Без названия

топ 100 блогов blau_kraehe17.01.2020 предыдущие серии

Итак, рассмотрим животрепещущий вопрос разводов в Германии.

В случае распада брака (или распада незарегистрированного сожительства – что с точки зрения закона почти одно и то же) дети, как правило, остаются жить с тем родителем, который осуществлял уход. Судьи исходят из той идеи, что жизнь ребенка должна быть изменена минимальным образом, а все переезды, смены ухаживающего лица – все это дополнительно травмирует. Поэтому если, например, мать работала на полный день, а отец ухаживал за детьми, у него есть огромный шанс этих детей получить на жительство, никаких идей типа «мать – это святое», или «мать должна» тут нет. Сами женщины, если трудились на полный день, гораздо спокойнее относятся к идее, что дети будут продолжать жить с отцом, и общество воспринимает «воскресную маму» так же нормально, как и «воскресного папу».
Но отец должен сам заниматься уходом за детьми, "забрать у этой стервы и отдать бабушке" не прокатит.

Другое дело, что все-таки, как уже говорилось раньше, чаще всего именно женщина уже оставила работу или сократила ее, и тратила все это время на уход за ребенком – и поэтому по статистике 90% одиноких родителей – это женщины.

Второй родитель, с которым ребенок не живет, тем не менее, сохраняет права на ребенка, например, он должен подписывать все документы при поступлении в школу или смене школы, получении ребенком какого-то лечения. Можно лишить второго родителя прав, но для этого нужны, конечно, веские основания.
Впрочем, начиная с 12 лет, ребенок может сам выразить желание жить с тем или иным родителем.

Кстати, разводы в Германии происходит примерно в 32% случаев, то есть распадается каждый третий брак. Это примерно средние мировые показатели.

Осветим интересующий многих вопрос алиментов после распада брака.
Исторически в этом вопросе государство опять же поддерживало патриархальные семьи с одним кормильцем и женой, которая берет на себя все обслуживание детей.

Надо учесть, что до 1978 года женщины в ФРГ не имели права работать без разрешения мужа, не имели права на собственный банковский счет. В дальнейшем это, конечно, было ослаблено, но все равно образование и работа женщин буквально до последних поколений были очень ограничены. Я как раз работаю со старыми женщинами, и у них очень часто была такая ситуация: девочка закончила «фольксшуле», «а дальше учиться тебе не надо», радостно заявляет семья, «все равно же замуж выйдешь». Или женщина освоила простенькую профессию вроде повара или экономки, поработала, вышла замуж – и на этом труд вне дома закончился.

Замужество было полноценной работой, особенно для жен врачей, адвокатов, мелких предпринимателей – потому что там жена не только обслуживала мужа, наглаживая рубашки и готовя обеды, но еще и вела бесплатно, без образования, без накопления стажа, работу по его врачебной практике, бухгалтерию, переговоры с клиентами, выполняла обязанности секретарши – словом, здорово экономила мужу деньги.

Поэтому, если муж решил такую жену «уволить» - она была защищена законом, так что ее жизненный уровень не должен был упасть уж совсем до дна. И это независимо от наличия детей.

Хотя разумеется, всегда были женщины, которые не то, что преданно обслуживали мужа, а скорее предпочитали сидеть на его шее. «Приличное общество» их не одобряло, но тем не менее.

Естественно, в ГДР ситуация была принципиально иной, такой же, как в СССР. Но там и алименты платились так же, как в СССР примерно.

Раньше в ФРГ после развода больше зарабатывающий супруг платил меньше зарабатывающему 3/7 от разницы в доходах. И это независимо от алиментов на детей (о которых речь пойдет ниже, и которые тогда были вообще невысокими).
Сейчас ситуация несколько изменилась.

