Бодайбо. Часть 1: Мамакан и витимские переправы

топ 100 блогов varandej31.01.2022 Бодайбо. Часть 1: Мамакан и витимские переправы

Как мы знаем из школьного курса биологии, многие птицы клюют мелкие камни для улучшения пищеварения. И теперь вряд ли кто-то вспомнит имя охотника, пару сотен лет назад нашедшего крупинки рассыпного золота в желудке глухаря, добытого где-то между Байкалом и Леной. В те годы ещё свежа была память о золотых лихорадках Урала, свои страсти кипели на Томи и Енисее, ну а по Прибайкалью быстро разнёсся слух о несметных богатствах таёжных рек, которые надо только найти... И косматые мужики искали, приговаривая "Подай Бог!", что со временем трансформировалось в клич байкало-ленских старателей - "Бодайбо!". Последнее, конечно, легенда, но откуда взялось звучное название реки, в бассейне которой вожделенные золотые пески обнаружились в середине 19 века, теперь даже наука не знает. Как бы то ни было, Ленские прииски на Патомском нагорье в междуречье Витима и Олёкмы оказались богатейшими в мире, во все последующие времена оставаясь эпицентром русского капитализма.

В том числе - и в XXI веке: Бодайбо - небольшой городок в Иркутской области на берегу "угрюм-реки" Витим в 220 километрах от показанной в прошлой части БАМовской станции Таксимо. Его округа - целый мирок посреди тайги, самобытный, самодостаточный и без романтизации этого слова - суровый. Я напишу о нём в 3 частях: во второй - про город Бодайбо, в третьей - про сами Ленские прииски, ну а начнём с рассказа о дороге сюда из внешнего мира и стоящем чуть в стороне ПГТ Мамакан (1,6 тыс. жителей) без золота.

На карте Иркутская область, в основном почти круглая, запоминается парой гигантских лопастей, выступающих в сторону Якутии. Северная лопасть - это эвенкийская Катанга с райцентром Ербогачён в верховьях Нижней Тунгуски, а восточная - это и есть Бодайбо. В логистическом отношении это эксклав - прежде сюда попадали по Лене и Витиму через Якутию, а с появлением Байкало-Амурской магистрали - через станцию Таксимо в Бурятии. В полусотне километров от неё, на мрачном голом перевале через Северо-Муйский хребет - стела на границе двух регионов:

2.
Бодайбо. Часть 1: Мамакан и витимские переправы

Обилие мусора напоминает, что рядом с ней едущие по трассе часто делают перекур - эти полсотни километров, для Бурятии являющих собой дорогу в никуда, самые разбитые и сложные. Не исключение тут и водители маршруток, корейских минивэнов с бронированием мест по телефону, которые из Бодайбо отправляются в обед, а из Таксимо подгаданы к поездам с запада. Поезд, на который мы ориентировались, приходил вечером, но когда я, не обнаружив маршрутку у навесов вокзала, уже смирился, что нас кинули, мне позвонил оператор и сообщил, что машина сломалась и застряла в тайге, и водитель позвонит нам, когда окажется в зоне доступа. И вот мы коротали часы в увешанном рекрутскими плакатами "Полюс-Золота" зале вокзала в компании щуплого грязноватого юродивого, который клянчил у Оли яблоки. Периодически я выходил на перрон, и даже обнаружил там маршрутку, набиравшую пассажиров до Бодайбо - но её номер не совпадал с заявленным, и хотя была она рублей на 500 дешевле, я всё же предпочёл дождаться ту, которую заказал. Однако от водителя я узнал, где точно она паркуется, и из зала ожидания мы переместились на перрон. Нашими попутчиками оказались молчаливый невзрачный мужчина, который мог с равным успехом быть и коммерсантом, и инженером, и двое вахтовиков с такими рожами, будто на собеседовании им задают вопрос "сколько будет дважды два" и услышав ответ "4", отвечают "вы нам не подходите". В обе стороны маршрутки шли полупустыми - избранный нами путь на Бодайбо далеко не самый популярный.

3.
Бодайбо. Часть 1: Мамакан и витимские переправы

Оно и немудрено - билет на маршрутку стоит 2-3 тысячи рублей, то есть по 10-15 рублей за километр, но уже на второй час пути я понял, что это вообще-то мало! Дорога Таксимо-Бодайбо, пробитая в 1980-х годах с постройкой БАМа являет собой очень странное зрелище: на ней есть мосты, отбойники, километровые столбы, указатели, съезды, парковки - словом, всё... кроме самой дороги! 7 часов пути через два перевала - это самое что ни на есть испытание: по дороге "туда" у меня от тряски шнурки развязались!

