рейтинг блогов

Безбородый "Як"

топ 100 блогов vikond6509.03.2024 Безбородый Як

Ровно 80 лет назад, 9 марта 1944 года с конвейера саратовского авиазавода №292 сошел первый серийный экземпляр истребителя Як-3, который многие авиационные историки считают лучшим советским истребителем времен Второй мировой войны. Правда, есть и другое мнение, отдающее пальму первенства истребителю Ла-7. Споры между "яковлевцами и "лавочкинцами" идут до сих пор, но, как бы там ни было, Як-3, безусловно, был вершиной развития советских поршневых истребителей смешанной (деревянно-металлической) конструкции с двигателями водяного охлаждения.

Своим появлением он был (к сожалению) обязан отсталости советской авиамоторной промышленности. Если в Германии в 1943 году уже выпускался авиадвигатель "Даймлер-Бенц" DB-605 мощностью 1475 л.с (с системой впрыска водно-метаноловой смеси — 2000 л.с), а в Англии —  Роллс-Ройс "Грифон" мощностью 2035 л.с., то у нас на истребители приходилось ставить моторы ВК-105ПФ максимальной мощностью всего 1260 л.с. Путем увеличения давления наддува его мощность удалось повысить до 1310 л.с. (модификация ВК-105ПФ2), но это был предел. Столь незначительная прибавка погоды не делала, а надежд на дальнейшее увеличение мощности уже не оставалось.

Поэтому пришлось делать ставку на скрупулезное "вылизывание" аэродинамики и на снижение массы конструкции, что было непросто, поскольку в советских истребителях широко применялась древесина, фанера и стальные трубы, а это делало их заведомо тяжелее зарубежных аналогов, целиком построенных из дюралюминия.

Тем не менее, в 1943 году, благодаря поставкам по Ленд-лизу, острота "дюралевого крисиса" в СССР снизилась, позволив заменить на истребителе Як-1М деревянные лонжероны и нервюры крыла дюралевыми, что обеспечило значительное снижение массы. Правда, обшивка и хвостовое оперение по-прежнему оставались деревянными. Дополнительно облегчило машину уменьшение запаса топлива с 410 до 360 литров, хотя, это сократило полетное время всего до 40 минут.

Для снижения аэродинамического сопротивления уменьшили размах, площадь и относительную толщину крыла, сократили размеры оперения, а маслорадиатор перенесли из-под мотора в центроплан, из-за чего "Як" утратил свой характерный "бородатый" силуэт. Кроме того, водорадиатор глубже "утопили" в фюзеляже, сделав его гондолу более компактной, а граненую переднюю часть фонаря кабины, набранную из плоских панелей, заменили округлой, цельноштампованной, хотя, из-за этого пришлось отказаться от лобового бронестекла.

Наконец, с самолета убрали стойку проволочной радиоантенны, которая теперь уходила просто в фюзеляж за кабиной. Благодаря всем этим ухищрениям истребитель, получивший обозначение Як-3, достиг на испытаниях скорости 650 км/ч, значительно превосходившей скорость исходной модификации Як-1Б, а также — аналогичной модели Як-9М. Впрочем, до характеристик англо-американо-германских аналогов он все равно не дотягивал, но, по крайней мере, приблизился к ним настолько, насколько это, вообще, было возможно с учетом архаичной смешанной конструкции и относительно маломощного мотора.

Боевой дебют Як-3 состоялся в июне 1944 года, в ходе Львовско-Сандомирской наступательной операции, в которой принял участие 91-й истребительный авиаполк, укомплектованный этими машинами. За первый месяц боевых действий он, согласно советским данным, сбил в воздушных боях 23 вражеских самолета и потерял всего два. Еще три машины за тот же период были потеряны от зенитного огня. Всего же до конца войны советские ВВС успели получить 4111 Як-3. Из них только 115 (90 — в 1944-м и 25 — в 1945 году) было сбито, а остальные после войны — списаны по износу. Конструкция с большим процентом древесины была недолговечной.
Безбородый Як
Компоновочная схема Як-3, на которой хорошо видна его конструкция, имевшая в основе сварную ферму из стальных труб, окруженную деревянной опалубкой и обшитую фанерой.

Безбородый Як
Серийный Як-3 на испытаниях в НИИ ВВС.

Безбородый Як
Як-3 в полете под управлением летчика-испытателя В.Л. Расторгуева.

Безбородый Як
Як-3 французского авиаполка "Нормандия-Неман".

Безбородый Як
Заправка сжатым воздухом из баллона истребителя "Нормандии-Неман". На крыле — французский летчик, на фюзеляже — 13 отметок воздушных побед.

Безбородый Як
Як-3 из группы воздушной акробатики. Самолет в декоративной окраске, над лобовым стеклом укреплено зеркало заднего вида.

Безбородый Як
Сверху вниз:
Як-3 из 14-го Гвардейского ИАП ВВС Балтфлота.
Як-3 лейтенанта Савелия Носова из группы асов "Меч" 150-го ИАП. На борту — отметки 15 воздушных побед.
Як-3 из авиаполка "Нормандия-Неман" после прилета во Францию на самолетах, подаренных советским правительством. Советские опознавательные знаки — закрашены, а вместо них на киле нарисован Лотарингский крест. Руль поворота и кок винта раскрашены в цвета французского флага.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
На первом снимке результат попадания японского штурмовика Ки-51 "Соня" в броневой пояс английского КРТ "Сассекс". Желания ценой своей жизни причинить ущерб противнику. самого по себе бывает мало. Еще более  странный  штурмовик  чем Ил-2. В Ил-2 маневренность и ...
Подвох там, где не ждали. Страховочный бортик стоит на младенческой кровати меньше года, а думали, что он потом послужит на кровати побольше. Совсем случайно заметила вспученную краску там, куда ребенок иногда спит, уткнувшись носом. Это я не только поныть, но вдруг кому пригодится. ...
Расскажу о полезной растительной добавке, которая избавит от тяжести в ногах, спрячет варикозные вены и предотвратит появление "звездочек", избавит от отёков и принесет облегчение при обострении геморроя. В составе комплекса два растительных вещества: экстракт конского каштана и диосмин ...
Продаю резину Hankook K415 195/55 R16 на оригинальных литых дисках от Nissan Almera N16. Пробег резины - 1 сезон, пробег дисков - 4 сезона. цена - 17 тыс.руб. (торг) фото: ...
Игоря Стрелкова в СИЗО просят дать показания на русских националистов , с которыми он сотрудничал — это условие его перевода на домашний арест и условного срока по итогам суда. Как сообщают инсайдеры, от Стрелкова требуются показания о том, что "связанные с националистической тусовкой ...