БАМ! Часть 10: Северо-Муйский перевал, или Кульминация БАМа

топ 100 блогов varandej06.02.2022 БАМ! Часть 10: Северо-Муйский перевал, или Кульминация БАМа

На Становом нагорье мы уже проезжали Вершину Байкало-Амурской магистрали на перевале Мурурин и Середину БАМа между Новой Чарой и Таксимо, из которого в прошлых частях ездили на мрачные Ленские прииски. Теперь продолжим путь на запад - в 80 километров от Таксимо встречает Кульминация БАМа: Северо-Муйский хребет, где железная дорога вьётся серпантинами через перевал над самым длинным в России тоннелем.

От моста через Витим (см. Середину БАМа) железная дорога поднимается по Муйской долине между Южно- и Северо-Муйским хребтами. Название им всем дала речка Муя совсем не сибирского облика - тихая, мелкая и в низеньких песчаных берегах:

2.
БАМ! Часть 10: Северо-Муйский перевал, или Кульминация БАМа

В её старицах стоит Таксимо - крупнейший посёлок между Тындой и Северобайкальском, крайняя точка электрификации Байкало-Амурской магистрали. Линия, хоть и с электровозами, остаётся однопутной, однако на Муйском мосту хорошо виден задел под второй путь:

3.
БАМ! Часть 10: Северо-Муйский перевал, или Кульминация БАМа

Кадр выше, как нетрудно догадаться, не мог быть сделан с поезда: увидеть Кульминацию БАМа есть несколько способов, вот только самый простой, - купить билет и засесть у вагонного окна со стаканом чая, - не в их числе. Пассажирские поезда минуют Северо-Муйский хребет по тоннелю, который хоть и длинный, а зрелищности в нём не больше, чем в перегонах метро. Самый простой способ одолеть перевал - это АвтоБАМ, который здесь хоть и пыльная грунтовка, а всё же вполне проходим. Западнее Витима все реки на пути он пересекает мостами, а стало быть почти без приключений сюда можно доехать хоть из Иркутска, хоть из далёкой Москвы. Машины пылят по АвтоБАМу в среднем раз в полчаса-час, и по словам знакомых, подбирают хорошо и даже охотно. Другой способ - самый вдумчивый: перевал можно пройти пешком, причём как вдоль действующего Северо-Муйского обхода, так и по остаткам временного старого пути. Минусы этих вариантов в том, что АвтоБАМ проходит в стороне от доброй половины красот Северомуйского обхода, а на пеший поход, тем более в сентябре, когда в горах начинаются морозы, у нас не было ни времени, ни сил. Так что канонический способ пройти Кульминацию БАМа - это бичевоз:

4.
БАМ! Часть 10: Северо-Муйский перевал, или Кульминация БАМа

Официально - рабочий поезд из электровоза, одинокого вагона и грузовой платформы, дважды в день развозящий путейцев между Таксимо и Новым Уояном. Вот только и тут есть нюансы: потому поездов и две пары, что одна из них обслуживает тоннель. Через перевал поезд из Таксимо отправляется вечером, так что при свете дня увидеть с него что-то стоящее можно разве что в июне-июле. В остальное время единственным подходящим для путешественника вариантом становится рабочий поезд на восток, отходящий около 7 утра из Нового Уояна. Официально пассажиров он не берёт, но на практике его расписание без вопросов подскажут и кассир, и диспетчер, проводница не задаст лишних вопросов, а на билет есть стандартный, рублей 200, тариф. Камеры, конечно, "у нас же везде", но для бамовцев бичевозы - вполне привычный транспорт, и пара-тройка пассажиров едет среди путейских работяг почти всегда. Сам бичевоз своё название вполне оправдывает - по фото можно оценить состояние вагона, но ещё больше впечатляет пунктуальность: километров за 30 до Таксимо поезд встал как вкопанный на разъезде Улан-Макит. Прождав с полчаса, мы узнали от проводницы, что рабочка пропускает товарняк, окончательно выбивается из расписания однопутки, а потому вообще не пойдёт в Таксимо, а вернётся в Новый Уоян по графику вечернего поезда. В вагоне к тому времени остался пяток пассажиров совсем не путейского облика, один из которых вспомнил, что через полчаса на Таксимо пойдёт автомобиль-вахтовка.

