Болота вокруг пущи
murryc2 — 18.10.2025
Читал, что леса притягивают дождевые облака. Правда ли, не знаю. Что именно я читал, не помню, скорее всего — «Науку и жизнь» или другое научно-популярное. Мне, правда, часто доставались и более серьёзные книги, которые навязывали членам «Общества книголюбов». Сам я в этом обществе не состоял, считал это безнравственным (это моё личное мнение, я спорить на эту тему не буду). В обществе взамен на сданную макулатуру (кажется, 20 кг) продавали популярные книги с нагрузкой. В нашем НИИ нагрузку обычно сразу сдавали в макулатуру или несли мне (просто так). Почти всегда я читал эти книги с интересом. Например, помню серьёзную книгу про «Серебристые облака», которые я так и не увидел, хотя пытался. Очень интересные были книги про биогеоценоз Арктики, про календари древних народов, про озеро Титикака, и т.п. На мой взгляд книги, к которым продавали эту нагрузку, были намного менее интересны, а иногда — вообще макулатура. Например, пошло вдруг увлечение Дрюоном. У Дрюона есть хороший роман «Сильные мира сего», но увлекались не им, а беллетризованной историей средневековой Франции...
В другом месте я прочитал, что взрослая ель (90 лет) удерживает под собой в корнях пять тонн воды. Этому я верю, лес я знаю. Насчёт именно пяти тонн — не мерял, но вода под елью всегда есть.
Сейчас — несколько фото болот у нашей пущи, а потом уже про воду и болота. Не удивляйтесь, что болото не страшное: оно осушено, до осушения считалось непроходимым.



В пуще всегда сыро. Вода собирается в ручейки, в извилистые речки, пойма которых всегда заболочена. До кампании мелиорации 50-х годов в Белоруссии леса занимали половину территории, а болота — 21%. Какой процент болот осушили, я не нашёл. Нашёл, что уже 15 лет, как идёт кампания по восстановлению осушенных болот, и восстановили уже 6%, но от ранее осушенных или ото всех, в статье сказано неразборчиво.
Осушить болото, распахать его и засеять — вроде бы хорошее дело. Но есть два крупных минуса. Во-первых, огромное количество воды, хранившееся в болотах и озёрах, спустили в океан безвозвратно. Белорусская природа лишилась мощного демпфера-калорифера, и у нас начались засухи, весенние заморозки и ранние зимы. Во-вторых, понизился уровень грунтовых вод — и стали подсыхать ельники, самое ценное дерево для биоценоза. На подсохшие ёлки набрасываются короеды. Ёлки вырубают и заменяют сосной.
Об этих недостатках мелиорации учёные знали, но надо было дать нормальные условия для людей, которые жили на болотах. Сейчас, когда пришла мощная техника, люди стянулись в более крупные агрогородки, и болота можно восстанавливать.
«Наше» болото считалось непроходимым. Местные жители говорят, что летом пройти было можно, но без груза, медленно, нащупывая дорогу посохом. Рассказывают, что во время оккупации немцы захотели раз перебраться, так как в пуще скрылись партизаны. Никто из местных жителей не согласился быть проводником. Немцы не стали свирепствовать, а попытались перейти болото сами. Подробностей этой попытки никто не видел. Немцы вернулись и сказали, что пройти нельзя.
|
|
</> |
Меню для новогоднего корпоратива: как угодить всем сотрудникам
«Я УЙДУ, НО ОСТАВЛЮ СЛЕДЫ» (44)
Результат правления Трампа
История Корб-озера, которая взволновала весь СССР и до сих не дает спать
Иконы стиля 50-ые годы - III
Унылая пора
Новое хобби
Депортированных из США и Европы Укров сразу отправляют в окоп