4.
Бодайбо. Часть 1: Мамакан и витимские переправы

Туда мы ехали ночью, и кроме тряски да остервенелого мата попутчиков-вахтовиков дорога не запомнилась ничем. На обратном пути мы хотя бы смогли оценить, насколько в этих горах красиво:

5.
Бодайбо. Часть 1: Мамакан и витимские переправы

А на одной из остановок в тайге повстречали самый настоящий "Магирус" - когда-то эта фирма из западногерманского Ульма разрабатывала для вермахта моторы, способные противостоять Генералу Морозу. В мирных капстранах, однако, такая технология оказалась не востребована, в соцлагере же ей не обладали. И вот в 1975-76 годах, на заре строительства БАМа Советский Союз развернул "Проект Дельта", заказав у барахтавшегося на грани банкротства "Магируса" 10 000 грузовиков. Их танковый рёв стал важной приметой стройки века, но немецкое качество сделало "Мигирусы" лакомой добычей дикого капиталиста - теперь таких грузовиков в БАМии остались единицы. Подробнее я писал о БАМовских "Магирусах" здесь, ну а водитель рассказал нам, что именно Бодайбо осталось теперь их крупнейшим гнездом - в городке и окрестностях на ходу 6 "Магирусов".

6.
Бодайбо. Часть 1: Мамакан и витимские переправы

В общем, дорога на Бодайбо - сама себе достопримечательность, которую и рад бы забыть, а не можешь. Бессонная тёмная ночь сменилась холодным неуютным рассветом. В какой-то момент тряска пошла на спад, а мимо потянулись ветхие избы и дворы, заросшие чертополохом. Это деревенька Бисяга, заречное предместье Бодайбо, и хмурым утром её улицами мы выехали на берег Витима, весь вид которого не оставлял сомнений, что только его Вячеслав Шишков мог обозвать "Угрюм-река" (хотя на Нижней Тунгуске думают иначе!). Самый верхний из 4 главных притоков Лены, длиной (1978км от истока Витимкана, то есть Вимтичика) и расходом воды (1520 м³/с) он чуть-чуть уступает Днепру. И золотые пески начинаются лишь за Витимом, а потому на нашем пути переправа. Вид назад с бодайбинского берега на крыши Бисяги и сырой песчаный пляж, на котором мы в предрассветных сумерках встали ждать первого парома:

7.
Бодайбо. Часть 1: Мамакан и витимские переправы

Серая мгла понемногу светлела и едва расступалась, открывая вершины сопок - одну из них можно различить на кадре ниже. Бодайбо издали кажется совершенно заурядным городком, но после тяжёлой дороги - манит. На переправе работают три парома - специализированный СП-9 (построен в 1985 году в Чистополе) и пара маленьких буксиров типа "Костромич" (вопреки названию, строились с 1949 года в Рыбинске). В общем-то, это скорлупки: даже летом Витим порой штормит так, что в Бодайбо можно застрять на несколько дней. С декабря по апрель наводится ледовая переправа, а в межсезонья на тонкий лёд выходит "Хивус" на воздушной подушке, на котором реку пересечь немногим дешевле, чем доехать от Таксимо до Бисяги.

8.
Бодайбо. Часть 1: Мамакан и витимские переправы

На всё это издевательски взирают опоры моста, ставшие рекламными щитами для вездесущего "Полюса". После запуска Байкало-Амурской магистрали от неё потянули на Бодайбу круглогодичную дорогу, на которой должны были появиться и капитальные мосты, и асфальт, а дальше, глядишь, и рельсовый "ус" с прицепными вагонами до Москвы... Но дорожникам не хватило буквально пары лет, и недостроенный мост так и остался памятником жертвам Третьей Смуты:

9.
Бодайбо. Часть 1: Мамакан и витимские переправы

Дождавшись парома, пересекаем Витим, ширина которого здесь примерно полкилометра. Это кадр с обратной дороги, и обратите внимание, какого размера сопка утром была скрыта в низких облаках. На фоне таёжных склонов - ржавые краны речного порта выше по течению реки:

