управления и корректировки вектором тяги.
Как производят и испытывают двигатели для ракет и самолетов

22. Камеры сгорания.
Как производят и испытывают двигатели для ракет и самолетов

23. Сейчас на «Кузнецове» трудится около 12 тысяч человек.
Как производят и испытывают двигатели для ракет и самолетов

24. Сборка очередного опытного образца двигателя НК-361 для российской железной дороги.

Новым направлением развития ОАО «Кузнецов» является выпуск механических приводов силового блока ГТЭ-8,3/НК для тяговой секции магистрального газотурбовоза на базе ГТД НК-361.
Как производят и испытывают двигатели для ракет и самолетов

25. Первый опытный экземпляр газотурбовоза с двигателем НК-361 в 2009 году во время испытаний на экспериментальном кольце в Щербинке провел состав весом более 15 тысяч тонн, состоящий из 158 вагонов, установив тем самым мировой рекорд.
Как производят и испытывают двигатели для ракет и самолетов

26. Цех окончательной сборки авиационных газотурбинных двигателей.
Как производят и испытывают двигатели для ракет и самолетов

27. Сборка узла форсажной камеры двигателя НК-32.
Как производят и испытывают двигатели для ракет и самолетов

28. Двигатель НК-25 — турбореактивный двигатель для самолета Ту-22М3, основного российского бомбардировщика средней дальности. Наряду с НК-32 долгое время является одним из самых мощных авиационных двигателей в мире.
Как производят и испытывают двигатели для ракет и самолетов

29. Обвязка двигателя НК-25.
Как производят и испытывают двигатели для ракет и самолетов

30. Контроль оболочки двигателя НК-32 перед сборкой.
Как производят и испытывают двигатели для ракет и самолетов

31. Топливный коллектор форсажной камеры.
Как производят и испытывают двигатели для ракет и самолетов

32.
Как производят и испытывают двигатели для ракет и самолетов

33. Слесари-сборщики за работой по сборке НК-14СТ.

Газотурбинный двигатель НК-14СТ используется в составе агрегата для транспортировки газа. Интересно то, что двигатель использует природный газ, перекачиваемый по трубопроводам, в качестве топлива. Является модификацией двигателя НК-12, который устанавливался на стратегический бомбардировщик Ту-95.
Как производят и испытывают двигатели для ракет и самолетов

34. Цех окончательной сборки серийных ракетных двигателей.

Здесь производится сборка двигателей РД-107А/РД-108А разработки ОАО «НПО «Энергомаш». Этими двигательными установками оснащаются первые и вторые ступени всех ракет-носителей типа «Союз».
Принципы работы РД-107 и РД-108 схожи, но назначение разное. Сто седьмой стоит на первой ступени ракеты, а сто восьмой - на второй.
Как производят и испытывают двигатели для ракет и самолетов

35. Доля предприятия в сегменте ракетных двигателей на российском рынке составляет 80%, по пилотируемым пускам – 100%. Надежность двигателей – 99,8%. Запуски ракет-носителей с двигателями ОАО «Кузнецов» осуществляются с трех космодромов – Байконур (Казахстан), Плесецк (Россия) и Куру (Французская Гвиана). Стартовый комплекс под «Союзы» также будет построен на российском космодроме «Восточный» (Амурская область).
Как производят и испытывают двигатели для ракет и самолетов

36. Полный цикл создания ракетного двигателя составляет около 10 месяцев.
Как производят и испытывают двигатели для ракет и самолетов

37. Проверка комплектации ракетного двигателя при сборке.
Как производят и испытывают двигатели для ракет и самолетов

38. Подготовка изделия к окончательной сдаче контрольным службам и представителю заказчика.
Как производят и испытывают двигатели для ракет и самолетов

39. Здесь же, в цехе, ведутся работы по адаптации и сборке ракетного двигателя НК-33, предназначенного для первой ступени ракеты-носителя легкого класса «Союз-2-1в».
Как производят и испытывают двигатели для ракет и самолетов

40. Двигатель НК-33 — один из тех, что планировалось уничтожить после закрытия лунной программы. Двигатель прост в эксплуатации и техническом обслуживании, и вместе с тем имеет высокую надежность. При этом его стоимость в два раза ниже стоимости существующих двигателей того же класса по тяге.
Как производят и испытывают двигатели для ракет и самолетов

41. Выполнение операции по термоусаживанию защитной трубки провода авиационного жгута.
Как производят и испытывают двигатели для ракет и самолетов

42. Подготовка к распайке контактов жгута в электроразъеме авиационного кабеля.
Как производят и испытывают двигатели для ракет и самолетов

43.
Как производят и испытывают двигатели для ракет и самолетов

44. В цехе окончательной сборки ракетных двигателей расположена целая галерея с фотографиями советских и российских космонавтов, которые отправлялись в космос на ракетах с самарскими двигателями.
Как производят и испытывают двигатели для ракет и самолетов

45. Монтаж двигателя НК-14СТ на испытательный стенд.
Как производят и испытывают двигатели для ракет и самолетов

46. Подстыковка маслоситемы к двигателю для проведения испытаний.
Как производят и испытывают двигатели для ракет и самолетов

47. Пультовая испытательного стенда.
Как производят и испытывают двигатели для ракет и самолетов

48. Пьезометры. Применяются для измерения перепада и низких давлений при испытании газотурбинных двигателей.
Как производят и испытывают двигатели для ракет и самолетов

49. Система шумоглушения испытательных стендов газотурбинных двигателей.
Как производят и испытывают двигатели для ракет и самолетов

50. Ракетный двигатель РД-107А/108А на стенде. За несколько минут до начала огневых испытаний.

