Антисоветизм - как бегство от ответственности

На самом деле в прошлом посте был затронут достаточно интересный - с моей
точки зрения - вопрос, который значительно выходит за рамки текущей
ситуации. А именно: разность в мышлении советских и антисоветских
личностей, прекрасно объясняющая то, почему антисоветчики -
несмотря на все свои декларации - могут только портить и гадить.
Дело в том, что дихотомия "советское/антисоветское" в первом
приближении соответствует дихотомии
"ответственное/безответственное".
Да, именно так: сама ненависть к "совку" и отрицание его достижений
вытекает именно из этого - из желания никогда не иметь
ответственности за свои решения. Это, кстати, очень забавно
выражалось в свое время - через апологию "Хозяина". В том смысле,
что позднесоветские очень любили говорить: тут все плохо, потому,
что "Хозяина нет". (Именно так, с большой буквы.) Под этим
полагалось, что отсутствие владельцев у тех или иных объектов ведет
к отказу от их содержания и даже к их разрушению. ("Почему в парке
скамейки разрушены - потому, что Хозяина нет". "Почему на заводе
оборудование изношено - потому, что Хозяина нет". Ну и т.д., и
т.п.)
Про то, что, собственно, каждый житель города может предотвратить
разрушение скамеек "хулиганами", равно как любой работник, в
общем-то, просто обязан аккуратно относиться к оборудованию, в
данном случае умалчивалось. Равно как умалчивалось и о том, каким
же образом гипотетический "Хозяин" будет решать данные проблемы -
если, например, в текущем варианте на это нет ресурсов. (Скажем,
если нет возможности регулярно менять станки на новые.) Ну, а
про то, что в реальности "настоящие хозяева", придя к власти, очень
часто просто закрывали заводы и оборудование сдавали на металлолом
- а если и оставляли, то заставляли рабочих использовать его на
износ - разумеется, можно и не упоминать.
Но последнее - в смысле, реальное поведение настоящих "хозяев"
- это уже несколько другой вопрос. Тут же можно только еще раз
сказать, что подобный момент прекрасно показывает, что жители
позднего СССР отчаянно хотели "спихнуть с себя" ответственность на
какие-то "третьи инстанции". Впрочем, что уж тут говорить - это
началось отнюдь не в 1988 году, а, как минимум, лет на 10-15
раньше. В том смысле, что уже тогда советские граждане начали очень
активно "сторониться" любой общественной деятельности - разных
комсомольских, партийных, профсоюзных собраний - стремясь свести
все это к чистому формализму. (Как там в фильме "Афоня": поставить
на вид - и идти по домам хоккей смотреть.)
И - что особенно забавно - при этом любили говорить про
"бюрократизм" и "отсутствие демократии", хотя именно указанные
механизмы и представляли собой способ преодоления этого
"бюрократизма" и приобретения народом реальной власти. (Советская
власть, вообще - даже если не брать Партию - была крайне
демократична. Но об этом так же надо говорить уже отдельно.) Тут
же, продолжая указанную тему, можно только сказать, что указанное
"бегство от ответственности" - и на производстве, где большая часть
сознательно "низводила" себя до "простых исполнителей", и в
"общественной жизни", к 1980 годы воспринимаемой, как чистая обуза
- на деле не могло ни породить известное стремление к "обретению
Хозяина". То самое, которое так характерно проявилось через десять
лет.
Вершиной этого, разумеется, можно считать идею "сдачи в плен"
Западу, дабы "он нас кормил", "строил дороги" и т.д. (Как сказал
классик: "если бы умная нация завоевала бы глупую". Ну да:
знаменитый мем "пили бы баварское" - который возник где-то во
второй половине 1980 годов. Конечно, даже в это время мало кто
решался прямо его "озвучивать": все же идея отказа от независимости
звучало слишком резко даже тогда. Да и старшее поколение в это
время было еще достаточно "в силе", дабы прямо "воздействовать" на
своих неразумных детей и внуков, если бы те сказали что-то
подобное. Однако сути данный момент не меняет.
Потому, что он не отменяет того, что жители позднего СССР отдали бы
все ради превращения в "настоящих европейцев". (Про США, понятное
дело, речь вести не стоит - в то время эта страна воспринималась,
как в прямом смысле "Блаженный Валинор". Т.е., что-то невообразимо
прекрасное - и поэтому очень труднодоступное.) И если бы
Европейский Союз решил, например, "пригласить" к себе РФ, то
последняя в 1990 годы приняла бы это приглашение безо всяких
условий. (К счастью, ЕС - как более-менее целостное образование -
возник лишь в конце 1999 года, с введением "евро", и поэтому данной
участи удалось избежать.)
