Авианосец "Рюдзё" как представитель худших кораблей мира

Одна серьезная проблема является общей для всех авианосцев – это меры предосторожности от возгорания авиационного топлива. Автор однажды сказал, выступая перед большой американской аудиторией на конференции в Аннаполисе: «Если бы японцы проектировали ваши авианосцы, вы проиграли бы битву при Мидуэе». Это поверхностное и легкомысленное суждение основано на том факте, что «Акаги», «Каги», «Хирю» и «Сорю» были выведены из строя и уничтожены массивными пожарами и взрывами. В противоположность этому, американский «Йорктаун» выдержал несколько бомбовых попаданий и пожаров, оставаясь в строю и сыграв важную роль в разгроме авианосного соединения адмирала Нагумо. Секрет конструкции американских (и британских) авианосцев заключался в защите и изоляции бензоцистерн, размещенных глубоко внутри корабля.
С позиции послезнания, «Рюдзё» мог бы оказаться хорошим эскортным авианосцем, но в 1930-е годы подобной концепции еще не существовало. В любом случае, Императорский флот не мог тратить столько денег на «защитника судоходства», поскольку такая роль считалась недостойной. Королевский флот был единственным, всерьез рассматривавшим вопрос переоборудования быстроходных лайнеров в конвойные авианосцы, американцы подключились к этому в 1940 году, построив большое количество таких кораблей. Япония никогда не смогла бы выиграть затяжную войну с США, но пренебрежение японского флота мерами по защите судоходства вплоть до 1943 года стало главным фактором национального поражения, более весомым, чем ядерные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки.
Грустная история «Рюдзё» отражает извечную головную боль конструкторов. Все казначейства и министерства финансов стремятся к снижению стоимости боевых кораблей, но всегда существует некая «красная линия», переходя которую экономный проект превращается в неэффективный. Корабли создаются для боя, и серьезное ухудшение боевых качеств ведет к тому, что их не рискуют ставить в строй. Это не означает, что только большой корабль может быть эффективным, но роль корабля и его способность решать требуемые задачи должны ставиться во главу угла.
И тут мы снова возвращаемся к raison d’être [смыслу существования] авианосца. Он заключается в способности оперировать самолетами вдали от береговых аэродромов, стало быть, отправной точкой для конструкторов должна быть авиагруппа. Всё остальное – пушки, броня и противопожарные средства – должно работать только на повышение эффективности авиагруппы. Весь, накопленный к сегодняшнему дню, боевой опыт говорит, что малый авианосец менее эффективен, чем большой. В большой корпус легче вместить все необходимое, с большой палубы легче взлетать и на нее легче садиться, а больший запас авиационного топлива и боезапаса позволяет большому авианосцу дольше оперировать в заданном районе.
* * *
P.S. В завершение рассказа – традиционный ляп самого Престона. Он пишет, что авиагруппа «Рюдзё» в декабре 1941 года состояла из 22 бомбардировщиков А5М4 «Кэйт» и 12 истребителей B5N2 «Клод». Пусть читатель гадает, что и как перепутал автор!
|
</> |