Бог и карантин
eriklobakh — 02.05.2020 В очередной раз сейчас с печалью осознал, что в русском православии нет вообще никакой богословской школы. Я даже не говорю "почти нет", поскольку её вообще нет. Во всяком случае самостоятельной.В 19-м веке были какие-то учебники по богословию, но они все на 90% переписаны с немецких протестантских учебников и на 10% с католических.
В 20-м и 21-м веках все тексты, что написали всякие люди от митрополита Тихона до протоиерея Меня - не богословие, а агитматериалы, - одни с патриотической стороны, другие с "либеральной". Ну либо это какие-то "наставления", "поучения", "жития" и т.д. и т.п., но это вообще никакое не богословие. Любой учёный или просто человек с хорошим высшим образованием меня поймёт.
В каком-то смысле на "богословие" у нас претендовал протодиакон Андрей Кураев, но в его случае это, с моей точки зрения, - просто смешно: горделивый самовлюблённый человек с МГУшной кафедры Истории КПСС, мечтавший, чтоб патриарх при нём был просто озвучивателем его текстов, для чего он полностью выложился в период Собора, поддерживая митрополита Кирилла (ставшего теперь Его Святейшеством) против митрополита Климента. Всё товарищ Кураев бросил на чашу весов, а потом получил за это дырку от бублика и ушедший из-за этого даже не в раскол, а просто в какую-то невзоровщину. Он для меня не более убедителен с научной православной точки зрения, нежели Ельцин в храме со свечкой, либо Ходорковский, читающий лекции о вреде воровства. После протестантской и католической научной школы в русском православии получить ещё и марксистско-фрейдистскую - это перебор даже для такого любителя пост-модернизма как я. Ну это совсем не богословие, это просто по ту сторону добра и зла, поймите.
В этой связи я не столько даже был против введения уроков православия в школах, сколько попросту недоумевал. А что имеется в виду? Кто будет этому учить детей? У нас же нет богословов и вообще богословия. Священников развелось как юристов и всяких там стилистов, а богословов нет вообще. Заставлять учить Библию наизусть могут даже на уроках физкультуры, но это вообще никакое не богословие.
Кстати, не знаю - как у российских иудеев и буддистов, подозреваю, что так же. А вот у мусульман - абсолютно точно как в православии. Я знаю лишь двух приличных грамотных мул, которых можно назвать "исламскими учёными богословами". А остальные ВСЕ - или просто тупые фанатики, или больные люди, либо, в большинстве случаев, - просто "чиновники от ислама".
А вот почему у меня сейчас это вызвало печаль в очередной раз. Сам "карантин" - даже, пожалуй, в первую очередь, - вызвал у меня массу богословских рассуждений. Ну и, конечно, он совпал с Великим постом и Пасхой. Так что - noblesse oblige.
И на часть заданных самому себе вопросов я не нахожу ответов в рамках своего направления - православной церкви. Не могу же я искать ответы у католиков, которых считаю еретиками, так и правда можно впасть в ересь, поэтому я к ним даже не подхожу.
Впрочем, предлагаю вам всем некоторые из этих вопросов обсудить хотя бы сейчас со мной. Возможно, решим всем миром, как говорится.
Буду выкладывать возникшие у меня вопросы по одному в разных статьях, сейчас начну с того, который чётко завязан на карантин, который (карантин) я не случайно во всех своих текстах называю "адским".
Дело вот в чём. Приведу довольно легкомысленный, но совершенно доступный пример - для наглядности.
Я очень люблю свой дом - в котором живу. Вот прям очень-очень люблю и не могу, так сказать, - налюбиться.
Поэтому давно принял решение, что после смерти своего тела, как бы меня ни уговаривал кто-либо, - не пойду в Рай. Разумеется, если мне разрешат, но я буду сильно упрашивать и Самого, и друзей, которые могут на Него повлиять в принятии решения. Останусь привидением в своём доме, буду жить преимущественно на верхнем этаже, где у меня музей (ну там отделы палеонтологии, археологии, минералогии, этнологии и т.д.), иногда спускаться в библиотеку, иногда в столовую и даже в винный погреб, но в общем проживающих в доме потомков пугать не собираюсь, просто тихо тут жить, надеюсь с женой. Короче, мне тут хорошо - и именно ВСЮ жизнь, в том числе вечную, я отсюда уходить не собираюсь.
Понятно, в ад к тупому быдлу и уголовникам я не пойду. Нет ни причин, ни желания.
