Библиотека Санкт-Петербургского купеческого собрания
kavery — 06.08.2020 Тема на сегодня "библиотеки". А у меня отпуск знаете ли. Но библиотеки, так библиотеки. Воспользуюсь материалами из своей научной статьи, и расскажу вам про одну библиотеку. Не пугайтесь, будет лайт версия, без профессионального занудства. Я же на отдыхе. Это, кстати, было первое мое серьезное исследование по истории библиотек. С докладом о истории этой библиотеки я первый раз выступала на конференции.И это не только о библиотеках, это любопытная страница истории Санкт-Петербурга.
Начнем немного с предыстории. Поговорим немного о купеческом сословии. Санкт-Петербург в сравнении с Москвой купеческим городом не был, но при этом тут было достаточно представителей этого сословия, которые активно вели дела. Надо сказать, что купцы были сословием очень патриархальным по своему жизненному укладу. Среди купцов было много старообрядцев, что тоже накладывало свой отпечаток на быт. Дворянское сословие на купцов смотрело с высоты своего положения, хотя часто последние были гораздо зажиточнее. В высшем обществе представителей торговой братии принимать не хотели. При этом сами купцы, не смотря на свой традиционный уклад жизни все таки стали интересоваться и культурой, и наукой, да и просто хотелось больше светской активности. В купеческих семьях была даже проблема выбрать удачную партию для своих детей. С одной стороны было много обеспеченных женихов, но вот познакомиться с купеческими дочками им было негде. Те выезжали только в церковь или к родне. В результате часто юноши просто начинали тратить деньги на дам полусвета. А причем тут библиотека, спросите вы? Погодите. Сейчас и про библиотеку будет.
Подумали купцы подумали, раз в дворянские клубы и собрания их не зовут, то надо устроить свое. И в 1861 году в феврале было образовано Русское купеческое общество взаимного вспоможения, позже переименованное в Санкт-Петербургское Русское купеческое собрание. Датут открытия приурочили к дню отмены крепостного права. Основал его купец-суконщик Лапотников, имевший лавку в Гостином Дворе. О деятельности этого общества известно мало. На самом деле о купечестве вообще не так много кто писал и исследовал его быт. Дворянам это было не интересно, самим купцам мемуары писать некогда, а в советские времена как-то не до буржуев было. К счастью, в моем исследовании мне очень помогли мемуары Николая Александровича Лейкина. Он был по происхождению купцом, но затем ушел в литературную деятельность. И у него есть очень интересные мемуары. Те, кто интересуется историей Петербурга или бытом купцов - если найдете, очень рекомендую. Книга переиздавалась как часть сборника о купечестве. Я же ее читала в дореволюционном издании. Отец и дядя Николая Александровича были старейшинами Собрания, и он сам часто там бывал, так что в воспоминаниях он рассказывает о нем довольно подробно.
Кроме того, довелось мне почитать и устав Собрания, который содержит много интересной информации.
Чем же занималось это Собрание. Вот что пишется в Уставе, опубликованном в 1874 году. : «С.Петербургское Русское Купеческое Собрание имеет своей целью доставить членам своим и их семействам возможность проводить свободное от занятий время с приятностью и пользой. <...> Собрание дает для своих членов и их гостей балы,... семейные обеды, музыкальные, ... литературные вечера, выписывает газеты, журналы и вообще периодические издания и книги, а также приглашает лиц, специальных по разным наукам, для чтения лекции которые служили бы к распространению между членами Собрания полезных сведений и знаний».
И так, Собрание было своеобразным клубом. Днем в нем проводились музыкальные вечера, балы, лекции. На некоторые из них члены Собрания могли приводить своих жен и детей. Все это было подробно оговорено уставом. В остальное время Собрание было местом досуга купцов с рестораном, бильярдом и даже, если правильно помню, азартными играми. Купцы - люди деловые, все подробно прописали. Например описывались правила поведения при игре в бильярд. Можно было наблюдать за игрой, но нельзя было давать советы как играть.
Лейкин пишет, что «до того времени купеческие семьи, сидевшие у себя дома взаперти и выезжавшие только на свадьбы и именины к своим же знакомым купцам, впервые стали выезжать в этот клуб». Дело было настолько новым и смелым для купцов, что не все подержали его. Некоторые купцы не только сами не вступали в Сообщество, но запрещали своим приказчикам и сыновьям это делать. По уставу предполагалось, что членами клуба могли быть до 700 человек, на 1908 год в списке указаны 480 фамилий. В Собрание записывали не только купцов, но и других достойных людей, но по рекомендации.
Дом Рауде. Большая Морская, 16. Первый адрес, где распологалось Собрание. За время своего существования оно несколько раз переезжало.
