БАМ! Часть 11: Верхняя Ангара и Северная Кругобайкалка
varandej — 07.02.2022Спустившись с показанных в прошлой части головокружительных железнодорожных серпантинов Северо-Муйского перевала, Байкало-Амурская магистраль спускается к Северобайкальску вдоль реки Верхняя Ангара. Здесь интересны несколько очень симпатичных "шефских" станций и неизбежный в такой топонимике странный советский филиал Кругобайкальской железной дороги - Мысовые тоннели.
Туманные горы на заднем плане, осенняя разноцветная тайга да одинокий типовой вокзал посреди дикой стихии - как я успел привыкнуть к этим пейзажам! Сколь тонкая ниточка БАМа - столь же самобытный вдоль неё мирок:
2.
Линия тут крепко стиснуста горами - слева Северо-Муйский, справа Делюн-Уранский, а впереди и вовсе Верхнеангарский хребты:
3.
Первый посёлок за перевалом - Янчукан (270 жит.) со станцией Кюхельбекерская. По её названию я заподозрил "кукушкино" шефство (ведь в списке на памятнике в Куанде упомянуто несколько регионов, строивших неясно что), но кажется, дело тут лишь в том, что братья-декабристы Михаил и Вильгельм Кюхельбекеры после каторги в Петровске-Забайкальском жили в ссылке в Баргузине, который отсюда по сибирским меркам не так уж далеко. Теоретически, туда даже есть дорога, но такая, что в летнее время смельчаки её проехать находятся не каждую неделю. Что же до забытого шефства, то оно если и было - то второстепенным: основного строителя Кюхельбекерской с головой выдаёт розовый туф.
4.
И пожалуй лишь деревянные сараи напоминают о том, что мы в Сибири, а не в Армении - в горах Лори или Сюника хватает таких же полузаброшенных городков, с той разницей, что там они по большей части выросли на рудниках меди и молибдена. И кажется, что обернувшись, увидишь руины обогатительной фабрики и ржавые кабинки пассажирских канатных дорог, застывшие над каньоном.
5.
Янчукан замыкает каньон - дальше раскрывается широкая и плоскодонная Верхнеангарская котловина:
6.
Впечатляющая даже не столько островерхим абрисом гольцов Верхнеангарского хребта, сколько масштабами вырубок и количеством лесопилок:
7.
В самой её середине стоит ПГТ Новый Уоян (2,9 тыс. жителей), впечатляющий сочетанием несочетаемого по нынешним временам - в одном кадре профиль Ильича и автограф Литвы, строившей этот посёлок.
8.
Сюда мы приехали ночным поездом из Новой Чары, с мокрой обувью после бродов до Чарских песков и недосыпом, который не компенсировала вагонная ночь после суток бодрствования. Дальнейший мой план предполагал реверс - через Северо-Муйский перевал вернуться в Таксимо, а из него отправиться в Бодайбо и на Ленские прииски, словом - в места из прошлых 4 постов. Сотрудники вокзала подсказали мне два рабочих поезда-"бичевоза", которые на БАМе служат вполне привычным транспортом для местных жителей, с той оговоркой, что билеты на них продают не в кассе, а у проводников. Один отправлялся в середине дня, через пару часов после нашего прибытия, а другой - рано утром. От проводницы дневного поезда я узнал, что они едут в Таксимо через тоннель, а "через перевал" пойдёт утренний поезд. Так мы оказались в Новом Уояне на день, за который я прогулялся по посёлку дважды - сперва коротая время до дневного поезда, а затем - пытаясь найти ночлег
9.
Уоянский вокзал не назвать красивым, но в нём есть эта неповторимая литовская самобытность. Даже в утилитарных деталях:
9а.
Самое впечатляющее - контраст интерьера и экстерьера, отличающихся буквально всем от колористики до материалов.
10.
И 30 лет спустя мне трудно не видеть в этом фигу в кармане: "снаружи мы красные, а внутри белые" и вообще тут зашифрована Погоня на Грюнвальд.
11.
К вокзалу примыкает типично БАМовское здание - ТОЦ, то есть торгово-общественный центр, сочетающий в разных корпусах функции универмага, ДК и райкома:
12.