5.
БАМ! Часть 10: Северо-Муйский перевал, или Кульминация БАМа

Так Северо-Муйский обход стал одним из двух участков БАМа, где осенью 2020 года мы ехали не с востока на запад, а с запада на восток. Более того, на восток сняты и все кадры вдоль путей, так что в логике моего рассказа мы на них как бы пятимся. И очень прошу не спрашивать, как это нам удалось. Тем более на перегонах по долинам, от Ангаракана до Окусикана, я снимал исключительно вбок.

6.
БАМ! Часть 10: Северо-Муйский перевал, или Кульминация БАМа

Два Муйских хребта - фактически, продолжения знакомых нам по Чарской котловине Кодара и Калара. Южно-Муйский хребет, как и Калар, издали кажется покатым и пологим, но на самом деле он куда больше похож на Кодар, чем являющийся его продолжением Северо-Муйский. Неподалёку от Улан-Макита из-за пологих ближних склонов ненадолго выглядывает Муйский Гигант (3067м), на считанные метры уступающий пику БАМа - высшей точке Кодара. Он образует целый массив острых гольцов, среди которых особенно хорош гордо стоящий в стороне пик Зорро:

7.
БАМ! Часть 10: Северо-Муйский перевал, или Кульминация БАМа

Впадина на кадре выше - это ущелье Муи, прорезающей Южно-Муйские горы. БАМ сворачивает на её приток Муякан, текущий с Северо-Муйских склонов:

8.
БАМ! Часть 10: Северо-Муйский перевал, или Кульминация БАМа

Впереди виден сам перевал:

9.
БАМ! Часть 10: Северо-Муйский перевал, или Кульминация БАМа

Перед которым встречает ПГТ Северомуйск (3,3 тыс. жителей), примостившийся в 1977 году под грандиозными гольцами:

10.
БАМ! Часть 10: Северо-Муйский перевал, или Кульминация БАМа

Считается, что его построила Беларусь, республика недооценено богатая нетривиальной советской архитектурой. Вот только фактически Северомуйск так и остался времянкой с обшитыми профлистом бараками, и потому его облик лишён какой бы то ни было специфики:

11.
БАМ! Часть 10: Северо-Муйский перевал, или Кульминация БАМа

Самый примечательный объект Северомуйска - въездной знак на АвтоБАМе: в реале я его не увидел, но переснял фото в музее Тынды.

11а.
БАМ! Часть 10: Северо-Муйский перевал, или Кульминация БАМа

Тут даже крупного вокзала нет - лишь типовой усайдингованный павильончик. Вместо него на поселковой станции Казанкан мой взгляд привлекла самая настоящая Палатка Первостроителей - брезентовая, а не бетонная:

12.
БАМ! Часть 10: Северо-Муйский перевал, или Кульминация БАМа

Северо-Муйский хребет не может похвастаться той экспрессией форм, что Кодар, но явно унаследовал от него жестокий норов. Если Кодар мучил зэков и гоняет туристов, то Северомуй просто встал на пути у бамстроя и как бы сказал людишкам "Не волнует!" - для технологий тех времён он был почти непреодолим. Основным решением с самого начала предполагался тоннель, вот только было такое решение явно очень уж смелым. Это сейчас никого не удивишь 50-километровым тоннелем, а к началу здешней стройки в 1977 году длиннейшим в мире оставался Симплонский тоннель (19,8км), проложенный в 1906 году из Италии в Швейцарию через Альпы.  Тут стоит добавить, что тоннелестроение в нашей Стране великих равнин никогда не блистало, и тем больше впечатляет решение Бамстроя пробить Северомуйский тоннель длиной 15 343м. При завершении по плану он вошёл бы, наряду с парой строившихся тогда же тоннелей под проливами Японии, в пятёрку длиннейших в мире. Но как заметил один киевский мудрец, расстояние измеряется не в километрах: в недрах Северомуйского хребта тоннельщиков, этих элитных бойцов бамстроя, поджидали вечная мерзлота и термальные воды, тектонические разломы, скопления радона и плывуны. По совокупности условий это и по нашим временам один из сложнейших тоннелей мира, и за штурмовщину пришлось заплатить дорого: уже в 1979 строители наткнулись на древнее русло Ангаракана, хлынувшее на них с такой силой, что 20-тонный породопогрузчик был отброшен на 300 метров, а погиб в той аварии 31 человек. Последствия аварии удалось преодолеть лишь к 1981 году, но в общем у бамстроя оставалось всё меньше иллюзий, что тоннель не удастся сдать в срок.

