Российские левые
blau_kraehe — 08.01.2020 Особенность российских левых - это не мои мысли, заметим, а скорее пересказ того, что мне известно от других и подтверждается моими личными впечатлениями - в том, что в 90-е годы сформировался некий союз левых и правых сил. В какой-то момент оказалось, что у националистов, консерваторов и коммунистов есть общие интересы, и это тогда действительно было так: Россия переживала в том числе и национальное унижение, ее богатства распродавались, вывозились за рубеж, пышно цвела русофобия, русских уже начали кое-где объявлять не вполне полноценными. В этих условиях не совсем потерявшие разум националисты должны были опираться на советское прошлое как на эпоху успеха, а коммунисты поддерживать "национализм угнетенной нации", которой мы на тот момент являлись.В реальной жизни это выразилось во многих моментах: совместная оборона Дома Советов в 1993 году силами коммунистов и националистов; сам термин "красно-коричневые" достаточно хорошо отражает реальность; во многих "старых", с тех времен существующих организаций и по сей день встречается национализм и даже антисемитизм; наконец, создание партии нацболов как высшее выражение этой "красно-коричневой" идеи.
Но интересный момент - запомним его - что "красно-коричневая" идея заключается даже не в том, что вот есть строго разделенные организации левых и правых, и они сотрудничают (хотя и в этом тоже). А в том, что в одном и том же человеке обычно сочеталось и "красное" и "коричневое". Взять хотя бы всеми любимого Геннадия Зюганова - то он в КПСС, а то в "Русском национальном соборе", а потом опять внезапно в КПРФ. Но даже если человек оставался все время непоколебимым коммунистом, какая-то часть "коричневых" (консервативно-националистических) убеждений все равно могла у него присутствовать.
Но вот началась эпоха Путина, вставание с колен и все такое прочее. Жизненный уровень народа заметно вырос. Национальное унижение встречается лишь в следовых количествах, от бешеных либералов, еще не успевших перестроиться. Нельзя сказать, что "общей повестки" с правыми нет и не может быть вообще - гуманитарку на Донбасс возят, скажем, и правые, и левые (да и воюют, кстати, тоже). Но она все-таки значительно скукожилась, эта повестка, произошло размежевание, и от апокалиптического настроения "спасать Родину" коммунисты и левые должны были перейти к чему-то другому, понять себя самих и начать как-то действовать в новой реальности.
Заслугой "красно-коричневых" 90х гг было, в частности, разоблачение перестроечных мифов, например, солженицынских, аргументированный разбор темы репрессий, "голодомора" и тому подобных тем. Что, безусловно, открыло многим людям (включая и меня) глаза на ту ложь, с помощью которой была разрушена наша страна.
И вот где-то с 10-х гг или чуть раньше началось размежевание. Часть коммунистов так и осталась, конечно, душой в эпохе 90-х. Другая часть, особенно молодых, никак этим не могла удовлетвориться, и из чувства противоречия рванула в троцкисты (надо же как-то обозначить свое отличие от этих неприятных дедов), различные "просто левые" организации, которые характеризовались скорее европейским набором левых ценностей, включающих права меньшинств, феминизм - то есть собственно левую повестку дня, но нельзя сказать, чтобы все они при этом начисто забыли борьбу рабочего класса. Я бы сказала, зачастую члены таких организаций более вменяемые левые, чем старые - потому что они именно левые, от них невозможно услышать какой-нибудь националистический, шовинистический или даже антисемитский бред. Но зато они как правило были и антисталинистскими, как следствие - антисоветскими. Я имею в виду такие организации, как, например, РСД, ну и ряд других подобных.
Я это все помню по интернету. Тогда в интернете сформировались такие термины, как "красконы" и "лефтиши" для обозначения этих групп. Сооттветственно, красконы (красные консерваторы) - это те самые "старые" левые с правым течением в душе, а лефтиши - это та дерзкая молодежь, которая кинулась им в пику отстаивать общелевые мировые ценности.