Подтвердить почти стопроцентную надежность изделия можно только одним способом: отправить готовый двигатель на испытания. Его крепят на специальном стенде и запускают. Силовая установка должна работать так, как будто уже выводит на орбиту космический корабль.
Как производят и испытывают двигатели для ракет и самолетов

51. За более чем полвека работы на «Кузнецов» было выпущено около 10 тысяч жидкостных ракетных двигателей восьми модификаций, которые вывели в космос более 1800 ракет-носителей типа «Восток», «Восход», «Молния» и «Союз».
Как производят и испытывают двигатели для ракет и самолетов

52. По минутной готовности в систему охлаждения факела подается вода, создается водяной ковер, который уменьшает температуру факела и шум от работающего двигателя.
Как производят и испытывают двигатели для ракет и самолетов

53. При испытании двигателя производится регистрация около 250 параметров, по которым оценивается качество изготовления двигателя.
Как производят и испытывают двигатели для ракет и самолетов

54. Наклонные огневые испытания серийного ракетного двигателя на испытательном комплексе ОАО «Кузнецов» в поселке Винтай.
Как производят и испытывают двигатели для ракет и самолетов

55. Коллектив расчетной группы производит обработку полученной информации и выдает протокол испытаний. По полученным данным инженерным составом производится оценка результатов испытаний и дается заключение о его пригодности для установки на ракету-носитель.
Как производят и испытывают двигатели для ракет и самолетов

56. Подготовка двигателя на стенде длится несколько часов. Производится его обвязка датчиками, проверка их работоспособности, опрессовка магистралей, комплексные проверки работы автоматики стенда и двигателя.
Как производят и испытывают двигатели для ракет и самолетов

57. Контрольно-технологические испытания длятся около минуты. За это время сжигается 12 тонн керосина и около 30 тонн жидкого кислорода.
Как производят и испытывают двигатели для ракет и самолетов

58. Испытания окончены. После этого двигатель отправляется в сборочный цех, где его разбирают, проводят дефектацию узлов, собирают, проводят окончательный контроль, а затем отправляют заказчику – на АО «РКЦ «Прогресс». Там его устанавливают на ступени ракеты.
Как производят и испытывают двигатели для ракет и самолетов

59.
Как производят и испытывают двигатели для ракет и самолетов

Благодарю пресс-центр ОАО "Кузнецов", в частности, Мельникову Янину за помощь в создании репортажа!

Взят у Как производят и испытывают двигатели для ракет и самолетов gelio в ОАО «Кузнецов». Производство ракетных, авиационных и наземных двигательных установок.

Если у вас есть производство или сервис, о котором вы хотите рассказать нашим читателям, пишите Александру Куксе ([email protected]) и мы сделаем самый лучший репортаж, который увидят не только читатели сообщества, но и сайта Бигпикча и Как это сделано

Подписывайтесь также на наши группы в фейсбуке, вконтакте, одноклассниках и в гугл+плюс, где будут выкладываться самое интересное из сообщества, плюс материалы, которых нет здесь и видео о том, как устроены вещи в нашем мире.

Жми на иконку и подписывайся!
Как производят и испытывают двигатели для ракет и самолетов Как производят и испытывают двигатели для ракет и самолетов одноклассник.jpg Как производят и испытывают двигатели для ракет и самолетов Как производят и испытывают двигатели для ракет и самолетов tw.png Как производят и испытывают двигатели для ракет и самолетов inst.png

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
В очередной своей версии закона о попытках захватить Донбасс, Украина впервые назвала Россию страной- агрессором. Впервые за почти 4 года, героических перемог, легендарных рейдов в котлы и прочих фактов многократного разгрома всей российской армии, Украина признала Россию агрессором на ...
Тьфу-тьфу. Стучу по дереву. Пока похоже у демократов полный разгром. До народа дошло какая эта насквозь продажная бандитская компания - Клинтоны, Обама, Харрис. Как только республиканцы потрудились поставить наблюдателей - у бандитов всё посыпалось. Очень надеюсь, что постепенно вернётся ...
На днях приехал мой любимый мущина друг из Сингапура,где был на авиашоу. Я его просила привезти айподу и открыток.Айпод не был привезен(( но зато открыток пачечку все же подарил. Ну, спасибо и на этом))) Поэтому разыгрываю одну так что любители ...
Легендарная русская смекалочка давно уже стала неким национальным культом. Благодаря ему нашим соотечественникам приписывают настоящие подвиги сообразительности и изобретательности. Иногда красивая история дополняется посрамлением богатых, высокотехнологичных, но тупых американцев, ...
Паяц Газманов, автор попсоового шлака "я морячка ты моряк", "я по жизни загулял" и пр. в какой-то момент осознал, что на патриотизме бабла можно нарубить больше. Поэтому лет 25 назад он выдал песню "Офицеры", и к стыду многих уважаемых лично мною людей, они на эту дрянь купились. Теперь ...