Антисоветизм - как бегство от ответственности

топ 100 блогов anlazz08.06.2023

На самом деле в прошлом посте был затронут достаточно интересный - с моей точки зрения - вопрос, который значительно выходит за рамки текущей ситуации. А именно: разность в мышлении советских и антисоветских личностей, прекрасно объясняющая то, почему антисоветчики - несмотря на все свои декларации - могут только портить и гадить. Дело в том, что дихотомия "советское/антисоветское" в первом приближении соответствует дихотомии "ответственное/безответственное".

Да, именно так: сама ненависть к "совку" и отрицание его достижений вытекает именно из этого - из желания никогда не иметь ответственности за свои решения. Это, кстати, очень забавно выражалось в свое время - через апологию "Хозяина". В том смысле, что позднесоветские очень любили говорить: тут все плохо, потому, что "Хозяина нет". (Именно так, с большой буквы.) Под этим полагалось, что отсутствие владельцев у тех или иных объектов ведет к отказу от их содержания и даже к их разрушению. ("Почему в парке скамейки разрушены - потому, что Хозяина нет". "Почему на заводе оборудование изношено - потому, что Хозяина нет". Ну и т.д., и т.п.)

Про то, что, собственно, каждый житель города может предотвратить разрушение скамеек "хулиганами", равно как любой работник, в общем-то, просто обязан аккуратно относиться к оборудованию, в данном случае умалчивалось. Равно как умалчивалось и о том, каким же образом гипотетический "Хозяин" будет решать данные проблемы - если, например, в текущем варианте на это нет ресурсов. (Скажем, если нет возможности регулярно менять станки на новые.) Ну, а про то, что в реальности "настоящие хозяева", придя к власти, очень часто просто закрывали заводы и оборудование сдавали на металлолом - а если и оставляли, то заставляли рабочих использовать его на износ - разумеется, можно и не упоминать.

Но последнее - в смысле, реальное поведение настоящих "хозяев" - это уже несколько другой вопрос. Тут же можно только еще раз сказать, что подобный момент прекрасно показывает, что жители позднего СССР отчаянно хотели "спихнуть с себя" ответственность на какие-то "третьи инстанции". Впрочем, что уж тут говорить - это началось отнюдь не в 1988 году, а, как минимум, лет на 10-15 раньше. В том смысле, что уже тогда советские граждане начали очень активно "сторониться" любой общественной деятельности - разных комсомольских, партийных, профсоюзных собраний - стремясь свести все это к чистому формализму. (Как там в фильме "Афоня": поставить на вид - и идти по домам хоккей смотреть.)

И - что особенно забавно - при этом любили говорить про "бюрократизм" и "отсутствие демократии", хотя именно указанные механизмы и представляли собой способ преодоления этого "бюрократизма" и приобретения народом реальной власти. (Советская власть, вообще - даже если не брать Партию - была крайне демократична. Но об этом так же надо говорить уже отдельно.) Тут же, продолжая указанную тему, можно только сказать, что указанное "бегство от ответственности" - и на производстве, где большая часть сознательно "низводила" себя до "простых исполнителей", и в "общественной жизни", к 1980 годы воспринимаемой, как чистая обуза - на деле не могло ни породить известное стремление к "обретению Хозяина". То самое, которое так характерно проявилось через десять лет.

Вершиной этого, разумеется, можно считать идею "сдачи в плен" Западу, дабы "он нас кормил", "строил дороги" и т.д. (Как сказал классик: "если бы умная нация завоевала бы глупую". Ну да: знаменитый мем "пили бы баварское" - который возник где-то во второй половине 1980 годов. Конечно, даже в это время мало кто решался прямо его "озвучивать": все же идея отказа от независимости звучало слишком резко даже тогда. Да и старшее поколение в это время было еще достаточно "в силе", дабы прямо "воздействовать" на своих неразумных детей и внуков, если бы те сказали что-то подобное. Однако сути данный момент не меняет.

Потому, что он не отменяет того, что жители позднего СССР отдали бы все ради превращения в "настоящих европейцев". (Про США, понятное дело, речь вести не стоит - в то время эта страна воспринималась, как в прямом смысле "Блаженный Валинор". Т.е., что-то невообразимо прекрасное - и поэтому очень труднодоступное.) И если бы Европейский Союз решил, например, "пригласить" к себе РФ, то последняя в 1990 годы приняла бы это приглашение безо всяких условий. (К счастью, ЕС - как более-менее целостное образование - возник лишь в конце 1999 года, с введением "евро", и поэтому данной участи удалось избежать.)

То есть, проще сказать, главной идеей "позднесоветского" была идея "продаться" - даже по сниженной цене. Потому, что быть свободным - то есть, иметь ответственность за то, что делаешь - это чистое зло, которое не имеет ценности. Другое дело, что никто не думал, что цена этой "продажности" будет такой низкой - а часто и вообще никакой. В том смысле, что за отказ от собственной субъектности не только ничего не заплатят, но и - часто - могут даже и убить. Как это случилось с "чуждым" населением в т.н. "национальных республиках". Где пресловутых "националистов" часто именно "неместные" (русские) встречали цветами для того, чтобы они "стали княжити и владети" - и получали то, о чем сказано выше. (В лучшем случае - положение "лиц второго сорта", в худшем же - прямую резню.)