Помнится, покойный юзер Бланки или кто-то другой чеканно сформулировал идею о различии между "красными" и "левыми". Мол, левые - это те, кто только за права меньшинств и всяких пингвинов, а также презренных баб, а красные - это те, кто действительно готов бороться за коммунизм и трудовой народ.
Эта формулировка была настолько же чеканной, насколько и спорной. Почему мы так убеждены, что, например, КПРФ (безусловные "красконы", против прав меньшинств) так уж прямо за трудовой народ? То же самое можно сказать о левых: быть можно дельным человеком, но думать о красе ногтей - так и наблюдаемые мной западные левые вполне себе активно борются в первую очередь за минимальную зарплату, против социальных сокращений, в общем, за трудовой народ - но при этом и за права меньшинств тоже. Но в меньшей степени, все-таки основу их политики составляет именно что пресловутая "борьба за трудовой народ". Поэтому такое отношение к левым мне было совершенно непонятно.
Как можно оценить эти группы с точки зрения собственно марксизма-ленинизма?
Тут я даже теряюсь, потому что в мире есть столько организаций, называющих себя коммунистическими, рабочими или марксистско-ленинскими, даже не организаций - а направлений, течений, что ориентироваться в них крайне сложно. Но все же существует определенный мейнстрим. Несколько мейнстримов даже. Лучше, наверное, как собирательное использовать именно наименование "левые". И оно уже приживается - например, "левых блогеров ютуба" называют же именно левыми, несмотря на то, что они уж точно не пропагандируют права меньшинств, а ровно наоборот. То есть, к счастью, чеканное и на полметра мимо определение Бланки забывается.
С другой стороны, надо понимать, что многие "левые блогеры", весь этот ваш "истмат", Колонелькассад и все прочее - они и левыми-то являются весьма условно. И уж конечно, они не являются "красными", сколько бы они ни использовали коммунистической символики. Они - потомки тех самых красно-коричневых, а затем красконов. Левая в них от силы только половина, а вторая - чисто правая. Почему? Определяющим признаком для любого левого является все же стремление к равенству людей, независимо от цвета кожи, нации, пола или каких-то особенностей. Без этого левых не бывает! А у них это отсутствует начисто. И это проявляется не только в женском вопросе. Когда была истерия по поводу мигрантов в Германии, именно эти люди распространяли вполне (пусть умеренно) нацистские заявления, у Кассада я видела статьи, восхваляющие АдГ. Конечно, это тот вопрос, который мне хорошо знаком, наверное, другие могут что-то сказать по другим вопросам.
То есть у этих людей было вполне справедливое возмущение тем, как очерняют советское прошлое, и их (или их предшественников) заслуга в том, что они этим мифам противостоят.
Но это еще не делает их коммунистами. Скорее всего, мотивация у них какая-нибудь националистическая - хотелось бы make Russia great again или еще что-нибудь в этом роде.
То есть не надо возмущаться и удивляться "а почему это у коммунистов вдруг взгляды как у протоиерея Смирнова?" Да потому что они просто не коммунисты, вот и все. Это не значит, что их не надо смотреть - можно, пожалуйста, если нравится. Я вот с удовольствием смотрю "Плохой сигнал", очень хорошо сделанные фильмы. Но не надо у них черпать информацию о марксизме-ленинизме.
В то же время "лефтишизм", возникший прямо-таки, видимо, из чувства противоречия, тоже вызывает серьезные сомнения. Например, "нейтралитет" в украинском вопросе у них зачастую уже переходит в скрытую поддержку украинских фашистов (потому что русские же типа "не лучше"). Но так как это и по самоопределению троцкисты, к ним в принципе вопросов меньше - они хоть не претендуют на то, чтобы называться коммунистами-сталинцами, а троцкисты могут быть какими угодно, это во всем мире так.
В общем, разобраться в этом
Я вот пытаюсь излагать то, к чему пришла сама, может, это как-то поможет сориентироваться.
|
</> |