Форма его совершенно не понятна с земли, а вот по карте я бы охарактеризовал её как "полусвастику" с двумя лучами и сквозным проходом на вокзал:
13.
ТОЦ и сделался нашим пристанищем. Первое серьёзное препятствие на АвтоБАМе, если ехать по нему с запада на восток - это Северо-Муйский перевал, до Уояна же с большой земли ведёт вполне обычная грунтовка, на которой есть даже участки асфальта. Отсутствие изоляции, доступность на своих колёсах здесь ощущается. В том числе - по нескольким гостиницам, вывески которых манят тут и там. Особенно активно в продвижении заведение с внезапным здесь названием "Кайзер" - это по сути мотель с огромной парковкой, где администраторы порядком удивились появлению безлошадного гостя. Но там не оказалось свободных мест, и походив по посёлку ещё немного, я обнаружил гостиницу "Визит", вклинившуюся между бюрократических и торговых заведений на первом этаже ТОЦа. Уютный холл и приветливая молодая администраторша здесь дополнили материковые цены - всего-то по 600 рублей с человека за очень симпатичный, и к тому же оснащённый электрочайником, номер без удобств. В общем, забравшись в гостиницу в середине дня, я решил больше не вылезать оттуда, устроив день отдыха на долгом пути.
14.
У входа в ТОЦ - при всей запущенности неожиданно экспрессивный памятник, где красноармеец как с плакатов РОСТа зовёт на бой, орудие которого - кирка, а не винтовка.
15.
Но даже больше вокзала и общественных зданий Новый Уоян впечатляет застройкой своих жилых кварталов без чёткого разграничения улиц и дворов:
16.
Литовцы в своё время чуть не объявили меня врагом нации и ещё долго преследовали с проклятиями в комментариях только лишь из-за того, что я преступно не назвал межвоенную архитектура Каунаса лучшей в Европе. И вряд ли меня теперь реабилитирует то, что я бы назвал лучшей на БАМе архитектуру Нового Уояна:
17.
Ещё удивительнее то, что здесь литовцы строили даже интереснее, чем у себя на родине - Литва в своё время впечатлила меня архитектурой двух эпох независимости, но оказалась неожиданно бедна самобытным совархом. Науйяс-Уоянас показался мне даже более литовским, чем сама Литва, в которой вообще-то хватает такой же неухоженной глухомани:
18.
Но вот из-за угла выходят двое мальчишек в железнодорожных спецовках, и я понимаю, что здесь не стоит искать ни торт "Шакотис", ни резные кресты у дорог, ни даже музей оккупации. И магазины на первых этажах, вместо вездесущей "Максимы", сплошь носят названия вроде "Галина" или "Елена":
19.
С дальней от путей стороны микрорайон замыкает школа:
20.
Примечательная крыльцом с удивительно красивой решёткой:
20а.
Дальше виден временный посёлок, однако лишь горы в его пейзаже напоминают, что это не какой-то глухой угол Жемайтии или соседней Латгалии:
21.
Сосны да коттеджи - всё на своих местах, а гора - быть может, просто грозовая туча над Балтийским морем?
22.
Только вместо деревянного костёла с умопомрачительным барочным интерьером - новодельная церковь Сергия Радонежского из тех же материалов:
23.
А вместо соломенных крыш и крынок на заборах - юрта, где вместо цеппелинов да розоватого холодного борща подают позы да наваристый бухлёр... ну, вернее подавали раньше - кафе выглядит безнадёжно закрытым. На самом деле уместнее здесь был бы чум - новым Уоян назвали относительно Уояна Эвенкийского (300 жителей), маленького посёлка на Верхней Ангаре в 6 километрах западнее.
24.
И типично балтийские дюны и сосны тут лежат на фоне высоких островерхих гор. Верхнеангарский хребет (2641м) иногда относят к Становому нагорью, по которому едем мы от самой Олёкмы, а иногда вместе с соседним хребтом Сынныр выделяют в отдельное Северо-Байкальское нагорье, на другой стороне отрезанное Витимом от золотого Патомского нагорья. Ну а с земли это просто очень эффектные островерхие горы, рогатостью иных вершин достойные Кодара.