10.
Бодайбо. Часть 1: Мамакан и витимские переправы

Ещё один кран виден ниже по Витиму за поворотом. Река и была основным путём в Бодайбо большую часть его истории:

11.
Бодайбо. Часть 1: Мамакан и витимские переправы

Но путь этот не был простым: что Лена в гористых верховьях, что Витим по всей длине - реки быстрые, не слишком глубокие, полные опасных мелей и скал. Основным транспортом на них оставались деревянные баржи наподобие казачьих стругов (кадр ниже) - почту такими развозили вплоть до ХХ века. Но для добычи золота это явно был вчерашний день: если сам металл на них бы поместился, то все желающие его добывать, тем более с инструментами, техникой, обстановкой домов - уже вряд ли. Да и в тайге, прослышав о золоте, не могли не завестись шайки разбойников, для которых деревянный струг определённо были слишком лёгкой добычей.

11а.
Бодайбо. Часть 1: Мамакан и витимские переправы

Поэтому уже в 1861 году из Верхоленска вниз по реке отправился первый пароход - "Святой Тихон Задонский" иркутского купца Ивана Хаминова, заказанный ещё в 1858 году на бельгийском заводе Джона Коккериля и по частям доставленный в Сибирь на подводах. Основной акваторией Хаминова, однако, оставался Байкал, а Лена была явно нужнее золотопромышленникам. В 1863 году конкурентом Хаминова, с заказанным у того же Коккериля пароходом "Первенец" (позже "Гонец"), стал другой иркутский купец Александр Трапезников. Его отец Константин в 1846 году первым из предпринимателей зашёл на здешние россыпи, двумя годами ранее обнаруженные старателями-одиночками - тогда ещё не на Бодайбо, а на другой речке Хамолхо за горой в бассейне Олёкмы. Трапезниковы, однако, понимали, что ни один купец во всём Иркутске не сможет создать что-то путное в такой глуши сам, а потому объединили силы и средства с Михаилом Сибиряковым, Иваном Базановым и ещё несколькими предпринимателями I гильдии. В 1864-65 годах бородатые сибирские купчины основали "Витимо-Ленское пароходство", "Прибрежно-Витимскую компанию" (с 1885 - "Компания Промышленности") и стоящую на границе их сфер Бодайбинскую резиденцию - по-нашему говоря, базу снабжения приисков, лежавших выше по несудоходным горным речкам. Следующие пароходы во главе со "Святителем Иннокентием" строилось в Тюмени на новейшем заводе англичанина Гектора Гуллета, и эти суда отличала необычная, но более подходящая здешним рекам форма - вытянутый корпус, понижающийся к носу и корме. Это были одни из самых совершенных речных судов своего времени, остававшихся в строю больше века - тот же "Иннокентий" как "Коммунист" прослужил до 1961 года. Логистика позволила "Прибрежно-Витимской компании" одержать верх над своими первыми конкурентами - основанным в 1855 году "Ленским золотопромышленным товариществом" Павла Баснина и Петра Катышевцева. Но разорившись, оно стало пищей для капиталистического хищника покрупнее...

11б.
Бодайбо. Часть 1: Мамакан и витимские переправы

Евзель Гинцбург был сыном раввина из Витебска. Он преуспел на виноторговле и поставках фронту в Крымскую войну (причём Севастополь покинул одним из последних), после которой выбился в крупные петербургские банкиры, в те круги, где уже не имеет значение, еврей ты или не еврей. В 1872 году Евзель Габриэлевич по сути купил за какие-то финансовые услуги у герцога Гессен-Дармштадтского титул барона, подтверждённый два года спустя Александром II. К тому времени Гинцбург уже несколько лет как кредитовал барахтавшееся Ленское золотопромышленное товарищество, и вот наконец в 1873 году взял его себе за долги. Так на Ленских приисках наступила эпоха Гинцбургов в трёх поколениях - Евзеля, Горация и Альфреда. У "Лензолота", конечно, тоже появился свой, регулярно пополнявшийся и обновлявшийся флот, флагманом которого стал самый комфортабельный в Сибири пассажирский пароход "Альфред" (кадр ниже), спущенный на воду в 1909-м в нижегородском Сормове. К 1908 году "Лензолото" вышло на мировой уровень через учреждение транснационального акционерного общества "Лена Голдфилдс", куда входили, например, южноафриканкие золотопромышленники или Алексей Путилов - хозяин крупнейшего завода страны в Петербурге. В 1910 году международный капитал наконец подмял под себя и Сибиряковские прииски.