Вот теперь про библиотеку. Одной из задач, стоявшим перед Собранием, было просвещение. Приглашали для проведенинаучных лекций самых модных лекторов. Но этого было мало. Решено было создать собственную библиотеку. Ее деятельности посвящена целая глава устава. Прописано было какие книги надо закупать, какие книги выдаются на дом и на какой срок. Опять таки были закреплены правила поведения, например запрет громких разговоров: «Разговоры, чтение вслух и вообще все, что может развлекать внимание и нарушать тишину в читальном зале воспрещается». И мы тут должны понимать, что для многих это был первый опыт пользования библиотекой, поэтому такие тонкости стоило обозначить официально.
Вот что пишет о библиотеке Лейкин, естественно, что будущий литератор не пренебрегал ее посещением. Библиотека пользовалась большой популярностью у членов клуба. В воспоминаниях отмечается, что «читальня по вечерам всегда была переполнена читающими». Выдавалась литература и на дом, причем «книги брались для чтения на дом нарасхват». В правилах оговаривалось, что любая книга «выдается тому, кто прежде заявил желание получить ее, и ни какой другой очереди не допускается». Одновременно на руки выдавалось не более двух томов, а газет одна месячная подшивка.
Уже тогда у библиотеки были должники. За нарушение сроков возврата, если это повторялось более трех раз, читатель «лишался права получать из библиотеки для чтения книги на дом в течение года». Потерянные издания можно было возместить заменой или заплатить
Поскольку многие книгопродавцы и издатели были членами Собрания, то фонд библиотеки активно пополнялся. Если в первое десятилетие существования в каталоге значилось всего коло 200 книг, то в 1913 году уже около 4000. И это без учета газет. Больше всего закупалось художественной литературы. И все книги были из новых изданий, не старше лет десяти. В каталоге можно увидеть самые популярные книги русских и зарубежных авторов. Многие из них до сих пор могут составить основу любой классической библиотеки и широко известны. Были книги научно-популярные и справочные. В каталогах начала ХХ века упоминается раздел книг для юношества. В проекте устава говорится о том, что планировалось создать комнату для деловых бесед, в которой хранились бы различные справочники по экономике, финансам и т. п. Но это не было реализовано.
Лейкин пишет: «У клуба была большая читальня, где на длинном столе, покрытом зеленым сукном, были разложены все издававшиеся тогда в Петербурге и в Москве журналы и газеты» Наличие такое комнаты было закреплено уставом где говорилось, что для чтения газет и журналов должна была выделена отдельная комната. «В читальне должны находиться на столе номера газет за текущий и предшествующие дни и из периодических изданий, последний номер каждого издания». Не буду утомлять вас другими подробностями чисто библиотечного характера.
Книжный магазин А.Ф. Цинзерлинга (бывший Мелье и К°). 1913
Видимо в связи с началом Первой мировой войны, деятельность Собрания постепенно сошла на нет. Последний католог из известных мне вышел в 1916 году. Судьбу книг из библиотеки проследить точно пока не удается. В лучшем случае, книги разошлись по букинистам и другим библиотекам. Несколько книг из этой библиотеки я держала в руках. О принадлежности к библиотеке свидетельствуют экслибрисы, на которых не только указано название библиотеки, но также и отдел, где эта книга хранилась.
Надо сказать, что в послереволюционное время участь многих книжных собраний была трагична. Многое ушло в утиль. Библиотекари и библиофилы из макулатуры вытаскивали ценные издания, если успевали. Прекрасные книги можно было купить за бесценок. Но это уже совсем другая история.
Нужно ли знать историю таких маленьких библиотек, в которых не было каких-то редкостей? Понятно, что в первую очередь такая информация интересная тем, кто изучает историю библиотек. Но с другой стороны это интересная страничка и из истории Санкт-Петербурга и жизни и быта сословия купцов. Такая библиотека может и небольшой, но показатель, как менялось сознание у представителей торгового люда, как появлялась тяга к образованию и просвещению.
Я первый раз публикую пост на подобную тематику. Наскколько вам эта тема интерсна и в каком аспекте?
Кстати, пока искала портет, обнаружила, что воспоминания Лейкина периздали
https://www.labirint.ru/books/740233/
Всем любителям путешествий рекомендую серию его книг "Наши за границей". Это сатирическое описание путешествий купеческой четы в разные города. Это и смешно и грустно одновременно, потому что очень уж узнаваемо. Прошло больше 100 лет, а многие наши соотечесвенники не многим отличаются в своем поведении за границей. Ну и много всяких интересных деталей о путешествиях в то время. Прекрасные книги для отдыха. Я бы на месте киношников взяла бы их за основу для сериала.
#92днялета
|
</> |