13.
БАМ! Часть 10: Северо-Муйский перевал, или Кульминация БАМа

В 1982-83 годах был проложен Временный Северомуйский обход длинной 24,6км, при упоминании которого всякий фанат железных дорог возводит глаза к небу и восхищённо произносит "сорок тысячных". Это уклон путей, достигающий 40 метров подъёма на километр длины, что не соответствует никаким стандартам постоянной эксплуатации - круче в России разве что трамвайная линия в уральском Усть-Катаве, строившаяся такой для обкатки "изделий". Сорокатысячный обход мне описывали так: "вот идёшь ты с рюкзаком конкретно в гору, и тебе не верится, что когда-то здесь мог ходить поезд". Временным обход замышлялся с самого начала: по нему перегнали технику, часть которой ушла на восток прокладывать пути, а часть двинулась на запад, вгрызаясь в гору. Грузы для стройки возили партиями по несколько вагонов, так как полноценный состав затащить по такому склону не сумел бы ни один локомотив. К 1984 году Александр Бондарь и Иван Варшавский сомкнули магистраль на разъезде Балбухта и правительственная комиссия во главе с Гейдаром Алиевым устроила торжественный митинг в Куанде (см. Середина БАМа). В тоннеле же трудилось до 4600 рабочих, стройка хоть и шла всесоюзно, комсомольско и ударно, а конца и края её было не видать. Приём Байкало-Амурской магистрали в постоянную эксплуатацию откладывался, и в руководстве словно кто-то понимал, что скоро может стать поздно: в 1985-89 годах над строящимся тоннелем был проложен новый, куда более сложный и длинный (64км) обход с более приемлемыми уклонами до 18 тысячных. 3 ноября 1989 года Байкало-Амурская магистраль наконец была принята в постоянную эксплуатацию, и ещё 14 лет все дальние поезда по ней ходили этим перевалом:

14.
БАМ! Часть 10: Северо-Муйский перевал, или Кульминация БАМа

До распада СССР тоннельстроевцы под началом Анатолия Подзарея успели пройти 13 057 метров, но дальше стране стало не до того. Идея разгрузки Транссиба, ради которой в первую очередь строился БАМ, в условиях упавших грузооборотов потеряла актуальность, горно-обогатительные комбинаты же тогда охотнее закрывали, чем строили. Официально прокладка тоннеля не прерывалась, но темпы упали в разы, и на оставшиеся 2216 погонных метров у строителей ушло 10 лет. Последняя крупная авария в 1999 году задержала их ещё на несколько месяцев, и вот наконец в начале 2001 года две партии, пробивавшие гору навстречу другу, встретились, а 30 марта тоннель прошёл насквозь первый технический поезд. В 1980-х на БАМе травили такой анекдот: "Сколько путей будет в Северомуйском тоннеле? Зависит от того, встретятся ли бригады". Доля шутки в нём приближается к 100% - отклнение от оси оказалось менее 1 сантиметра при диаметре 9,5 метров. До завершения, однако, было ещё далеко - тоннель нужно было оснастить освещением, вентиляцией и мощными воротами для поддержания микроклимата. В постоянную эксплуатацию Северомуйский тоннель был сдан лишь 5 декабря 2003 года, и в мире к тому времени уже не входил даже в десятку. В России и бывшем СССР, напротив, Северомуйский тоннель по-прежнему не имел себе равных - следующий по списку Памбакский тоннель в Армении короче почти вдвое (8,3км), и лишь позже, в 2016 году, китайцы пробили в Узбекистане Камчикский тоннель (19,8км) до Ферганской долины. Общая длина выработок Северомуйского тоннеля - 45 километров: параллельно основному ходу идёт техническая штольня, пробитая как разведочная, а ныне используемая для коммуникаций и дренажа. Но даже с учётом всех вентиляционных шахт и водоотводов, человеческими жизнями олпачен каждый километр тоннеля: без кандалов и конвоев, а только от двух крупных аварий и множества несчастных случаев, за 26 лет строительства здесь погибло 57 человек. На станции Окусикан в 2003 году поставили памятник в пошловатом историческом стиле:

