Берлин и сирийские санкции

топ 100 блогов trim_c09.10.2016 Российская боевая авиация в Сирии

Берлин скептически относится к идее введения новых санкций против России как реакцию на ее поведение в Алеппо.

"Я не знаю никого ни в Берлине, ни где бы то ни было еще, кто выступил бы с таким предложением и конкретными планами на этот счет". Так в среду, 5 октября, ответил официальный представитель МИД ФРГ Мартин Шефер (Martin Schäfer) на вопрос корреспондента DW о возможном введении западных санкций против России в ответ на ее действия в Сирии.

В самом деле. Никто из членов правительства ФРГ с подобным предложением - по крайней мере, публично - не выступал. Нет сведений, что за новые санкции против России ратует кто-либо из действующих политических деятелей в других странах ЕС или в США. Если в печати и появляется информация на эту тему, то только со ссылкой на анонимные источники. Это, однако, не означает, что вопрос вообще не стоит на повестке дня и не обсуждается в кулуарах. И вот почему.

Немецкая логика
Официальный Берлин мотивирует визовые и экономические санкции против России, введенные за аннексию Крыма и российские действия на востоке Украины, отсутствием альтернатив. Мол, военного решения для российско-украинского конфликта не существует, а потому у Запада остается только вариант дипломатического и экономического нажима на Кремль, то есть санкции.

И кто знает, добавляют в правительстве ФРГ, чем бы обернулось дело, если бы западные страны оставили вовсе без ответа аннексию Крыма и российскую поддержку сепаратистов Донбасса. Санкции, дескать, побудили Москву проявить сдержанность и сесть за стол переговоров.

Применительно к Сирии должна - по идее - действовать такая же логика. Иного, кроме политического пути преодоления внутрисирийского конфликта, Берлин не видит и выступает за возобновление в Женеве переговоров между правительством и оппозицией. А предпосылка для этого, говорит Мартин Шефер, - договоренность между США и Россией, достижению которой, по его словам, препятствуют российские действия в Сирии.

Так, почему бы не воспользоваться "украинским сценарием" для того, чтобы побудить Москву проявить сдержанность и хотя бы приостановить военную поддержку режима Асада?

Дискуссии в кулуарах

Именно за такой вариант выступают немецкие "зеленые", в частности, лидер "зеленой" фракции в Европейском парламенте Ребекка Хармс (Rebecca Harms) и Роберт Хабек (Robert Habeck) - министр энергетики в земельном правительстве федеральной земли Шлезвиг-Гольштейн.

Несколько двусмысленно на эту тему высказался и уполномоченный правительства Германии по межобщественному сотрудничеству с Россией Гернот Эрлер (Gernot Erler). В интервью второму каналу телевидения ФРГ (ZDF) он оценил ситуацию в Сирии как критическую, грозящую прямым военным столкновением США и России. В этой связи Эрлер упомянул и возможные санкции против России, хотя и не высказался в их пользу. Есть, мол, первые соображения на этот счет, заявил он.
Но Франк-Вальтер Штайнмайер (Frank-Walter Steinmeier) считает санкции за российские действия в Сирии бесполезными, неспособными оказать влияние на политику Москвы.

Не надо загонять Путина в угол

Внешнеполитический эксперт фракции ХДС/ХСС в бундестаге Карл-Георг Велльман (Karl-Georg Wellmann) также уверен, что в данном случае санкции ничего не изменят. По крайней мере, в лучшую сторону.

"Сирийская военная кампания непопулярна в России, на нее уходит по 2-3 миллиона долларов каждый день - деньги, столь необходимые в других сферах, - заявил он в беседе с корреспондентом DW. - Многие в московских верхах кроме того опасаются, что Россия может оказаться втянутой в многолетний вооруженный конфликт, что сунниты не простят ей бомбардировок Алеппо, так что позиция Кремля не столь сильна, как это пытаются представить в Москве".

По оценке Велльмана, российский президент реагирует на события, связанные с Сирией, панически, импульсивно. "В такой ситуации вводить еще и санкции было бы не очень умно, будет еще хуже, - считает депутат. - Не следует загонять Путина в угол".