То есть, проще сказать, главной идеей "позднесоветского" была идея
"продаться" - даже по сниженной цене. Потому, что быть
свободным - то есть, иметь ответственность за то, что делаешь - это
чистое зло, которое не имеет ценности. Другое дело, что никто
не думал, что цена этой "продажности" будет такой низкой - а часто
и вообще никакой. В том смысле, что за отказ от собственной
субъектности не только ничего не заплатят, но и - часто - могут
даже и убить. Как это случилось с "чуждым" населением в т.н.
"национальных республиках". Где пресловутых
"националистов" часто именно "неместные" (русские) встречали
цветами для того, чтобы они "стали княжити и владети" - и
получали то, о чем сказано выше. (В лучшем случае - положение "лиц
второго сорта", в худшем же - прямую резню.)
Потом это объясняли "дикостью и отсталостью": дескать, мы к ним со
всей душой, а они... Но понятно, что эта "дикость и отсталость" -
объяснение ложное. (На самом деле все обитатели СССР имели примерно
одинаковый уровень развития. Более того - часто главные
"резуны" имели высшее образование и т.д., вплоть до ученой
степени.) Потому, что в реальности именно такая реакция на
"добровольный отказ" от субъектности и является нормальной: тот,
кто захотел быть рабом, не достоин, как минимум, уважения. (А как
максимум - и жизни.)
Впрочем, ладно - тут мы уже достаточно вышли за рамки указанной
темы. Поэтому - возвращаясь к тому, с чего начали - стоит только
отметить, что и в условиях "начавшегося рынка" положение изменилось
не сильно. Точнее сказать: оно тогда стало совсем уж очевидным. В
том смысле, что если чем и может характеризоваться та же "Россия
1990 годов" (на самом деле можно брать любую республику) - так это
какой-то фантастической безответственностью, пронизывающей все и
вся. Начиная с отношения к собственному здоровью: такого
"антиздорового образа жизни", который был тогда, не видели ни до,
ни после. И заканчивая государственной политикой: пьяный - простите
- президент (с маленькой буквы) страны, справляющей открыто нужду
на колесо самолета или лезший дирижировать оркестром, это... ну,
даже не "фейспалм". Потому, что там не лицо закрыть хотелось, а
просто бежать прочь от этого стыда.
Можно только еще раз напомнить - хотя выше уже было об этом сказано
- что забавно, конечно, получилось в связи с "хозяевами". В том
смысле, что начав "хозяйствовать", они, прежде всего, начали все
"дербанить" и разрушать - ради ничтожной личной прибыли уничтожая
дорогостоящие структуры. Впрочем, самое забавное тут даже не это -
а то, что все, что данная "политика" давала, то активно "вывозилось
вовне", в "настоящие страны". Где и вкладывалось в "настоящие
ценности", управляемые "настоящими людьми". (То есть, наши
"новораши" прекрасно понимали, что как управленцы и бизнесмены они
сами - полное дерьмо.)
Сейчас, кстати оказалось - ну, см. сказанное выше
про тех, кто добровольно решил отдать субъектность. Но тогда никто
об этом не думал: тогда на самых "верхах" господствовала "максима
антисоветизма", гласящая о том, что "жить надо здесь и
сейчас". И, разумеется, получать все "плюшки" здесь и сейчас, не
думая о будущем. Поэтому страна, буквальным образом, просиралась -
по другому не скажешь - обменивалась на ничтожные со всех точек
зрения "предметы потребления". (Условно говоря - вместо
инфраструктуры и воспроизводства средства тратились на "видаки" и
"мобилы". Которые уже лет через пять стали никому не нужны.)
Однако именно это и было мечтой позднесоветского человека -
человека, который, как уже не раз говорилось, решил "забить на
будущее". ("Живи быстро - умри молодым" - это лозунг не только
маргинальной молодежи, но и, практически, всех жителей бывшего
СССР. Начиная с бандитов, роскошные надгробья которых быстро
украсили местные кладбища, и заканчивая "банкирами", взрываемыми в
своих роскошных машинах с поразительной регулярностью. Начиная с
алкашей - которые очень быстро превращались в бомжей, и заканчивая
"чеченскими боевиками" со всеми вытекающими последствиями. Ну и
т.д., и т.п.)
Короче: это было "пиршество", буквальное упивание отказом от
ответственности, празднество "жизни без будущего" - в рамках
которого рекой лилась водка (а точнее, разведенный спирт) и кровь.
(Ну, и нефть за рубеж под видом "скважинной жидкости".) И при этом
практически все - от "чиновных воров" до "простых алкоголиков"
- дружно ненавидели "совок" и не хотели бы туда вернуться.
(Собственно, именно в этом и лежит секрет "выигрыша Ельцина" в 1996
году. В том смысле, что после фактической победы Зюганова в
первом туре выборов "постсовки" - от бандитов и челноков до
популярных артистов и режиссеров - просто оцепенели от ужаса. И
готовы оказались на все, лишь бы "советский кошмар" исчез.)
Впрочем, это все - а равно и то, почему же этот "праздник свободы",
все же завершился - надо рассматривать уже отдельно...
|
</> |