рейтинг блогов

"Белиз наш!" или Особенности гватемальского империализма: Колониальная

топ 100 блогов maoist29.05.2020 В комментариях к прошлой записи уважаемый ЖЖ-юзер Белиз наш! или Особенности гватемальского империализма: Колониальная sventopolk обратил внимание на то, что на официальной гватемальской карте Белиз как бы включен в состав Гватемалы и иронически заметил "Белиз наш!". Самое смешное, что эта шутка совершенно серьезна. Официальной позицией Республики Гватемала до сих пор является непризнание территориального суверенитета Белиза над половиной его территории (около 11 000 из 22 800 кв. км).

История эта началась еще в колониальный период.

Дисклеймер: я поначалу думал быстренько описать ситуацию, но потом увлеся, вытащил старые записи по истории Центральной Америки, так что дальше будет много истории XVIII века - испано-английских приграничных стычек, пиратов, деревозаготовщиков, контрабандистов, негритянских рабов и т.п.

Английские пираты облюбовали этот глухой уголок на Карибском побережье еще в XVI в. Как указывают некоторые источники, в 1638 г. была основано первое поселение, судьба которого неизвестна. Основание полупиратской колонии часто связывается с полулегендарной фигурой шотландского буканьера Питера Уоллеса, который был изгнан то ли с Ямайки то ли с Провиденса и осел на карибском побережье. Бэнкрофт ("История Центральной Америки") сообщает, что Уоллес с 80 моряками высадился на берегу и основал крепостцу, и якобы от его имени получила название река (Уоллес - Валлис - Валис - Балис - Белис). По-моему это чистая народная этимология.

Белиз наш! или Особенности гватемальского империализма: Колониальная
Анонимная карта Гондурасского залива и побережья Москитии (начало XVIII в.) (Источник: Библиотека Конгресса США, https://www.loc.gov/item/90683518/)

Белиз наш! или Особенности гватемальского империализма: Колониальная
Карта примерно того же времени с большими деталями (Источник: Библиотека Конгресса США, https://www.loc.gov/item/90683504/)

Помимо пиратства и торговли черными рабами англичане еще и промышляли заготовкой кампешевого дерева (исп. palo de Campeche или palo te tinte,   Haematoxylum campechianum) - одного из источников натуральных красителей. Бизнес этот был вполне прибыльным: цена в Карибском море составляла 5 ямайских фунтов за тонну (3 фунта ст.), а испанские торговцы на европейском рынке продавали по 90-110 ф. ст.). На все это накладывались сложные испано-английские отношения XVII в. (корона то разрешала свободную торговлю британцам, то запрещала), а также местные коммерческие интересы (в контрабандной торговле с удовольствием участвовали представители обеих сторон). В конце Войны за Испанское наследство (1706-1713) годовой объем незаконной торговли между Новой Испанией и Ямайкой колебался от 200 000 до 250 000 фунтов ст.

Белиз наш! или Особенности гватемальского империализма: Колониальная   Белиз наш! или Особенности гватемальского империализма: Колониальная
Кампешевое дерево. Ботанические иллюстрации 1813 и 1822 годов.

С приходом к власти Бурбонов мадридское правительство с одной стороны решило навести порядок в запутанной системе экономического управления испанскими владениями и повысить доходы, а с другой не хотело раздражать Британию. Так что оно стало придерживаться политики "шаг налево, два шага направо и шаг вперед наоборот". А вот генерал-капитаны Юкатана наоборот видели в незаконной торговле угрозу своим доходам. В 1716 году губернатор Хуан Вертис Онтаньон сумел выбить буканьеров (они же заготовщики дерева) с острова в Лагуна-де-Терминос в заливе Кампече и построил там крепость. Итогом стал массовый исход англичан на другую сторону полуострова, в район Четумальского залива, где они увеличили число местных поселенцев, так что это стало угрожать испанскому контролю.