Итак, алименты на детей платятся отдельно, их платит та сторона, у которой дети не живут. Причем алименты на детей не очень большие. Они зависят от дохода, причем не просто дохода, а нетто (после налога) и «очищенного», то есть после вычитания из него всех возможных расходов. При этом если платящая алимента сторона зарабатывает ну очень мало, то никто ничего с нее не потребует. На настоящий момент для работающего эта граница составляет 1080 евро в месяц, а для безработного – 880 евро в месяц. Если человек зарабатывает больше, то с него уже берутся алименты. Они рассчитываются по особой таблице и представляют собой фиксированную сумму, а не проценты от зарплаты, как это бывает в России. Причем она значительно меньше, чем российские 25% на одного ребенка и 33% на двух. В старые времена (например, когда разводилась я), эти суммы начинались буквально от 100-200 евро, мой БМ платил на двух детей совершенно официально 550 евро (на каждого по 200 с чем-то). Кстати, каждый раз, когда я об этом сообщала знакомым, все ахали – «ну ведь он хотя бы платит! Он замечательный отец!» Что меня ввергало в некоторый ступор – похоже, платить алименты сейчас считается подвигом. То есть по идее, отец вообще не должен иметь никаких обязательств, захотел – ушел, а если он еще что-то и платит, так еще ему за это надо дать орден.
Сейчас эта сумма детских алиментов несколько увеличена, таблицу можно посмотреть здесь
https://www.scheidung.de/duesseldorfer-tabelle.html

как видим, при доходе нетто 2500-2700 евро на совсем маленького ребенка положено платить 406, а на подростка 580 евро в месяц. Далеко не четверть дохода. А ведь это высокие доходы, которые имеют далеко не все! Медианная зарплата у нас 2700, как уже говорилось, а ей соответствует доход нетто где-то в 1800 евро, и такие люди платят еще меньше.

А что же с алиментами на супруга? Как уже описано выше, раньше ситуация в семьях была принципиально иной, женщина была не вполне дееспособна, и поэтому полагались алименты на супруга после развода. В 2008 году эта система была реформирована.

В самом деле, эти алименты на супруга стали превращаться в нелепость. Например, муж получает 3000 евро в месяц нетто, а жена может заработать всего 400. Предположим, еще 500 муж платит на детей, у него остается 2500. Разница в доходах – 2 100 евро, одна седьмая от нее – 300 евро, три седьмых – 900. Итого, жена имеет 1400 евро – алименты на себя и детей, мужу остается 1100. Плюс жена еще 400 зарабатывает сама! В принципе, нельзя сказать, что это несправедливо: у жены с детьми 1800 евро, у мужа остается всего 1100, но ведь дети требуют расходов, на них нужно снимать квартиру побольше и так далее.

Но с другой стороны, муж остается буквально на грани минимальной зарплаты, и что важно, так как алименты зависят от уровня дохода, ему и нет смысла стремиться заработать побольше.

И если развод произошел по инициативе жены, то это должно быть особенно обидно.

Бывали ситуации именно с нашими российскими семьями, когда работающая жена разводилась с пьющим мужем-безработным, забирала детей, и через некоторое время... получала сообщение из государственного учреждения, что обязана платить неработающему мужу алименты (ведь государство не станет платить пособие, если есть кто-то другой, обязанный этого человека содержать). То есть она воспитывает детей без всякой помощи, и она же должна содержать безработного бывшего мужа. У наших женщин это вызывало, мягко говоря, возмущение. А куда деваться?

Короче говоря, все это было неисчерпаемым источником конфликтов.

К тому же, патриархальная семья давно уже дышит на ладан, так как очень редко женщины действительно не работают и не делают карьеры – уже очень мало кто может себе это позволить.

Мой почему-то на меня никаких алиментов не платил, хотя это было до реформы. Как я уже писала, адвокат сказала, что не стоит заниматься этим – как фрилансер, он легко может занизить свой доход, я и не занималась (через много лет выяснилось, что возможно, заняться и стоило, но что уж теперь). Впрочем, это уже было в последние годы старых правил, когда шли бурные дискуссии, и закон об алиментах на супруга собирались менять.

Итак, в 2008 году эту систему реформировали.
Не то, что алименты на супруга полностью отменены. Например, они все еще платятся как «деньги на уход», когда ребенку не исполнилось трех лет. При мизерном количестве яслей (в сады берут с трехлетнего возраста) это вполне понятно. В отличие от российских мужчин, немецкое государство рассматривает уход за маленьким ребенком как рабочие часы и понимает, что это не происходит «как-то само собой» волшебным образом, пока мать зарабатывает где-то деньги. Что человека, который этим занят, кто-то должен содержать.