15.
БАМ! Часть 10: Северо-Муйский перевал, или Кульминация БАМа

Ну а наш поезд едет над Окусиканом, неожиданно стремительно набирая высоту:

16.
БАМ! Часть 10: Северо-Муйский перевал, или Кульминация БАМа

На Северомуйском обходе есть свои Петлевые тоннели - по изначальному замыслу их должно было быть 3, но вместо тоннеля №2 было найдено более простое решение, так что у обоих номера нечётные:

17.
БАМ! Часть 10: Северо-Муйский перевал, или Кульминация БАМа

Третий Петлевой тоннель (752м) идёт внутри горы почти правильным полукругом:

18.
БАМ! Часть 10: Северо-Муйский перевал, или Кульминация БАМа

Долина Муякана на фоне Южно-Муйского хребта уходит в дымку. Петля внизу - часть основного хода БАМа восточнее станции Казанкан:

19.
БАМ! Часть 10: Северо-Муйский перевал, или Кульминация БАМа

Почти над Казанканом висит разъезд Горячий Ключ:

20.
БАМ! Часть 10: Северо-Муйский перевал, или Кульминация БАМа

Линия причудливо вьётся через галереи:

21.
БАМ! Часть 10: Северо-Муйский перевал, или Кульминация БАМа

И гигантскую выемку, которая, как я понимаю, и заменила Петлевой тоннель №2:

22.
БАМ! Часть 10: Северо-Муйский перевал, или Кульминация БАМа

Как на ладони Северомуйск, в котором и отсюда не видать белорусских мотивов:

23.
БАМ! Часть 10: Северо-Муйский перевал, или Кульминация БАМа

С очередного поворота вновь любуемся долиной Муякана - над Казанканской петлёй теперь виден путь, с которого снят прошлый вид долины:

24.
БАМ! Часть 10: Северо-Муйский перевал, или Кульминация БАМа

А вот - та же самая выемка: так выглядит она издалека.

25.
БАМ! Часть 10: Северо-Муйский перевал, или Кульминация БАМа

Самый настоящий серпантин, почти как на заоблачных перевалах Памира и Тянь-Шаня, но только с железной дорогой вместо асфальта шоссе:

26.
БАМ! Часть 10: Северо-Муйский перевал, или Кульминация БАМа

Окрестные гольцы сказочно красивы. Только на Северо-Муйском хребте я видел такие полосатые склоны с узорами песка, похожего на подтаявший снег:

27.
БАМ! Часть 10: Северо-Муйский перевал, или Кульминация БАМа

Над путями - множество вычурных скал:

28а.
БАМ! Часть 10: Северо-Муйский перевал, или Кульминация БАМа

28.
БАМ! Часть 10: Северо-Муйский перевал, или Кульминация БАМа

Особенно хорош Чёртов палец:

29.
БАМ! Часть 10: Северо-Муйский перевал, или Кульминация БАМа

За которым скрыта живописная висячая долина, постепенно раскрывающаяся к путям:

30.
БАМ! Часть 10: Северо-Муйский перевал, или Кульминация БАМа

31.
БАМ! Часть 10: Северо-Муйский перевал, или Кульминация БАМа

По мосту через Окусикан...