25а.
Горы красиво нависают над станцией, а нам, как оказалось, их увидеть ещё повезло - с утра откуда-то наползли низкие облака, сквозь пелену которых я бы даже не догадался об этих красотах. С байкальской стороны Северо-Муйского хребта погода испортилась всерьёз и надолго, и под свинцовым, совершенно балтийским небом, мы вернулись сюда через несколько дней, скатавшись в Бодайбо и на рассвете сев в Таксимо на поезд.
25.
Где-то к полудню, через час после Нового Уояна, прибывающий на следующую станцию Ангоя (600 жителей):
26.
Здесь шефство выдаёт гюшевый камень с Апшеронского полуострова и "посвящение", появившиеся у вокзала в 2008 году:
26а.
Тут надо заметить, что по масштабам культа отца-основателя Азербайджан ещё не превзошёл Турцию, но определённо не имеет себе равных в странах бывшего СССР. Да вдобавок с советских времён сохранил мощную школу "икорной дипломатии", то есть продвижения своих интересов по неофициальным каналам. Поэтому памятники Гейдару Алиеву или объекты, названные в его честь, обнаруживаются в самых неожиданных уголках планеты вплоть до Латинской Америки. Но здесь Алирза-оглы хотя бы уместен - между правлением Советским Азербайджаном в 1969-82 годах и борьбой за власть в Азербайджане независимом Алиев как зампред Совета Министров СССР успел побыть во главе правительственной комиссии, принимавшей Байкало-Амурскую магистраль. Вокзал его имени логичнее было бы сделать в Куанде, где он выступал на торжественном митинге по случаю сбойки магистрали, но ту станцию строил Узбекистан...
27.
Национальными мотивами в Ангое выделяется ТОЦ, один из самых красивых и ухоженных на БАМе:
28.
И, с натяжкой, островерхие дома... того же, кстати говоря, проекта, что и в Новом Уояне:
29.
А вдалеке уже видны туманы над Байкалом и северная оконечность Баргузинского хребта, вытянутого на 300 километров. Там, между прочим, есть гора Нос Покойника, коим был в преданиях местных эвенков целый Чингисхан.
30.
Железная дорога продолжается вдоль Верхней Ангары, но вскоре уходит с неё на параллельную реку Кичеру, текущую с Верхнеангарского хребта. От Ангои меньше часа то станции Кичера, которой завершается начатая в Таксимо Балтийско-Амурская магистраль - здесь потрудилась Эстония:
31.
Запомнившиеся мне народом интровертов-реалистов, эстонцы строили практично, но без огонька - больше самого вокзала меня впечатлили лавочки под навесами на перроне.
32.
Посёлок я из вагонного окна не разглядел, однако история его нетривиальна: Кичера - театральная столица БАМа. Увидев в Тынде театр без посвящения и сказав, что у бамовцев возникла своя традиция писателей (Иван Ефремов, Григорий Федосеев) и поэтов (Олег Головко, Владимир Гузий), а вот режиссёров выдающихся не нашлось - я малость покривил душой. Комсомольские поэты и приключенческие романисты-геологи - это как-то больше про Восточный БАМ, а вот Западный БАМ на ниве культуры более всего прославил именно режиссёр - Анатолий Байков. Уроженец чухломского села, на БАМ он поехал в 1974 году, в 24 года, с первых дней стройки. Ему было всё равно, на какой участок стройки попадать - парня манили романтика и возможность испытать себя. В первом от Усть-Кута посёлке Звёздный его взяли работать в клуб, где вскоре Байков стал заведующим и утерев нос всем снабженцам, отстроил здание после пожара. Дальше Толя вернулся на запад, в Московский институт культуры, через который по каким-то делам его занесло в Краснодон. Там он познакомился с уцелевшими бойцами "Молодой гвардии" и семьями тех мальчиков из подполья, кто не дожили до Победы. Под впечатлением от этих встреч Байков и поставил свой первый спектакль "Молодая гвардия" по роману Александра Фадеева. С успехом первых постановок название спектакля стало названием театра, в который пошли актёрами комсомольцы бамовской стройки, в первую очередь - из легендарной бригады Александра