Или же алименты платятся в том случае, если бывший супруг недееспособен. В общем, теперь в обычном случае никакая «разница в доходах» больше не покрывается, развелись – и вперед, в самостоятельное плавание. Только еще некоторое вспомоществование на детей. Не в процентах, а фиксированное, да еще взимающееся лишь с тех, кто действительно хорошо зарабатывает.

В принципе, число заключенных браков с годами меняется не существенно, оно вдруг возросло в 2018, когда разрешили гомосексуальные браки, и гомо-пары рванулись оформлять отношения (чтобы решать вопросы, например, наследства и взаимного опекунства в случае чего). Не особенно меняется и рождаемость, в данный момент она слегка подросла (возможно ,благодаря прибывшей в страну не так давно массе беженцев – мигрантов первого поколения) и составляет 1,57 ребенка на женщину, при этом 24% всех детей в Германии родили женщины, не имеющие немецкого гражданства. Даже наплыв мигрантов, таким образом, не решает ту проблему, что уровня воспроизводства (2,3 ребенка на женщину) Германия так и не достигла.

О причинах этого уже говорилось раньше. Очень слабая инфраструктура ухода за детьми вне дома, необходимость для матери прерывать работу, как следствие – резкое снижение уровня жизни. Одновременно либеральное убеждение, что ребенок – это одновременно что-то вроде хобби и гигантской нечеловеческой ответственности самих родителей. Это именно нечеловеческая ответственность – ведь ребенка ни в коем случае нельзя оставлять одного, в случае малейших проблем в доме может появиться с проверкой служба по делам несовершеннолетних (хотя «отбирают» детей все-таки очень редко – служба банально экономит, ведь место в интернате довольно дорого); в общем, требуется от родителей очень много, а одновременно их уверяют, что этот ребенок не нужен никому, кроме них самих, это их хобби, вроде собачки.

Естественно, что хорошо подумав, человек отказывается от такого «хобби», которое неминуемо перевернет всю жизнь, превратит его в бедняка и сделает во всем и всегда виноватым.
Наиболее часто женщины сейчас рожают первого ребенка в возрасте от 30 до 39 лет. Это понятно – надо сделать карьеру, что-то накопить, решить вопрос жилья, в общем, устроиться в жизни, а потом уже...
Как это ни странно, но самые простые и важные в жизни вещи – такие, как работа и ребенок – жителям богатой Германии гораздо менее доступны, чем обычному советскому человеку. Ну что ж, зато есть 200 сортов колбасы и личный автомобиль!

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Вышедший в 1988 году «Рэмбо III » обладает рядом недостатков. Прежде всего, в 1988 году никакой советской угрозой не пахло и снимать фильм про это было глупым. Во-вторых, в фильме вообще нет шуток, что не красит. Неудивительно, что пародия («Горячие головы 2») уделала «Рэмбо ...
В легендах и сказках говорится о страшных, мудрых, жестоких, упрямых и преданных драконах. Так были ли они на самом деле? И если были, то какими? То, что в сказаниях, практически, всех народов мира есть упоминания о драконах – удивительно и занятно! Некоторые ученые считают, что ...
via barak_obmana В глубокой задумчивости ухожу смотреть "Евровидение" Одним глазом ))))) ...
Сбили меня тут. Ниже, на скриншоте видно, что почти целый крафт аккуратно посажен на филд. Повреждения - чёрный правый элерон, красные крылья и розовый движок. В момент посадки приходит надпись что я сбит. Ну и сообщение о мягкой посадке. Второй день гадаю - что именно заставило систему ...
Обращаюсь к сообществу за советом. Так как я растерялась. Слишком много наложилось одно на другое. Постараюсь вкратце обрисовать проблемы. У дочке в группе садика сегодня объявили карантин по ветрянке. 1)Прививки у нас нет. В предыдущее несколько месяцев тоже не могли делать прививки, так ...