11в.
Бодайбо. Часть 1: Мамакан и витимские переправы

...С переправы маршрутка привезла нас в один из дворов бодайбинских пятиэтажек. Гостиницы в Бодайбо, конечно же, неимоверно дорогие, но на том же сайте, через который я бронировал маршрутку, было и несколько телефонов, по которым можно забронировать квартиру. Что я и сделал, а по прибытии обнаружил, что телефон хозяйки не отвечает. С полчаса мы просидели у подъезда, прикидывая разные варианты того, как поступить, а затем откуда-то из-за угла появилась мощная бойкая женщина с манерами и внешностью торговки и воскликнула "А я вас ищу!". Как оказалось, "наша" хозяйка ушла в тайгу, перепоручив нас коллеге, у которой к тому времени свободной была только одна квартира чуть подороже. Но она была дешевле гостиницы, а потому вскоре мы переместились в соседний квартал, на верхний этаж такой же хрущёвки. Хозяйка попутно рассказывала, как в лихих 1990-х по дешёвке скупила два десятка опустевших квартир, которые и сдаёт теперь вахтовикам, и как вышла она чуть ли не из детдома, но вот теперь успешный человек. Квартира выглядела грязноватой и кишела тараканами, но выбирать не приходилось. Симпатий к хозяйке же поубавил отъезд - в наше отсутствие, за полчаса до оговоренного времени, они с уборщицей и следующим постояльцем вломились в квартиру и начали там прибираться, выкинув в мусорное ведро приготовленный Ольгой заранее обед из вкуснейшего нута, да ещё и куда-то заиграли (не стырили, а скорее просто потеряли в неразберихе) оставленный в розетке зарядник. Ведь основной постоялец тут вахтовик-златарь, и отношение к нему за сотню лет не слишком поменялось...

12.
Бодайбо. Часть 1: Мамакан и витимские переправы

Ведь как и на Нерчинских рудниках в 18 веке, здесь промышленники столкнулись с тем, что золото само себя не добудет, а ехать жить в такую глушь дураков нет. Проверенным средством для такой ситуации была каторга, вот только купцы и банкиры, в отличие от государства, не могли гнать каторжан по этапу - их каторжане должны были сами прийти... Рабочих завлекали хорошими авансами, а дальше отправляли в скотские условия, достойные сталинских лагерей: с переполненными бараками, заледенелыми шахтами, штрафами за любой чих и системой чеков, по которым рабочие могли отовариваться только в магазинах "Лензолота" - просроченными продуктами и промтоварами ужасного качества втридорога и без сдачи. Добровольность же оказалась относительной - рабочим "Лензолота" не оплачивали обратный билет, а значит покинуть прииски они могли только тогда, когда заработают на него сами. Подобная эксплуатация, в самом ленинском смысле этого слова, была вполне расчётливым решением Гинцбургов, сочетавших с ней самые передовые технологии. Прокладывать узкоколейки и ставить на приисках переносные силовые установки на дровах начала ещё "Компания Промышленности", не столь безжалостная к рабочим и потому более внимательная к снижению издержек другими способами.

13а.
Бодайбо. Часть 1: Мамакан и витимские переправы

С них взял пример директор-распорядитель "Лензолота" в 1891-1901 годах Леопольд Грауман, за которым стояли куда как большие возможности Гинцбургского капитала. В 1896 году он построил на реке Ныгри Павловскую ГЭС (300 КВт) с немецкими оборудованием фирм "Лаймер" и "Шуккерт" - первую в Сибири и вторую в России как в тогдашних границах (после Зыряновской на казахском Алтае), так и в нынешних (после Даркменской в Калининградской области). От неё расходились первые в России линии электропередач напряжёнием 10 000 вольт к двум приискам за 9 и 14 километров. Гидроэнергия оказалась вчетверо дешевле паровой, и в 1898 году была пущена Бодайбинская ГЭС мощностью уже 430 КВт, а от неё запитана карьерная узкоколейка с первыми в России электровозом. И хотя Граумана ушли в 1901 году за попытки увеличить издержки на содержание рабочих, Гинцбурги поняли, что эксплуатация плюс электрификация лучше, чем просто эксплуатация. К 1917 году на Ленских приисках работала созданная под руководством иркутского инженера Якова Гаккеля полноценная энергосистема из каскада 5 ГЭС общей мощностью 2,8 МВт и Залесской дровяной ТЭС на 600 кВт.

