Траян Вуя, не летавший ... вообще
vikond65 — 05.03.2024Сегодняшний день отмечен в истории не только смертью некоего колоритного персонажа, которого одни считают чуть ли не полубогом, а другие — совсем наоборот. О нем я, пожалуй, писать не буду, а лучше напишу о том, что на 5 марта приходятся дни рождения целого ряда самолетов, оставивших или не оставивших заметный след на скрижалях мировой авиации. Не зря же этот блог называется "Авиамастер". Итак, начнем.
5 марта 1906 года состоялась неудачная попытка взлета диковинного аэроплана (впрочем, с современной точки зрения все тогдашние аэропланы были диковинными), спроектированного и построенного жившим во Франции румынским изобретателем Траяном Вуя (Traian Vuia, иногда пишут "Вуйя" или "Вюйя"). Автор оснастил его двигателем собственной разработки, работавшим на сжатом углекислом газе.
На испытаниях самолет так и не поднялся в воздух даже на сантиметр, проявив способность лишь кататься по земле. Что и неудивительно, поскольку конструкция у Вуи получилась, извиняюсь за выражение, вуёвой. Как видно на фото, она напоминала автомобильное шасси на мотоциклетных колесах, над которым на трубчатой раме стоял движок и опутанное густой паутиной расчалок субтильное крылышко без аэродинамического профиля.
При этом Вуя зачем-то сделал крыло складным, как у летучих мышей. Подъемной силы этой несущей поверхности было явно недостаточно, чтобы удержать машину в воздухе. К тому же, газовый мотор оказался слишком маломощным, а КПД винта из полотна и палок — очень низким.
Надо заметить, что теория аэродинамики летательных аппаратов в те годы находились на зачаточном уровне, а авиаконструкторы, в основном, руководствовались собственной интуицией. Вуя оказался одним из тех, кого интуиция подвела, не позволив ему создать работоспособную летающую машину.
Промучившись некоторое время, но, так и не добившись от своего агрегата возможности летать, Вуйя, построил новый аппарат аналогичной конструкции, оснастив его довольно мощным, по тем временам, восьмицилиндровым мотором "Антуанетт", развивавшим 24 лошадиные силы. Заметим, что аэроплан братьев Райт еще в 1903 году успешно летал с двигателем в полтора раза меньшей мощности.
27 марта 1907 года Вуя попытался поднять обновленный аэроплан в воздух. Но его "нелетучая мышь", несмотря на значительно повышенную энерговооруженность, оказалась способной лишь на короткие "подпрыгивания" менее полуметра в высоту и не более 10-15 метров в длину. Поняв, что авиаконструктора из него не вышло, Траян прекратил разработку и постройку самолетов. Тем не менее, в Румынии его очень уважают, а его имя присвоено аэропорту города Тимишоара.
На заставке - французская почтовая открытка с изображением Траяна Вуйя и его аэроплана №2 со сложенным крылом.
Вуя в кабине своего первого аэроплана с газовым мотором. Обратите внимание, что на нижнем снимке машина доработана и снабжена горизонтальным рулем высоты, который, впрочем, ей не понадобился.
Вуя безуспешно пытается взлететь.
Современный музейный макет первого аэроплана Вуя.
|
</> |