рейтинг блогов

Высокое и позднее средневековье: жить стало лучше, жить стало веселее, но

топ 100 блогов dpmmax01.07.2020
Высокое и позднее средневековье: жить стало лучше, жить стало веселее, но

Пора продолжить рассказ об истории психиатрии. Вернёмся с вами к средневековой Европе, и посмотрим, как меняется положение и житие душевнобольных людей к моменту перехода раннего средневековья к высокому и далее к позднему. А меняется оно, увы, не в лучшую сторону. Почему? 

Как ни парадоксально, именно потому, что ширнармассам в целом жить становится лучше, жить становится веселее. Ну может быть, землю пахали без песен и плясок, но климатический пессимум раннего средневековья (он же пессимум эпохи великого переселения народов), который подкрался вслед за римским климатическим оптимумом, где-то к 950 году помахал всем холодной ручкой и уступил остывшее место Средневековому тёплому периоду, который продлился приблизительно до 1250 года.  

А значит, и на полях заколосилось погуще, и стада стали потучнее, да и агротехнику в голодные годы успели подтянуть. Опять же, церковь не только крестовые походы повадилась объявлять, но и о прихожанах худо-бедно заботилась, вселяя в тех робкую уверенность в завтрашнем дне. И демография просто не могла не отреагировать на такой праздник жизни: с 1000 по 1340 год население Европы вырастает почти в три раза, с 64 до 187 миллионов человек, по приблизительным подсчётам. Да, позже по европейским просторам успели потоптаться все четыре всадника Апокалипсиса, но к уровню тысячного года население уже никогда более не откатывалось.

К чему такое отступление? К тому, что людей стало больше, жить стало теснее. А в городах, которые стали расти, как грибы после тёплого дождичка, так и подавно. Соответственно (от этого никуда не денешься) и сумасшедших стало больше. Причем не только больше: если в деревнях, как уже было говорено, их ещё можно было худо-бедно скрыть с глаз долой — опять же, не чужие ведь люди — то в городах такое шило в мешке оборачивалось конкретной занозой сразу во многих задницах. А теперь задайте себе вопрос: сильно ли, прости господи, толерантнее были горожане той эпохи, чем их нынешние соотечественники? Особенно учитывая тот факт, что сумасшествие по-прежнему продолжает считаться либо одержимостью, либо наказанием господним, либо следствием того, что человек что-то в своей жизни сделал сильно не так — словом, сам виноват и сам дурак?

В городах, до магистратов которых доходит простая аксиома, что величина разума, отведённая на отдельно взятый населённый пункт, есть константа, а население при этом растёт, начинают принимать меры в отношении сумасшедших. Пока (благо за прецедентами далеко ходить не надо) горожане сами их не приняли. Меры эти, как вы сами наверняка уже догадались, ограничительного характера.

Если у скорбного главою в городе были родственники, то вся забота о нём ожидаемо становилась их обязанностью. Городу было неважно, какие меры примет родня: главное, чтобы пациент не смущал покоя горожан и не угрожал их безопасности. Вон-де у вас на заднем дворе пристройка вместительная, да и погреб в доме глубокий, да и за домом закуток имеется — извольте держать вашего сумасшедшего взаперти. Да хоть и на цепь посадите, никто слова не скажет, лишь бы цепь была покороче, и не на виду он сидел. Иначе сами понимаете, спрос будет уже с вас...

В старинном испанском кодексе было чётко прописано: «помешанный, маньяк и слабоумный не ответственны за поступки, содеянные ими во время болезни; ответственность падает на родных, если они не сторожили больного и этим не воспрепятствовали тому ущербу, который он нанёс другим». Видите — основы определения недееспособности и невменяемости законодательно закладываются уже тогда. Как и ответственность опекуна.

А что делать, если больной одинок? В Германии в таком случае заботу (пусть даже она ограничивается запертым чуланом и скудной кормёжкой) брал на себя город или какой-то из цехов. В Бретани эта обязанность вменялась приходскому духовенству.

Впрочем, бывало и так, что родственники у такого больного есть, но либо не могут, либо не хотят за ним присматривать. Ситуация вполне рядовая, причем не потерявшая актуальности и по сей день. И как быть? Можно было отдать такого пациента за оговоренную плату на содержание в другой дом: желающие подработать таким образом обычно находились. Если же родня сама едва сводила концы с концами, имелся вариант с прошением к магистрату — возьмите, мол, на себя его содержание в изоляции. Да хоть бы и в тюрьму... впрочем, о тюрьмах чуть ниже. И городские власти, кстати, порой даже шли навстречу.  

К примеру, в 1427 году приехал во Франкфурт поверенный в делах маркграфа бранденбургского. Приехал — и скоропостижно двинулся глуздом. Можно было бы, конечно, поступить с ним так, как обычно поступали с сумасшедшими иногородцами и чужестранцами (чуточку терпения, сейчас и до них речь дойдёт), но неудобно как-то. Опять же, неровен час маркграф обидится, и тогда будет просто беда. Вот и решили на уровне городских властей не обострять: нашли бедолаге отдельную квартиру с крепкими дверьми и надёжными замками, наняли за счёт города сторожей — в общем, уважили.

Об участи сумасшедших чужаков и иноземцах, а также о тюрьмах для душевнобольных поговорим в следующий раз — если оно, конечно, вам интересно.


P.S. Мой проект «Найди своего психиатра» продолжает работать и расширяет свою географию: теперь, помимо Москвы и Тольятти, в нём участвуют коллеги из Санкт-Петербурга, Иваново, Нальчика, Ростова-на-Дону и Владивостока. Есть коллеги из Донецкой области. Есть сеть пансионатов для пожилых пациентов с деменцией. Поэтому, если вдруг возникла необходимость и нужна помощь или консультация — заглядывайте, изучайте и обращайтесь. Что ценно в сложившейся ситуации — большинство коллег ведут онлайн-приём.

P.P.S. Статьи по психиатрии, психологии и всему, что касается этого направления, мы решили дублировать в Яндекс Дзене — вдруг кому удобно смотреть их там 

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
От Леонардо да Винчи осталось всего четыре портрета, причем такие разные, что о том, что они -- работа одного и того же художника, ученым пришлось догадываться очень долго. (На самом деле это свидетельство очень быстрой эволюции мастера).  Понятно, что самая популярная из четырех -- ...
Раннее утро. Вышел на канал Грибоедова. Смотрю на воду. Курю. Напротив громады Казанского. Не отказал себе в удовольствии. *** На другом берегу канала большая группа целеустремлённо движется к Невскому. Утренний город и мы. Одно слово - туристы. *** Самое яркое впечатление от ...
Жизнь киберактивиста приятно беспечальна. Блоггер лает -- электронный поток носит, и все забывается через три дня. Если же человек решил домогаться власти, то картина совсем иная. Как минимум, начиная с этого момента (а практически -- даже и до ...
Ну, положим не так, чтобы купчиха - формами не вышла, но я над этим еще работаю, зефирки мне в помощь. Но ведь похоже, не? Общая атмосфера - жизнь удалось и имела ввиду я этот Гондурас - по-моему вполне схвачена. ...
В последние годы жизни Сталин был совсем одинок. Хрущев вспоминал, как однажды Сталин, пристально глядя ему в глаза, сказал: «Пропащий я человек. Никому не верю. Сам себе не верю». Действительно, верности ждать было не от кого. Обе жены и члены их семей, сын Яков, его товарищи по ...