Антиутопическое: ковидные намордники - это навсегда. Точнее: до новой большой
alex_rozoff — 14.11.2020
— Коронавирус
"Новые известия" опубликовали перевод эссе американского
блогера Бориса Локшина вокруг "масочного режима" (принудительного
ношения ковидных намордников - вполне бессмысленных в плане
медицинской анти-инфекционной профилактики, но весьма осмысленных в
плане лишения людей свободы, достоинства и способности к
межличностной коммуникации).
Цитирую перевод выборочно:
= Так вот, кстати, про маски… Какая от них польза и каков их высший
смысл? Прежде всего, маска на лице другого человека служит сигналом
и одновременно напоминанием о том, что этот человек представляет
опасность. Вы инстинктивно отшатнетесь от него, не успев даже
задуматься почему.
= Возможно, но совершенно не доказано, (а это странно, за восемь то
месяцев могли бы и доказать, но что-то не срастается) так вот,
возможно, что всеобщее ношение масок снижает вероятность заражения
в закрытых помещениях, в общественном транспорте, может быть, в
уличной толпе, хотя в свете массовых демонстраций в США, а тем
более еженедельных протестов в Белоруссии, никак не повлиявших на
эпидемиологическую ситуации в этих странах, последнее не кажется
хоть сколько-то полезным.
По идее этого должно быть достаточно, и дальше вступает в силу
неотразимый аргумент: «ну одень ты ее, в конце концов. Трудно что
ли, если попросили. Польза от нее очевидна, а вреда особого нет».
Так вот в этом месте у меня некоторая заморочка. Мне все время
кажется, что последствия этого явления как-то не до конца
продуманы, что ли. Тут ведь вот какое дело. К сожалению, я уверен,
что маски останутся с нами навсегда. Они не на месяц, не на
полгода, не на год. Они до конца жизни.
= Годик-другой нам в них еще придется походить, правда? Это
ведь нам и власти говорят практически прямым текстом. А за это
время мы, пожалуй, что окончательно привыкнем. Тем более, что за
последнее время мы точно узнали: те, кто без масок – тупые
необразованные животные, темное трампистское царство, моральные
уроды, которым плевать на жизни окружающих.
Кстати, занятная история случилась в Дании, в которой с
эпидемией все гораздо лучше, чем в большинстве европейских стран.
Там масок практически не носят, и главные медицинские эксперты
рекомендуют их ношение только в определенных ситуациях. А с точки
зрения распространения заразы их официальная позиция заключалась в
том, что требование к постоянному и повсеместному ношению масок
скорее усиливает эпидемию. Так вот, там пару месяцев назад одна
центристская газета выступила со статьей, в которой говорится, что
мы, конечно, все понимаем, и с точки зрения борьбы с вирусом наши
власти, наверное, все правильно делают, но как же так получается,
что весь цивилизованный мир носит маски, а мы датчане не носим, как
какие-нибудь трамписты? Стыдненько как-то. Так что тут они попали в
самую точку. Либо ты в маске, либо за Трампа. И это гораздо важнее
всего остального.
= Обратите внимание, что быстрее всего и с наибольшим
энтузиазмом к маскам адаптировалась продвинутая городская молодежь.
Те, кто устанавливает тренд на будущее. Они их надели даже с каким
-то облегчением. Для них ношение маски не просто естественно, им
даже в голову не приходит, что нормальный человек может как-то на
эту тему задумываться. Оказаться на людях с голым лицом, в
сущности, гораздо неприличнее, чем с голым задом. Кстати, понятно,
почему так получилось. Они, эти ребята, до всякой эпидемии, очень
хорошо усвоили, насколько другой человек может быть токсичным. Для
них маска – это в некотором роде safe space (англ. – безопасное
пространство), которое они носят на собственном лице, и которое
защищает их от токсичности окружающего мира. Это поколение не
снимет масок никогда.
И что же тогда говорить, о тех, кто придет за ними, о нынешних
детях, и тех, кому с самого нежного, с самого восприимчивого
возраста втолковывают, что без маски они умрут, без маски дедушке
каюк и бабушке каюк, без маски папы не будет и мамы тоже. Вы
думаете, они их смогут снять, когда вырастут?
Ну хорошо, будут все ходить в масках, делов-то… Ходили же
раньше в шляпах, а до этого в париках, а до того, как штаны
изобрели… Только, мне кажется, что маска – это не предмет туалет,
это - что то другое, гораздо более серьезное. По-моему, сейчас
происходит настоящий цивилизационный переворот. Двадцатый год – это
водораздел.
Раньше мы жили в обществе, в котором люди ходили с открытыми
лицами, а теперь будем жить среди людей с закрытыми лицами. И
хорошо бы задуматься над тем, что все это означает. Прежде всего
это означает то, о чем я говорил в самом начале: «Прежде всего,
маска на лице другого человека служит сигналом и одновременно
напоминанием о том, что этот человек представляет опасность. Вы
инстинктивно отшатнетесь от него, не успев даже задуматься почему».
Как будут выглядеть общество, в котором каждый каждому
потенциальная угроза, остается только предполагать. Хотя чего уж
тут предполагать. Как будто раньше такого не было.
(конец цитатирования).
Теперь мой комментарий: м-р Локшин оставляет в финале
многозначительную загадочную фразу: " Как будто раньше такого
не было" - хотя чего тут загадочного? Известно, что каждый
исторически известный период такого массового отношения к другим
людям, как к безусловному фактору риска, завершается войной.
В каждом конкретном из таких случаев, есть своя частная
практическая неизбежность войны.
Конкретно в "ковидной" ситуации война неизбежна - поскольку реально
длить масочный режим много лет не получится (последствия для
здоровья, образования, работоспособности будут слишком
разрушительны). А отменить масочный режим без "потери лица"
невозможно для политических властей иным путем, чем под предлогом
войны. .
Кого и с кем это будет война - другой вопрос.
Будет ли эта война осмысленной с позитивным итогом для тех, кто
останется живым и комплектным? Или война будет бессмысленной,
и сыграет лишь роль фрустрации по принципу "лучше ужасный конец чем
ужас без конца"?
Вот альтернатива, исход которой в какой-то мере зависит от каждого
мыслящего челвоека.
Но это уже другая история.
Такие дела.