Бондаря, ставившей под Таксимо мировые рекорды скорости путестроительства и завершавшей сбойку БАМа на Балбухте. Байков стал душой отряда, и вместе с ним переместился из Звёздного дальше на восток, в 1976 году обосновавшись в Кичере. "Молодая гвардия" и здесь была героической - день тяжёлых работ на путях часто продолжался у них репетициями до глубокой ночи. В 1981 году Байков сам вступил в бригаду Бондаря, но в общем актёры и коллеги-строители всё чаще замечали, что режиссёр выбивается из сил. В 1983 году Анатолий Сергеевич поехал с семьёй в отпуск, из которого вернуться ему было не суждено - усталость оказалась первым признаком лейкоза, незаметно вышедшего на необратимую стадию, и вот 33-лётний режиссёр внезапно для всех слёг и быстро умер в Боткинской больнице. Путеукладчик Бондаря полтора года спустя вышел к Балбухте с большим портретом Байкова и надписью "Мы пришли к этой стыковке, Толя!". "Молодая гвардия" отыграла в Кичере последний сезон, а дальше кончилась стройка века и судьба разметала её участников по стране. Друзьям, приехавшим в столицу навестить его в палате, Байков сказал "Думайте о спектакле про БАМ, это моя мечта. И ещё… ребята, живите всегда так, как мы жили на БАМе, особенно в первые годы". Здание театра, коим был поселковый клуб Кичеры, как я понимаю, выглядело так, но вместо него построили капитальный ТОЦ:
33.
А за Кичерой в первый раз за много дней в вагонное окно не видишь горы - котловина расползлась в ширину до 40 километров, и половину этой ширины занимает неожиданно огромная общая дельта Верхней Ангары и Кичеры:
34.
Переходящую в такой же общий эстуарий Ангарский Сор, на карте выглядящий странным продолжением Байкала за длинным островом-косой Ярки. Мы сюда добрались магистралью от Амура, и хотя прежде я показывал Кругобайкальскую железную дорогу, именно здесь я впервые (и второй раз вообще после зимней Листвянки) увидел Байкал безо льда:
35.
У Нижнеангарска же, до которого от Кичеры ехать минут 40, есть ещё одно удивительное свойство - он был основан не комсомольцами в 1970-80-х, не гулаговцами в 1930-40-х, даже не старателями в 1910-х, а казаками в 1643 году. За прошлую пару десятков постов нетрудно было забыть, что Земля вообще существовала в это время:
36.
Но Нижнеангарск заслуживает отдельного поста, да и стоит он как-то изолировано от станции с маленьким типовым вокзалом (кадр выше). В условиях же соприкосновения Ангары (пусть Верхней) с Байкалом (пусть Северным) просто не могло не зародиться отходящая от этого места на запад Кругобайкалка - здешний советский её филиал слагают Мысовые тоннели, проложенные в 1978-86 годах:
37.
Короткий участок от Нижнеангарска до окраин Северобайкальска на 1/3 состоит из тоннелей, и их общая протяжённость (5307м) не так-то сильно уступает общей протяжённости трёх десятков тоннелей (9063м) 80-километровой Кругобайкалки. Нумерация идёт с запада на восток, и первым в 7 километрах от Нижнеангарска нас встречает 4-й Мысовый тоннель (1344м):
38а.
Первоначально тоннели планировалось сделать ближе к воде, по сути скопировав опыт Кругобайкалки. Но исследования показали, что это потребует больших работ по укреплению берега, поэтому Мысовой участок БАМа подняли на полсотни метров над Байкалом. Ниже по склону проходит автодорога, превратившаяся в целый мемориал - стел на ней столько, что если ехать на маршрутке, то голова просто не рассчитана на такое количество оборотов в минуту. Даже остановки с мозаиками - и те напоминают о подвигах "настоящих мужчин":
38.
Из Четвёртого тоннеля за 370-метровым просветом поезд почти сразу влетает в Третий (1706м), а от него ещё 650 метров отделяют самый длинный (1843м) и самый первый по времени строительства Второй Мысовой тоннель:
39.
Из него дорога выходит на свет божий аж на 1200 с чем-то метров, и этот участок вмещает развалины базы строителей.
39а.
