Последний "мессер" из страны пирамид
vikond65 — 07.03.2024Ровно 60 лет назад, 7 марта 1964 года, впервые поднялся в воздух первый и по сей день единственный сверхзвуковой истребитель, спроектированный и построенный в арабском мире. Правда разработал его отнюдь не араб. Автора проекта звали Вильгельм Мессершмитт. Да, да, тот самый, а самолет, названный Хелуан НА-300 "Каир", стал его "лебединой песней".
Египетский президент Гамаль Абдель Насер, мечтавший превратить свою довольно отсталую страну в великую (по крайней мере, на региональном уровне) авиационную державу, пригласил Мессершмитта в 1959 году, предоставил в его распоряжение новенький, только что построенный авиазавод в пригороде Каира Хелуане и заключил с ним контракт на разработку и внедрение в производство сверзвукового истребителя-бомбардировщика на уровне высших мировых стандартов.
Прибыв в Египет во главе целой группы немецких инженеров-конструкторов, Мессершмитт взялся за работу и к началу 1964 года самолет был готов. Интересно, что в аэродинамическом плане он получился весьма похожим на советский МиГ-21, только вместо одного носового воздухозаборника были два боковых. Самолет успешно прошел испытания, показав неплохие летные характеристики, в часности, максимальная скорость составляла 2100 км/ч (две скорости звука), потолок — 18000 метров, дальность — 1400 км, вооружение — две 30-мм пушки и четыре пилона для подвески бомб или ракет.
То, что египтяне, хотя и по немецкому проекту, и под немецким руководством, сумели построить такую машину, безусловно, делает им честь, однако, дальше шести опытных экземпляров дело не пошло. Насер предпочел отказаться от высокозатратного и амбициозного изделия, сделав ставку на советскую авиатехнику, которая в хрущевские и ранние брежневские годы шла в Египет бесперебойно, а летный и наземный персонал для нее обучался в советских училищах.
К тому же, на фоне МиГ-21 тактико-технические данные НА-300 не представляли собой ничего выдающегося. И в 1969 году программа "Каира" была закрыта. С тех пор арабы больше не пытались добиваться успехов в сложном деле боевого авиастроения.
На заставке — НА-300, выкупленный немцами у египтян и выставленный в мюнхенском авиамузее.
Чертеж и компоновочная схема "Каира" с вариантами подвески.
НА-300 на испытаниях.
Окраска одного из прототипов.
|
</> |