13.
Бодайбо. Часть 1: Мамакан и витимские переправы

Увы, всё это было разрушено и разграблено в Гражданскую войну и забыто: Ленский расстрел 1912 года для советской власти помнить было явно выгоднее, чем сделанные на средства тех же людоедов-капиталистов прорывы. От Бодайбинских ГЭС не осталось следа, ни единой их фотографии нет в городском музее, и его сотрудницы от меня про них услышали впервые. Но у граумановско-гаккелевской энергосистемы есть преемник - Мамакан в 10 километрах ниже по Витиму.

14.
Бодайбо. Часть 1: Мамакан и витимские переправы

Туда и поехали мы в первый день, узнав от хозяйки квартиры расписание автобуса, курсирующего, кажется, четырежды в день. Полупустой ПАЗик долго тащился по улочкам Бодайбо, а затем буквально нырнул к низкому мостику в глубокой долине Бодайбо-реки (кадр выше), которая впечатлила нас цветом своей воды - не золотым, а грязно-жёлтым. Дальше дорога тянется между лугов с пасущейся скотиной и нефтебазой в бывшем селе Колобовщина - совсем среднерусский пейзаж! Пока очередной поворот не выводит на берег Витима:

15.
Бодайбо. Часть 1: Мамакан и витимские переправы

С этого пляжа снят и заглавный кадр: Мамакан стоит на левом берегу, но дороги к нему нет, так что проехать туда можно только через две переправы. Здесь курсирует ещё пара паромов с буксирами:

16.
Бодайбо. Часть 1: Мамакан и витимские переправы

И рабочий, безукоризненно носящий медицинскую маску, поднимает и опускает их аппарели ручной лебёдкой:

17.
Бодайбо. Часть 1: Мамакан и витимские переправы

Тот берег полукилометрового Витима каменист, а посёлок расположен за третьей рекой - Мамаканом. Над его устьем стоят оба градообразующих предприятия - Мамаканские ТЭЦ (1932-36) и ГЭС (1957-62):

18.
Бодайбо. Часть 1: Мамакан и витимские переправы

С первой связано основание посёлка в 1932 году, со второй - его наделение статусом ПГТ (1960) и современная жизнь.

19.
Бодайбо. Часть 1: Мамакан и витимские переправы

Своей архитектурой Мамаканская ГЭС удивительно похожа на гигантов Ангаро-Енисейского каскада вроде Братской или Богучанской электростанций, и видимо, послужила для них прототипом. Она в общем-то невелика - 57 метров высотой от дна реки и 346 метров по гребню плотины, а мощность её всего 86 МВт - чуть меньше Угличской ГЭС на Волге. Уникальна МамаГЭС другим - это первая в мире крупная плотина, возведённая на вечной мерзлоте!

20.
Бодайбо. Часть 1: Мамакан и витимские переправы

Мамакан, однако, как и многие сибирские реки, с той поры изрядно обмелел, а потому на полную мощность ГЭС работает только летом, зимой же в иные дни практически стоит. Ещё одной жертвой Третьей Смуты в Бодайбо стала Тельмамская ГЭС (это не опечатка, Тельман не при чём!), которую планировалось соорудить выше по течению - также небольшая по выработке, она бы образовала куда более крупное водохранилище, "неприкосновенный запас" для Мамаканской ГЭС на маловодные месяцы.

21.
Бодайбо. Часть 1: Мамакан и витимские переправы

По гребню плотины мы возвращались пешком, и охрана с обоих концов совершенно не возражала, когда мы фотографировали ГЭС с берега (только предупреждали, что тут можно упасть с обрыва), но тщательно следили, чтобы мы не делали глупостей наверху. Поэтому вид устья Мамакана я снял из окна ПАЗика, а с водохранилищем у меня кадров и вовсе нет - но в общем отличается оно не шириной, а высотой.

22.
Бодайбо. Часть 1: Мамакан и витимские переправы

На спуске к посёлку - воодушевлённый перспективами электрификации Ильич:

23.
Бодайбо. Часть 1: Мамакан и витимские переправы

И композиция, которая любого патриота СССР приведёт в возмущение:

24.
Бодайбо. Часть 1: Мамакан и витимские переправы

Мамаканская ТЭС мощностью всего 12 МВт всегда оставалась в тени ГЭС, а теперь выглядит брошенной.