Известный немецкий специалист по России, профессор Ханс-Хеннинг Шрёдер (Hans-Henning Schröder) также скептически относится к идее новых санкций против России, хотя и по другим причинам. Во-первых, объяснил он корреспонденту DW, необходимо соблюдать международное право. В украинской ситуации одна из стран-членов ОБСЕ - Россия - нарушила принципы этой организации, что и позволило ввести против нее штрафные меры. Чтобы наказать Россию за Сирию, говорит Шрёдер, нужно решение ООН, что не представляется возможным.

Кроме международно-правового, профессор указывает также на политический аспект - на, скорее, символический, по его мнению, характер санкций за Крым и за Донбасс. "Сильного воздействия на российскую экономику западные санкции не оказали, причины спада и недовольства людей другие - низкие цены на нефть и эмбарго России на импорт продовольствия, - говорит Шрёдер. - Для того же, чтобы западные санкции оказались по-настоящему действенными, надо вводить запрет на экспорт российского газа и нефти, а на это никто не пойдет".

Не санкции, а что?

Более действенным инструментом он называет военный - перспектива поставок современных вооружений, в том числе систем ПВО, сирийским повстанцам. В таком случае, считает Ханс-Хеннинг Шрёдер, для России неизмеримо возрастет риск серьезных потерь и вероятность оказаться вовлеченной в многолетнюю междоусобицу на Ближнем Востоке, что побудит Москву быть более сговорчивой.

Еще одно предложение выдвинул в беседе с корреспондентом DW бывший депутат Европарламента и бундестага, немецкий правозащитник Вернер Шульц (Werner Schulz). "Аннексировав Крым, Россия нарушила международное право и отвечать ей надо тоже с позиций международного права, - говорит он, - например, расторгнув соглашение, регулирующее проход через Босфор и Дарданеллы".

Комментарий: Невыносимая беспомощность в Сирии

Надежда умирает последней. Но из-за противоположных интересов сторон конфликта о конце войны в Сирии пока говорить не приходится, считает главный редактор DW Александр Кудашефф.

В Сирии не прекращаются война, разрушения и смерть. Это война, в которой вот уже пять лет не перестает проливаться кровь. Война, которая ведется с невообразимой жестокостью - в первую очередь за счет страдающего населения, которое берут в заложники все стороны конфликта. И вот теперь умерла последняя надежда на то, чтобы путем переговоров между США и Россией урегулировать конфликт. Нить разговора между Москвой и Вашингтоном оборвалась.

Никакого шанса на компромисс

Провал диалога - даже сложно сказать, можно ли назвать это переговорами, - был, собственно говоря, предсказуем. Потому как основой переговоров служит осознание того, что следует считаться с другой стороной, воспринимать ее всерьез и сопоставлять ее интересы со своими, чтобы понять, возможен ли компромисс. Как это выглядит в случае с переговорами по Сирии? Первостепенный интерес России - удержать у власти президента Сирии Башара Асада и проявить себя в качестве глобального игрока, которого на Ближнем Востоке снова начнут воспринимать всерьез. Для этих целей Москве подходят любые средства, прежде всего военные.

А Запад? В первую очередь США? Они заинтересованы в том, чтобы положить конец войне. Вашингтон хочет, прежде всего из соображений морали, чтобы прекратились убийства, резня, воздушные атаки. Но какие политические цели он преследует? Восстановление Сирии с ее прежними границами? С Асадом или без него? Курдское государство? Или политический диалог с Ираном - признавая или нет его геополитическую позицию? А для этого, невзирая на экономические и политические последствия, вывести из политической игры - как духовный оплот салафизма - Саудовскую Аравию, которая до сих пор служила фактором стабильности на стороне Запада? Или все же оказать поддержку королевской династии в Эр-Рияде?

