рейтинг блогов

Безбородый "Як"

топ 100 блогов vikond6509.03.2024 Безбородый Як

Ровно 80 лет назад, 9 марта 1944 года с конвейера саратовского авиазавода №292 сошел первый серийный экземпляр истребителя Як-3, который многие авиационные историки считают лучшим советским истребителем времен Второй мировой войны. Правда, есть и другое мнение, отдающее пальму первенства истребителю Ла-7. Споры между "яковлевцами и "лавочкинцами" идут до сих пор, но, как бы там ни было, Як-3, безусловно, был вершиной развития советских поршневых истребителей смешанной (деревянно-металлической) конструкции с двигателями водяного охлаждения.

Своим появлением он был (к сожалению) обязан отсталости советской авиамоторной промышленности. Если в Германии в 1943 году уже выпускался авиадвигатель "Даймлер-Бенц" DB-605 мощностью 1475 л.с (с системой впрыска водно-метаноловой смеси — 2000 л.с), а в Англии —  Роллс-Ройс "Грифон" мощностью 2035 л.с., то у нас на истребители приходилось ставить моторы ВК-105ПФ максимальной мощностью всего 1260 л.с. Путем увеличения давления наддува его мощность удалось повысить до 1310 л.с. (модификация ВК-105ПФ2), но это был предел. Столь незначительная прибавка погоды не делала, а надежд на дальнейшее увеличение мощности уже не оставалось.

Поэтому пришлось делать ставку на скрупулезное "вылизывание" аэродинамики и на снижение массы конструкции, что было непросто, поскольку в советских истребителях широко применялась древесина, фанера и стальные трубы, а это делало их заведомо тяжелее зарубежных аналогов, целиком построенных из дюралюминия.

Тем не менее, в 1943 году, благодаря поставкам по Ленд-лизу, острота "дюралевого крисиса" в СССР снизилась, позволив заменить на истребителе Як-1М деревянные лонжероны и нервюры крыла дюралевыми, что обеспечило значительное снижение массы. Правда, обшивка и хвостовое оперение по-прежнему оставались деревянными. Дополнительно облегчило машину уменьшение запаса топлива с 410 до 360 литров, хотя, это сократило полетное время всего до 40 минут.

Для снижения аэродинамического сопротивления уменьшили размах, площадь и относительную толщину крыла, сократили размеры оперения, а маслорадиатор перенесли из-под мотора в центроплан, из-за чего "Як" утратил свой характерный "бородатый" силуэт. Кроме того, водорадиатор глубже "утопили" в фюзеляже, сделав его гондолу более компактной, а граненую переднюю часть фонаря кабины, набранную из плоских панелей, заменили округлой, цельноштампованной, хотя, из-за этого пришлось отказаться от лобового бронестекла.

Наконец, с самолета убрали стойку проволочной радиоантенны, которая теперь уходила просто в фюзеляж за кабиной. Благодаря всем этим ухищрениям истребитель, получивший обозначение Як-3, достиг на испытаниях скорости 650 км/ч, значительно превосходившей скорость исходной модификации Як-1Б, а также — аналогичной модели Як-9М. Впрочем, до характеристик англо-американо-германских аналогов он все равно не дотягивал, но, по крайней мере, приблизился к ним настолько, насколько это, вообще, было возможно с учетом архаичной смешанной конструкции и относительно маломощного мотора.

Боевой дебют Як-3 состоялся в июне 1944 года, в ходе Львовско-Сандомирской наступательной операции, в которой принял участие 91-й истребительный авиаполк, укомплектованный этими машинами. За первый месяц боевых действий он, согласно советским данным, сбил в воздушных боях 23 вражеских самолета и потерял всего два. Еще три машины за тот же период были потеряны от зенитного огня. Всего же до конца войны советские ВВС успели получить 4111 Як-3. Из них только 115 (90 — в 1944-м и 25 — в 1945 году) было сбито, а остальные после войны — списаны по износу. Конструкция с большим процентом древесины была недолговечной.
Безбородый Як
Компоновочная схема Як-3, на которой хорошо видна его конструкция, имевшая в основе сварную ферму из стальных труб, окруженную деревянной опалубкой и обшитую фанерой.

Безбородый Як
Серийный Як-3 на испытаниях в НИИ ВВС.

Безбородый Як
Як-3 в полете под управлением летчика-испытателя В.Л. Расторгуева.

Безбородый Як
Як-3 французского авиаполка "Нормандия-Неман".

Безбородый Як
Заправка сжатым воздухом из баллона истребителя "Нормандии-Неман". На крыле — французский летчик, на фюзеляже — 13 отметок воздушных побед.

Безбородый Як
Як-3 из группы воздушной акробатики. Самолет в декоративной окраске, над лобовым стеклом укреплено зеркало заднего вида.

Безбородый Як
Сверху вниз:
Як-3 из 14-го Гвардейского ИАП ВВС Балтфлота.
Як-3 лейтенанта Савелия Носова из группы асов "Меч" 150-го ИАП. На борту — отметки 15 воздушных побед.
Як-3 из авиаполка "Нормандия-Неман" после прилета во Францию на самолетах, подаренных советским правительством. Советские опознавательные знаки — закрашены, а вместо них на киле нарисован Лотарингский крест. Руль поворота и кок винта раскрашены в цвета французского флага.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Он вернулся из Испании, где скрывался после того, как информация о его деятельности получила широкую огласку. серьёзные подозрения  в его сторону: Всего лишь домашний арест при такой «тяжёлой» статье! Тем более, что С.Мазур уже скрывался от следствия и может ...
Барнаул нам сегодня категорически не показал Обь-и туда ехали всё было в тумане, и обратно, ладно, я, а туристы так и не разглядели «нашу» реку в предлагаемых обстоятельствах :)))Зато, Нагорный парк такой загадочный... ...
Я в курсе, что здесь она Беатриче Казираги, но в статье у автора она Беатрис Борромео =============== Беатрис урождённая Беатрис Борромео Арезе Таверна из семьи итальянских аристократов. После окончания университета она работала штатным репортером национальной газеты Il Fatto ...
           Интернет по поводу гламурной барышни Ксюши Собчак, спросившей актрису Хаматову сами знаете о чем, вот уже второй день  шумит-волнуется. Ксюшины сторонники - демократы до мозга костей, возмущаются тем, что ...
Главное пассажиры были не против. Ну грудь и грудь. Зато водила, которому положено на дорогу смотреть, а не за женским полом в салоне наблюдать, повёл себя неадекватно. Дядьку чужая титька выбесила. Сначала он тупо остановил автобус. Потом велел пассажирам покинуть салон. И отказался ...