25.
Бодайбо. Часть 1: Мамакан и витимские переправы

Первоначально она работала, как и Залесская ТЭС, на дровах, коих потребляла в день до 400 кубометров. И лишь в 1943 году, когда заготовлять дрова стало некому, была переведена на якутский уголь.

26.
Бодайбо. Часть 1: Мамакан и витимские переправы

Впрочем, судя по горам этого угля во дворе, она может даже и не совсем мертва, а работает зимой как котельная?

27.
Бодайбо. Часть 1: Мамакан и витимские переправы

Как бы то ни было, это одно из самых живописных промышленных зданий советской эпохи:

27а.
Бодайбо. Часть 1: Мамакан и витимские переправы

Вокруг ТЭС - запустение и разруха. Население Мамакана с 1989 года сократилось вдвое, с 3,2 до 1,6 тыс. жителей, и рискну предположить - в первую очередь за счёт теплоэнергетиков:

28.
Бодайбо. Часть 1: Мамакан и витимские переправы

Когда строилась ТЭС, на работу ходили пешком, а когда взялись за ГЭС - привычным делом стали автобусы. Поэтому гидроэнергетики обосновались ниже по Витиму, дальше от Мамакан-реки. Центр посёлка открывает контора гидроэлектростанции:

29.
Бодайбо. Часть 1: Мамакан и витимские переправы

Главная улица Мамакана. Деревянные бараки, туманные сопки, мотоцикл с ящиком-коляской - можно ли представить более стереотипно-сибирский пейзаж?

30.
Бодайбо. Часть 1: Мамакан и витимские переправы

Дома с прошлого и следующего кадров - видимо, ровесники ГЭС:

31.
Бодайбо. Часть 1: Мамакан и витимские переправы

А эти - скорее, эпохи БАМа и открывшихся с ним перспектив:

32.
Бодайбо. Часть 1: Мамакан и витимские переправы

32а.
Бодайбо. Часть 1: Мамакан и витимские переправы

Однако в суровости сибирского быта есть и парадоксальным образом некий уют - за столиком во дворе барака представляешь не пьяную молодёжь, а несколько семей из соседних квартир, вместе отмечающих возвращение чьего-нибудь сына из армии.

33.
Бодайбо. Часть 1: Мамакан и витимские переправы

Но - именно что представить: вопрос "а где люди-то" приходит в голову не только по фото, так как улицы Мамакана и правда пустынны. В центре, между домом культуры, администрацией и домом детского творчества - парк Победы, сливающийся с сопками за рекой:

34.
Бодайбо. Часть 1: Мамакан и витимские переправы

И вот здесь флаг уже вполне правильный:

35.
Бодайбо. Часть 1: Мамакан и витимские переправы

Ещё в Мамакане есть Князь-Владимирская церковь (2017), которую кто-то догадался обшить сайдингом в виде брёвен:

36.
Бодайбо. Часть 1: Мамакан и витимские переправы

Но куда больше запоминаются детали - например, полинявшие советские плакаты, полвека висящие тут и там:

37.
Бодайбо. Часть 1: Мамакан и витимские переправы

Или - цветы, чрезвычайно обильные на многих участках. Хозяйка одного из них, заметив наши фотоаппараты, зазвала нас внутрь и даже предложила чай (на который у нас не было времени), а заодно дала явки-пароли другого участка, где ещё больше цветов и такие же приветливые люди.

38.
Бодайбо. Часть 1: Мамакан и витимские переправы

С первого взгляда суровый и даже мрачный, за час прогулки Мамакан начал казаться мне уютным и милым. Посёлок на Угрюм-реке запомнился мне какими-то очень дружелюбными, спокойными, целостными людьми, в большинстве своём работающими на ГЭС и довольными как зарплатой, так и размеренной жизнью. Об этой мягкости мамаканцев знают и бодайбинцы, но посмеиваясь над ней, сами будто боятся её нарушить. Мамакан - лучшее место на Бодайбо, и причина тому проста - здесь нет золота.

