Бравый чапаевец Швейк
langobard — 27.05.2010 Я. Гашек - видимо, самый популярный чешский писатель в моем отечестве. Популярнее Чапека. Или Кундера Гашека уже обошел?В моем городе Гашек оказался в качестве работника политотдела 5-й Красной Армии. В политотделе 5-й Армии он был по публицистической части - причем, не только в качестве райтера, но и в качестве организатора и вдохновителя публицистических побед новой власти. Помнится, биографы любили акцентировать "перемену характера" в Гашеке. Бывший кадровый богемщик (от слова "богема", а не Богемия) и пламенеющий ра....дяй, попав в революционный поток, проявил чудеса ответственности, сознательности, исполнительности и организационного креатива. Добился серьезных организационных успехов. Как бы намекалось: присмотритесь, к этим неорганизованным субкультурщикам, может и в ком-нибудь из них кроется талант орговика.
В городе моем память Гашека чтится, но умеренно - автора знаменитого Швейка в провинциальном городе могли бы чтить поактивнее, да поизобретельнее (он, кстати, если я ничего не путаю, успел здесь и членом городского совета побыть).
Так вот одно из совершенно "швейковских" приключений Гашека в моих краях (и, на мой взгляд, апофеоз вскрывшегося в бывшем богемщике организаторского таланта) - то, что он издавал и РЕДАКТИРОВАЛ первую в истории газету на бурятском языке. Вообще не зная ни слова по-бурятски. Но редактировал.
Никогда не мог понять, почему местные журналистские организации не носят имя Гашека. Это ведь должен быть герой всех работников СМИ - редакторов в первую очередь.
А из редакторов, которых я знаю, только demeshkoff действительно культивирует Гашека. Жаль нет фотки Гашека, где бы он был с редактируемой им на непонятном ему языке бурятской газетой в руках. Я бы задарил demeshkoff. Такая фотка должна висеть в кабинете редактора.
PS: Правнучка Василия Чапаева как-то отжарила в своих воспоминаниях: "Гашек служил в Чапаевской дивизии с 1918 по 1919 г. Вернувшись на родину, издал «Приключения бравого солдата Швейка», описав в своем произведении себя, обстановку того неспокойного времени и 25-ю дивизию...".
Мы, помнится, с друзьями создали мифологию, что Гашек и Фурманов это одно лицо, а также сочинили миниатюру "Бравый солдат Швейк под псевдонимом Василий Чапаев бьет беляков на колчаковских фронтах". Это еще "до Пелевина" было. Или после? Уже не помню. Но точно, помимо.
|
</> |