Первый Мысовой тоннель самый короткий (414м), но зато из Северобайкальска видно, как он от края до края прошибает скалу:
40.
Как и на Кругобайкалке, помимо тоннелей тут есть и весь остальной ассортимент железнодорожных сооружений - галереи, мосты, дренажи, подпорные стенки. Что интересно, весь этот участок сразу строился под два пути - больше таких тоннелей на БАМе не было.
40а.
Ниже тоннелей ещё лежит временная старая ветка в неожиданно хорошем состоянии - рельсы тут, конечно, ржавые, но целы и линия электроснабжения, и насыпь:
41.
Здесь же - памятники. Слоган про Настоящих Мужчин встречает у остатков стройбазы, как и МоАЗ-7405 - "шахтный самосвал" и "подземный автопоезд", изготовленный в белорусском Могилёве. Памятником он стал уже в 1982 году, к сбойке Второго тоннеля и 60-летию образования СССР. Ну а стела в левой части кадра открывает Мысовые тоннели со стороны Северобайкальска:
42.
С окраины которого - отличный вид на половину этой Северной Кругобайкалки:
43.
Когда-то здесь был порт, куда везли строительные грузы с "БАМовских причалов" Култука, расположенного в прямом смысле слова на другом конце Байкала:
44.
Теперь на Байкале почти нет судоходства, и порт занимает учебный центр Росгвардии. Она, вопреки расхожему мнению, не только митинги разгонять нужна, но и имеет полный набор обязанностей Внутренних войск. В том числе, например, освобождать захваченные террористами суда, охранять водную инфраструктуру или ловить браконьеров и нарушителей морской границы.
45.
Ну а тренироваться внутренним войскам сподручнее на внутренних водах.
46.
Над учебным центром - памятник первостроителям Мысовых тоннелей и города. По совместительству - самая очаровательная автобусная остановка, которую я видел.
47.
Она же и на вводном кадре.
48.
Выше - оформленное в том же стиле кафе "Волна":
49.
Напоминающее своими сюжетами о том, что мы в Бурятии:
49а.
Байкало-Амурская магистраль привела нас в очередной маленький колоритный мирок, у которого есть и своё историческое название - не Поморье, как на западе, и не Приморье, как на востоке, а Подлеморье. Байкал здесь неглубокий, мутный и тёплый, в необитаемых горах за ним множество горячих источников, почти утратившие язык и самобытность эвенки развивают этнотуризм, а русские - не только бамовцы с балтийских берегов, но и давно укоренившиеся здесь "байкальские поморы".
50.
Обо всём этом - в следующих 3 частях, в первой из которых погуляем по "бамовскому Ленинграду" Северобайкальску.
БАЙКАЛО-АМУРСКАЯ МАГИСТРАЛЬ (2020-21)
Обзор и оглавление (2020)
Обзор и оглавление (2021)
Эвенки. На чьих земля БАМ.
БАМ в общем. История, колорит, описание трассы.
Ванино и Комсомольск-на-Амуре.(Восточный Старый БАМ).
Восточный БАМ
Комсомольск-на-Амуре - Ургал. Тёмный БАМ.
Новый Ургал.
Чегдомын.
Новый Ургал - Верхнезейск.
Тында. Город.
Горный БАМ
Тында - Юктали.
Олёкма - Новая Чара. Вершина БАМа.
Чарские пески.
Чинейская железная дорога. От Новой Чары до моста.
Чинейская железная дорога. Высокогорные участки.
Чинейская железная дорога. Чина и окрестности.
Чинейская железная дорога. Исторические фото Иннокентия Мызникова.
Новая Чара - Таксимо.
Витим. Дорога на Бодайбо и Мамакан.
Витим. Бодайбо.
Витим. Ленские прииски.
Северо-Муйский перевал.
Западный БАМ
Кюхельбекерская - Мысовые тоннели.
Северобайкальск.
Нижнеангарск.
Байкальское.
Дабанский тоннель - Усть-Кут.
Усть-Кут.
Железногорск-Илимский.
Усть-Илимск. Новый город.
Усть-Илимск. Старый город.
Братск и Тайшет. (Западный Старый БАМ).
|
</> |