В августе 1722 г. испанский корсар Эстебан де ла Барка на двух больших плоскодонках (piraguas) с экипажем в 25 человек поднялся вверх по реке Белиз и хзастал врсплох корабль, вооруженный 24 пушками, с 36 англичанами и 8 неграми на борту, нагруженный кампешевым деревом, и сжег два лагеря  заготовщиков. Сам он при этом потерял лишь 1 убитым и 6 ранеными. Это так вдохновило губернатора Антонио Кортайре-и-Террероса (1720-1724), что он отправил удачливого капитана в новый поход, придав ему шхуну, плоскодонку и команду в 40 человек. Экспедиция отправилась из Кампече, поскольку на восточном побережье у испанцев портов не было. По пути они захватили несколько кораблей контрабандистов, а прибыв к реке Белиз, разорили еще несколько лагерей, взяв пленников и добычу. Толку правда с этого был ноль, но зато они сообщили, что по всей долине реки Белиз англичане добывают кампешевое дерево и насчитывается их там около 200 человек. В сообщении губернатора это число выросло до 800, к тому же указывалось, что у них три вооруженных корабля (8, 10 и 12-пушечных).

В апреле 1724 г. испанцы вновь отправились в Белиз. Капитан Николас Родригес во глве флотилии из 12-пушечного шлюпа, шхуны и двух плоскодонок, сопровождаемый еще 6 корсарами (всего около 300 человек), выплыл из залива Асунсьон и спустился на юг. Основная часть эскадры двинулась к берегу, а Хосе Маркес на шхуне должен был обогнуть рифы, чтобы перехватить любой английский корабль. Шхуна, правда, наткнулась на рифы и утонула. Родригес же с основной эспедицией обнаружил на реке Белиз английские суда, в том числе военный британский корабль, 24-пушечный фрегат, 4 шлюпа и 2 бригантины. Нападать на них он не стал, опасаясь спровоцировать конфликт, а обменялся посланиями к британским фоицером, после чего англичане смогли перегруппироваться и ретироваться на Ямайку. Бравому Родригесу достались пустые постройки, которые он спалил. Но естественно вскоре англичане вернулись. Так гоняться друг за другом можно было до бесконечности, ибо о доходности контрабанды см. выше.

Белиз наш! или Особенности гватемальского империализма: Колониальная
Побережье Белиза ("la costa de Valis")  в деталях (начало XVIII в.)

Белиз наш! или Особенности гватемальского империализма: Колониальная
Вот где они, собственно, и гонялись друг за другом. Река Валис / Балис (ныне Белиз) выделена красным.

Посему был разработан план масштабной экспедиции. В марте 1726 года к берегам Юкатана прибывает Родриго де Торрес (будущий адмирал Армады и первый маркиз де Матальяна; 1687-1755) с 50-пушечным фрегатом "Хуан", фрегатом "Нуэстра Сеньора де Бегония" и несколькими шлюпами с 600 солдатами. У острова Косумель он должен был встретиться с вспомогательной эскадрой из Кампече во главе с Хосе Антонио де Эррерой  (шлюп "Агила" и 7 мелких судов с около 300 человек ополчения). Но пока он их ждал, он передумал и решил вренуться в Веракрус, чтобы пополнить запасы, а Эрреру с его шлюпом и двумя мелкими судами отправил к реке Белиз. В итоге вся экспедиция оказалась пшиком, а де Торреса еще и попытались обвинить в пренебрежении долгом и невыполнении приказов.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Несколько малолетних упырей травили и били старую 70-ти летнюю училку. Тоже мне, ...
И теперь я сертифицированный мозгоеб начальства первого уровня. Махатма ...
Нереально огромный бокоплав Плеустес ( Pleustes panopla ) уселся на голову бадди. Если бы не было шлема, то поцарапало бы голову наверняка, у него коготочки на конечностях довольно острые, очень ощутимо цепляется. Ну и ладно ещё, когда такое летом ...
Начала уборку. Вытащила все вещи из шкафа. Сижу, смотрю с ужасом. Заходит муж. ( Это - его выражение лица при виде комнаты) Молча запихивает все назад. Говорит: - Считай, что провела генеральную уборку в темпе prestissimo. Всем теперь могу говорить, что шкафы  мною летом были р ...
Подумалось мне тут, пока ноги/спина/хвост не отваливаются и лето никуда не собирается валить, к слову завтра опять 28 на несколько дней, подработать немношк на сборке/уборке (я северный чел, не умею правильно понимать) картохи там, морковки или свеклы. Узнав по чём опиум для народа ...