39.
Бодайбо. Часть 1: Мамакан и витимские переправы

Золото Мамакана - это краски сибирской осени. Оставив за спиной посёлок, мы вышли к берегу Угрюм-реки:

40.
Бодайбо. Часть 1: Мамакан и витимские переправы

Над её водой - сюрреалистические скалы в природных орнаментах:

41.
Бодайбо. Часть 1: Мамакан и витимские переправы

И высокие холодные обрывы:

42.
Бодайбо. Часть 1: Мамакан и витимские переправы

Отсюда до устья близ посёлка Пеледуй в Якутии порядка 250 километров. Там лежит следующий Мамско-Чуйский район, почти все 3,5 тысячи жителей которого сосредоточены на 30-километровом участке реки от села Мусковит до райцентра Мама. Туда дороги вообще нет, а единственный катер "Кристалл" курсирует без чёткого расписания, иногда заходя в Бодайбо. Мама богата уже не золотом, а слюдой, в новейшей же истории её прославил в ночь с 24 н 25 сентября 2002 года Витимский болид, своим полётом и взрывом над тайгой похожий на Тунгусский метеорит в миниатюре. Однако как ни странно, и о Маме есть чей-то рассказ.

43.
Бодайбо. Часть 1: Мамакан и витимские переправы

Но основной путь что в Бодайбо, что в Маму в наши дни - по воздуху. Ещё когда речные сюда были основным ленским транспортом, их путь от Жигалово (главный порт в верховьях Лены) до Бодайбо растягивался на 2-3 недели. В 1928 году была запущена авиалиния Иркутск - Бодайбо - Якутск, первопроходцем которой стал выдающийся полярный лётчик, финский швед на советской службе Отто Кальвиц. С промежуточными посадками путь сюда из Иркутска занимал всё же изрядные 30 часов, ну а аэродромом служил сам Витим - по сути дела здесь обкатывались те описанные в прошлой части сибирские гидропланы, впоследствии искавшие "трассу БАМа".

44а.
Бодайбо. Часть 1: Мамакан и витимские переправы

Полноценный сухопутный аэродром возвели в 1938-44 годах на восточной (верхней по течению Витима) окраине Бодайбо, и самолёты заходят в него так низко над крышами пятиэтажек, что от их рёва хочется пригнуться.

44.
Бодайбо. Часть 1: Мамакан и витимские переправы

По совету местных мы решили забраться на сопку на окраине города - ту саму, что на кадре №8 скрыта облаками, а на кадре №10 господствует в панораме Витима. Лес на её вершине предстал уютным и чистым городским парком:

45.
Бодайбо. Часть 1: Мамакан и витимские переправы

И за деревьями мы успели увидеть самолёт, летевший куда ниже нас над крышами города... приди мы на эту площадку минут так на 10 пораньше - и я бы смог его заснять.

46.
Бодайбо. Часть 1: Мамакан и витимские переправы

Жарким днём после затяжных дождей вытянутый вдоль реки Бодайбо тонет в дымке испарений. Пройдёмся взглядом справа налево:

47.
Бодайбо. Часть 1: Мамакан и витимские переправы

Правый край панорамы упирается в переправу у Бисяги, и пакгаузы речного порта напоминают о так и не построенной станции:

48.
Бодайбо. Часть 1: Мамакан и витимские переправы

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
( Read more ... ...
Открыл ща глагне от скуки, листанул топ. Из 25 первых пстов - аж СЕМЬ пстов политоты про Путина, какую-то российскую делегацию, покинувшую что-то (не вдавался в подробности, но там аж ТРИ штуки постов на эту тему) и тэ дэ. Алоэ, dimson , у вас же подрубрика политоты есть! Так поче ...
Моя новая работа в Касселе имеет одно неоспоримое преимущество: она расположена примерно посредине между Ростоком, где я живу, и Мюнхеном, где работает и живет мой С., и поэтому если уж я доехала до Касселя, чтобы преподавать теормех, то почему бы потом не поехать даже еще южнее и не ...
В моих прошлых постах про водородное топливо , я часто указывал, что водород сейчас в основном производится из метана, и что было бы очень здорово использовать избыточное электричество на пиках производства или на минимумах потребления, для электролизного производства водорода. Похоже ...
Мои число боев/число побед на ШтуГе и Мардере. StuG III 2 215 / 1 115 - 50,3% Marder II 682 / 369 - 54,1% UPD: нашел старую точку, посмотрю, есть ли еще старше StuG III 1920 / 973 - 50,6% Marder II 437 / 216 - 49,4% UPD2: а вот как оно было по состоянию на 08.04.2011 StuG III 1555 795 51,1% Marder II 338 / 159 47,0% Повод ...