Реформа

Цель мероприятия понятна: резервов для повышения зарплат уже нет, а если к числу недовольных присоединятся ещё и чиновники, то даже неясно, какая социальная страта будет лояльной к режиму. Поэтому банальный маневр - сокращаем численность, высвобождающиеся зарплаты "размазываем" по оставшимся. Это, конечно, не реформа, а её имитация.
Проблема совершенно в ином - рост численности чиновников объективен. Профессиональный уровень управления в нашей стране находится на критически низком уровне, а потому проблему поддержания его хоть на каком-то, который еще позволяет управлять процессами, решают экстенсивно. Работу, которую должен делать один профессионал, теперь делают три-пять бестолковых бездарей. Других просто нет. Но и повышать численность чиновников невозможно до бесконечности: внутренние противоречия самой управляющей системы порождают в информационных потоках "паразитные" потоки информации (а управление - это в первую очередь работа с информацией, иерархизирванная по вертикали и горизонтали). Бесполезной для управления, но неизбежной в любой системе. В чиновной среде паразитная информация - это клановая борьба. Чиновники тратят львиную долю времени на аппаратные войны, чем собственно на процесс управления. Какое уж тут качество.
Здесь и скрыта проблема: сокращение управленческого аппарата при невероятно низком профессиональном уровне чиновников попросту обрушит остатки управляемости. А паразитная информация может только увеличиться в объемах - произойдет мощная утряска и усушка кланов, что вызовет их дезорганизацию и еще более ожесточенную борьбу за то, чтобы под сокращение попали конкуренты, а не "правильные" люди.
Обрушение СССР в управленческом смысле происходило по схожему сценарию - проводились бессчетные реорганизации и перестройки аппарата управления, что окончательно его парализовало. Плановая экономика, у которой в принципе не было иных механизмов функционирования кроме как по руководящему решению, в сложившихся обстоятельствах впала в полную кататонию. Под Вологдой гнили эшелоны с маслом, а в Центральной России его не было даже по талонам. А вс потому, что в Госплане перестроили конкретного чиновника, который мог дать команду на отправку.
Сегодня механизмы функционирования иные, но принципы остаются прежними. У нас может быть рубероид, мастика, рабочие, деньги - но команду перестелить крышу в нашей стране может дать только президент. Система дошла до своего логического идеала - в стране, где 8 миллионов госслужащих, любая команда должна прозвучать с самого верха. И никак иначе.
|
</> |