То, что Конгресс США преодолел вето президента США Барака Обамы и разрешил родственникам жертв терактов 11 сентября 2001 года подавать иски против Саудовской Аравии, уже показывает, что Эр-Рияд больше не может ощущать себя партнером Вашингтона. Также и в этом случае мораль стоит превыше государственных интересов. Таким образом, остается отчасти не самый вдохновляющий интерес - борьба против ИГ.

К тому же и срок полномочий Обамы подходит к концу. У него уже нет прежнего влияния. Обама последовательно содействовал утрате Вашингтоном статуса "мирового полицейского". Он больше не хочет, чтобы США проводили вооруженную интервенцию в какую-либо страну - даже если это кажется целесообразным с точки зрения стратегии. Он почти незаметно, дипломатичным путем привел США к политике сдержанности.

В образовавшийся вакуум сначала вторглась Россия, которую Обама ошибочно с пренебрежением высмеивал как региональную державу. С путинской жесткой решительностью Москва начала возвращать себе влияние на мировой политической арене. Россия решительно настроена на то, чтобы любыми средствами следовать этому курсу. Вашингтону же, напротив, не хватает "красной линии", показывающей, когда начинает вступать в действие политика сдерживания.

Затишье до выборов в США

Борьба на международной арене продолжится после выборов нового американского президента. До этого Путин будет продолжать решительные действия в Сирии, которые невозможно оставить без внимания. Между тем в Москве помнят о том, что действия в Афганистане сначала принесли военный и политический успех, но через десять лет страну пришлось покинуть в роли обессиленного проигравшего.

Что же станет с Сирией после того, как Россия и Асад одержат там военный успех? Ближневосточная Чечня, погруженная в кладбищенскую тишину? Или ближневосточный Афганистан, погибающий в непрекращающемся терроре? И если Запад из стратегических соображений немедленно не решится на "политику сдерживания" - что, судя по всему, он ни малейшим образом не собирается делать - то ему в настоящий момент остается лишь беспомощно наблюдать за разрушением и смертью в Сирии. И это еще более невыносимо.


В общем. я готов присоединиться не к высказываниям немецких политико и экспертов, но к Александру Кудашеву. Запад "завис" и потому. что отсутствует позитивная программа. и потому. что политика Обамы вся была слабой, и потому, что Германия думает о том, как бы не допустить усиления позиций США, и потому что грядут выборы - и никто не хочет принимать решительных действий.

Но один пункт я хотел бы отметить. Центральных два момента: отсутствие позитивных программ и отсутствие в отношении России четко обозначенной красной лини - после пересечения которой наступает жесткая реакция.

Это преарасно понимают в Москве. И Путин приложит большие усилия, чтобы до конца января и в Украине и в Сирии достичь существенного перелома в ситуации в свою пользу.

И именно к этому надлежит готовиться

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Никогда такого не было, и вот опять. Сторонники Навального и господа полицейские в разных городах нашей необъятной страны. Ролики попадаются разные, постим несколько для наглядности. ...
Волгоградский памятник "Родина-мать зовёт!" привлёк меня тем, что в нём потемнел меч ближе к острию. Я стал рассматривать фото поближе и обнаружил, что потемнение вызвано двумя рядами отверстий. Надо же, прямо символизм такой получился - полумеч, полуавтомат! Объяснение нашёл ...
Один мой знакомый, топ, между прочим, менеджер в крупной компании, оказался в больнице с мутной какой-то травмой. Приходившим к нему в больницу друзьям он врал, что пострадал, катаясь на лыжах. Друзья ему сочувствовали, носили апельсины и навещали ...
Средний размер взятки в гражданском суде -  800 евроСредний размер взятки в кримиминальном суде-  26 тысяч евроСредний откат - 1500 евро В России где средняя зарплата 600 евро - место помощника прокурора стоит 7,800 евро.Должность гаишника - 40 тыс евро50% ...
Севастопольские новости 2015-01-12 В Севастополе изуродовали нарисованного на торце дома Путина. Кто-то ночью спустился с крыши на альпинистском снаряжении и замазал президенту глаза. Местные жители считают, что это спланированная акция, а не просто хул ...