В рай в общем хочу. Но тут важно - что понимать под раем. Просто много света и блаженства - это хорошо, РАЗУМЕЕТСЯ. Но у меня подход немного иной, как у Борхеса, грубо говоря - "И представлял себе я рай, похожим на библиотеку". У меня в библиотеке дома мансардные окна, балкончик, много света и блаженство даже зимой.
Короче, как решить этот вопрос - тема не богословская. Не знаю как конкретно, но предполагаю, что раз нельзя будет после Страшного Суда иметь какую-то дополнительную категорию, кроме рая и ада, - то просто можно отдельным указом как-то упросить официально признать мой дом с прилегающей территорией раем и разрешить мне поселиться в этом его уголке. Я вовсе не об этом хотел вас спросить.
Повторяю - НА ЛЕГКОМЫСЛЕННОМ ПРИМЕРЕ я просто пояснил своё понимание рая, но в данном случае это не важно. Какой бы рай ни был - важнее отношение к нему. У меня оно к нему хорошее, и свой дом я считаю раем, который люблю. И могу находиться бесконечно, в том числе вечно.
Это проверено сто раз. Если меня не вынуждают выходить из дома дела, которые никак нельзя решить дома - и я вынужден ехать в Москву или в командировку, - я всегда предпочитаю пригласить сюда коллег, либо друзей, - и тут решить все рабочие вопросы. Я предпочитаю оставаться дома МЕСЯЦАМИ, никогда от этого не уставая.
Конечно, это не означает сидеть в кресле или на диване. Можно ходить в лес за грибами, кататься рядом на лошади на лугу, ходить ловить рыбу на речку или к соседям играть в карты, но всё это включает в себя понятие "дом", в котором мне совершенно не надоедает настолько подолгу, что с точки зрения психологии правомерно сказать "вечно". Повторяю - много раз проверено.
А вот сейчас на карантине, когда меня ЗАСТАВЛЯЮТ сидеть дома, во мне каждое утро, как проснусь, вырабатывается протест - НЕТ, ДОМА Я СИДЕТЬ НЕ БУДУ. И я не сижу.
Это не из чувства противоречия и протеста. Не такой уж я и спорщик, уверяю вас. Просто сам факт ограничения моих базовых свобод вызывает у меня настолько сильное противодействие, что я готов покинуть даже своё самое любимое место. Не в виде спора, не в споре дело, а в части необходимости бороться за свою свободу. При том дай мне эту свободу - так дома и буду сидеть.
Вы спросите - при чём тут богословие, если это просто психология. Нет, не совсем. Из всего этого рассуждения вытекает и интересный богословский вопрос.
Как мы знаем - Бог дал человеку свободу воли. Путь человека полностью определяется его полным нравственным выбором. Христианство вообще и православие в частности - сохранили в неприкосновенности две определяющих наше сознание мысли: всё без изъятия зависит от Бога, но нечто нечто зависит от человека и определяется его волей.
Не сказать, что по этим вопросам никогда не было богословских дискуссий и множества научных трудов, в том числе и в православии в том смысле, что масса трудов на эту тему создано и до раскола христианского мира и откола от истинной церкви католических еретиков.
Над вопросом трудились Климент Александрийский, Ориген, Блаженный Августин и т.д.
Но все их богословские рассуждения касаются жизни человека на Земле. Здесь проявления его воли, имеет ли он право, или фаталистическая тварь дрожащая.
А в раю? Сохраняет ли душа в раю свободу воли? И, кстати, почему именно душа? У нас и тело восстановят, как вы знаете, - после Страшного Суда. И вот это тело с душой, находясь в раю, допустим, а не осуждённое на вечные муки в аду, - имеет свободу воли? Например - покинуть рай.
Ответ "а зачем оттуда уходить, там и так хорошо" - это не ответ. Я вам привёл пример со своим домом: я и не уходил бы, да вот карантинные ограничения заставляют.
Словом, богословский вопрос именно таков: а существует ли в раю, куда, как мы знаем - мы все, православные, попадём (а другие просто сдохнут) свобода воли?
Ответы да/нет - это не ответы. Ну тут правда нужно серьёзное философское богословское обоснование. И желательно не идиотско-фанатичное, без ссылок на "Серафим Саровский сказал". Я очень люблю Серафимушку, он, как я понимаю, свою избушку с медведями под Арзамасом-16 любил не меньше, чем я свой дом. Но он не богослов, он по другой категории святой. Да и про рай и свободу воли в нём особо не рассуждал.
А ведь это очень интересно! Какие будут мысли?
|
</> |