Потом это объясняли "дикостью и отсталостью": дескать, мы к ним со всей душой, а они... Но понятно, что эта "дикость и отсталость" - объяснение ложное. (На самом деле все обитатели СССР имели примерно одинаковый уровень развития. Более того - часто главные "резуны" имели высшее образование и т.д., вплоть до ученой степени.) Потому, что в реальности именно такая реакция на "добровольный отказ" от субъектности и является нормальной: тот, кто захотел быть рабом, не достоин, как минимум, уважения. (А как максимум - и жизни.)

Впрочем, ладно - тут мы уже достаточно вышли за рамки указанной темы. Поэтому - возвращаясь к тому, с чего начали - стоит только отметить, что и в условиях "начавшегося рынка" положение изменилось не сильно. Точнее сказать: оно тогда стало совсем уж очевидным. В том смысле, что если чем и может характеризоваться та же "Россия 1990 годов" (на самом деле можно брать любую республику) - так это какой-то фантастической безответственностью, пронизывающей все и вся. Начиная с отношения к собственному здоровью: такого "антиздорового образа жизни", который был тогда, не видели ни до, ни после. И заканчивая государственной политикой: пьяный - простите - президент (с маленькой буквы) страны, справляющей открыто нужду на колесо самолета или лезший дирижировать оркестром, это... ну, даже не "фейспалм". Потому, что там не лицо закрыть хотелось, а просто бежать прочь от этого стыда.

Можно только еще раз напомнить - хотя выше уже было об этом сказано - что забавно, конечно, получилось в связи с "хозяевами". В том смысле, что начав "хозяйствовать", они, прежде всего, начали все "дербанить" и разрушать - ради ничтожной личной прибыли уничтожая дорогостоящие структуры. Впрочем, самое забавное тут даже не это - а то, что все, что данная "политика" давала, то активно "вывозилось вовне", в "настоящие страны". Где и вкладывалось в "настоящие ценности", управляемые "настоящими людьми". (То есть, наши "новораши" прекрасно понимали, что как управленцы и бизнесмены они сами - полное дерьмо.) 

 Сейчас, кстати оказалось - ну, см. сказанное выше про тех, кто добровольно решил отдать субъектность. Но тогда никто об этом не думал: тогда на самых "верхах" господствовала "максима антисоветизма", гласящая о том, что "жить надо здесь и сейчас". И, разумеется, получать все "плюшки" здесь и сейчас, не думая о будущем. Поэтому страна, буквальным образом, просиралась - по другому не скажешь - обменивалась на ничтожные со всех точек зрения "предметы потребления". (Условно говоря - вместо инфраструктуры и воспроизводства средства тратились на "видаки" и "мобилы". Которые уже лет через пять стали никому не нужны.)

Однако именно это и было мечтой позднесоветского человека - человека, который, как уже не раз говорилось, решил "забить на будущее". ("Живи быстро - умри молодым" - это лозунг не только маргинальной молодежи, но и, практически, всех жителей бывшего СССР. Начиная с бандитов, роскошные надгробья которых быстро украсили местные кладбища, и заканчивая "банкирами", взрываемыми в своих роскошных машинах с поразительной регулярностью. Начиная с алкашей - которые очень быстро превращались в бомжей, и заканчивая "чеченскими боевиками" со всеми вытекающими последствиями. Ну и т.д., и т.п.)

Короче: это было "пиршество", буквальное упивание отказом от ответственности, празднество "жизни без будущего" - в рамках которого рекой лилась водка (а точнее, разведенный спирт) и кровь. (Ну, и нефть за рубеж под видом "скважинной жидкости".) И при этом практически все - от "чиновных воров" до "простых алкоголиков" - дружно ненавидели "совок" и не хотели бы туда вернуться. (Собственно, именно в этом и лежит секрет "выигрыша Ельцина" в 1996 году. В том смысле, что после фактической победы Зюганова в первом туре выборов "постсовки" - от бандитов и челноков до популярных артистов и режиссеров - просто оцепенели от ужаса. И готовы оказались на все, лишь бы "советский кошмар" исчез.)

Впрочем, это все - а равно и то, почему же этот "праздник свободы", все же завершился - надо рассматривать уже отдельно...


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
С некоторых пор мой журнал переходит в режим закрытости, тк появились недоброжелатели,к сожалению.... Давайте знакомиться и дружить)))) Меня зовут Ксю. Мне 22 года. Моего мужа зовут Сережа.Ему 26 лет. Моего сына зовут Марк.Родился 1 января 2011 года. Еще у ...
Рато де Токс разумно ткавшая чужую реальность, нередко забывала о свой собственной: то петельки у нее спустятся, то болезнь странная нахлынет, и вот уже она сидит в кресле, укутанная по самый нос мягким пледом и спит. А спать Рато де Токс в такие моменты могла долго, ибо смысла просыпаться ...
http://synthesizer.livejournal.com/Третьего дня стою я в очереди за какими-то макаронами или ...
Ужасно боялся, что сейчас будет признание в любви и вся милота слетит в банальную драму, но нет. Отлично тут всё-таки выстраивают сцены (ессно, отсюлка к классическому "Порыв ветра. лепестки сакуры" - и все понимают, что за этим последует). И всё равно красиво. ...
Ее звали Таисет, рожденная госпожой Таанемахбит, и жила она в конце 12 века до н.э. Видимо, была причина, по которой она пошла к храмовым магам и заказала себе амулет «от всякого умершего и всякой умершей, от любого духа проклятого – мужского и женского». Для того, чтобы умершие и их ...