32.
БАМ! Часть 10: Северо-Муйский перевал, или Кульминация БАМа

...магистраль выходит на пологую седловину:

33.
БАМ! Часть 10: Северо-Муйский перевал, или Кульминация БАМа

За ней виден АвтоБАМ, проходящий куда ближе к Временному обходу:

34.
БАМ! Часть 10: Северо-Муйский перевал, или Кульминация БАМа

Выровненные площадки и домики отмечают вспомогательные шахты тоннеля:

35.
БАМ! Часть 10: Северо-Муйский перевал, или Кульминация БАМа

Максимальная высота Северомуйского обхода - 1213м над уровнем моря. Это слегка пониже, чем Мурурин, но и на Памирском тракте высочайший Акбайтал не сравнится сложностью с более скромными по высоте Кызыл-Артом и Хабурабадом. На главном ходу БАМа же все равны перед заброшенной Чинейской железной дорогой, к югу от Новой Чары имеющей сложнейший профиль и забирающейся на высоту 1624м.

36.
БАМ! Часть 10: Северо-Муйский перевал, или Кульминация БАМа

У Перевального озера, под которым пришлось строить отдельный дренаж, пути сходятся воедино - вот слева АвтоБАМ, справа Временный обход, а ещё правее под нами - постоянный.

37.
БАМ! Часть 10: Северо-Муйский перевал, или Кульминация БАМа

На самом верху - разъезд Перевал, где поезд стоит около получаса. Вдалеке - Южно-Муйский хребет, последний взгляд на долину Витима:

38.
БАМ! Часть 10: Северо-Муйский перевал, или Кульминация БАМа

Близ Тынды мы миновали водораздел Тихого и Северного Ледовитого океанов, иначе - Амура и Лены. Северо-Муйский перевал же разделяет притоки Лены и Енисея, бассейну которого принадлежит Байкал.

39.
БАМ! Часть 10: Северо-Муйский перевал, или Кульминация БАМа

На байкальскую сторону стекает Верхняя Ангары, спуск в долину которой не менее заборист:

40.
БАМ! Часть 10: Северо-Муйский перевал, или Кульминация БАМа

Его ключевое звено - Петлевой тоннель №2 длиной 2139м. Да-да, это не два разных тоннеля, а один - по прямой между его порталами 170 метров, а максимальный радиус в глубине горы - более 700:

41.
БАМ! Часть 10: Северо-Муйский перевал, или Кульминация БАМа

От нижнего портала тоннеля рукой подать до Чёртова моста (347м), который давно стал символом всего Северомуйского обхода.

42.
БАМ! Часть 10: Северо-Муйский перевал, или Кульминация БАМа

Другое его прозвище - "мост на спичках" из-за характерной формы опор.  Построенный в 1985-86 годах, он и самое слабое место обхода: под тяжёлыми поездами опоры конструкции раскачиваются, и если гонять такие ежедневно - долго не простоят.

43.
БАМ! Часть 10: Северо-Муйский перевал, или Кульминация БАМа

Что удивительно, на БАМе он лишь 2-й по высоте (35м) - 45-метровый мост перекинут через совершенно неприметную речку на границе Амурской области и Хабаровского края.

44.
БАМ! Часть 10: Северо-Муйский перевал, или Кульминация БАМа

На кадре выше - вид с моста: внизу плещется речка с похожим на последние слова царя морского названием Итыкит. По ней назван разъезд у бывшего посёлка Тоннельный, расселённого в 2004 году и ныне снесённого почти без следа. Он стоял у западного входа в Северомуйский тоннель - вот тут видна и основная магистраль с капитальными опорами контактной сети, и галереи на идущем параллельно ей, но выше по склону, обходе:

45.
БАМ! Часть 10: Северо-Муйский перевал, или Кульминация БАМа

Обходу, впрочем, надо сделать очередную петлю над порталом тоннеля. Прошлый кадры были сняты левее магистрали, а мы ненадолго оказались правее, у разъезда Осыпной в ещё одном расселённом посёлке:

46.
БАМ! Часть 10: Северо-Муйский перевал, или Кульминация БАМа

На борту долины галереи идут одна за другой:

47.
БАМ! Часть 10: Северо-Муйский перевал, или Кульминация БАМа

По очередному мостику обход вновь перепрыгивает главный ход БАМа и спускается к нему: последние 5 километров он идёт как второй путь.

48.
БАМ! Часть 10: Северо-Муйский перевал, или Кульминация БАМа

Обход воссоединяется с магистралью на станции Ангаракан. 64 головокружительных километра поезд преодолевает около 2,5 часов, по тоннелю же от Окусикана до Ангаракана (которые пассажирские поезда проходят без остановок) ехать минут 40.

49.
БАМ! Часть 10: Северо-Муйский перевал, или Кульминация БАМа

Напоследок - просто несколько кадров из верховий Верхней Ангары. Северо-Муйский хребет теперь от нас к югу:

50.
БАМ! Часть 10: Северо-Муйский перевал, или Кульминация БАМа

Нависает скалистой стеной:

51.
БАМ! Часть 10: Северо-Муйский перевал, или Кульминация БАМа

С севера - хребет Делюн-Уран, издали куда более живописный:

52.
БАМ! Часть 10: Северо-Муйский перевал, или Кульминация БАМа

53.
БАМ! Часть 10: Северо-Муйский перевал, или Кульминация БАМа

54.
БАМ! Часть 10: Северо-Муйский перевал, или Кульминация БАМа

Параллельно вьётся АвтоБАМ с надёжными мостами через речки. Впереди - долгий спуск к Байкалу:

55.
БАМ! Часть 10: Северо-Муйский перевал, или Кульминация БАМа

Но об этом будет следующая часть.

БАЙКАЛО-АМУРСКАЯ МАГИСТРАЛЬ (2020-21)
Обзор и оглавление (2020)
Обзор и оглавление (2021)
Эвенки. На чьих земля БАМ.
БАМ в общем. История, колорит, описание трассы.
Ванино и Комсомольск-на-Амуре.(Восточный Старый БАМ).
Восточный БАМ
Комсомольск-на-Амуре - Ургал. Тёмный БАМ.
Новый Ургал.
Чегдомын.
Новый Ургал - Верхнезейск.
Тында. Город.
Горный БАМ
Тында - Юктали.
Олёкма - Новая Чара. Вершина БАМа.
Чарские пески.
Чинейская железная дорога. От Новой Чары до моста.
Чинейская железная дорога. Высокогорные участки.
Чинейская железная дорога. Чина и окрестности.
Чинейская железная дорога. Исторические фото Иннокентия Мызникова.
Новая Чара - Таксимо.
Витим. Дорога на Бодайбо и Мамакан.
Витим. Бодайбо.
Витим. Ленские прииски.
Северо-Муйский перевал.
Западный БАМ
Кюхельбекерская - Мысовые тоннели.
Северобайкальск.
Нижнеангарск.
Байкальское.
Дабанский тоннель - Усть-Кут.
Усть-Кут.
Железногорск-Илимский.
Усть-Илимск. Новый город.
Усть-Илимск. Старый город.
Братск и Тайшет. (Западный Старый БАМ).

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Прочел сейчас пост группы хорошо оплачиваемых товарищей-русофобов под общим ником verola где тщательно обсасывалась тема того, что : "Нельзя было дербанить землю соседа (отнять у украины Крым) под шумок разлада в обществе. Нельзя было не понимать - такие действия в итоге при ...
Турецкая православная церковь подала иск в суд на Константинопольский патриархат и патриарха Варфоломея, передает РИА «Новости». Как заявила пресс-секретарь патриархата Турецкой православной церкви Севги Эренерол, иск подан на фоне решения приступить к предоставлению автокефалии церкви ...
Пока большинство отходит от свершившихся корпоративов разного масштаба, оглашу-ка я прилюдно свои планы-2012. Под катом очень многобуквенно, но упорядоченно. Бонусом давно обещанный заинтересованным выросший Вискарь Дмитриевич ))) Рабочее. ...
В гостях хорошо, а дома лучше, как бы намекает нам Платоха этой фотографией. Мы вернулись. Первое без комментариев, это конечно погода. Еще вчера Платон бегал по балкону в майке и босиком. Все было здорово, мы с Платоном приобрели оттенки лица, ...
24-летняя Рэйчел Фредриксон выиграла американскую версию The Biggest Loser в начале этой недели после того, как похудела с 118 кг до 47! Когда Рэйчел Фредриксон оставила шоу The Biggest Loser Ranch три месяца назад, у нее оставалась та же цель, как и у других участников, — похудеть ...