Адюльтер на прогулке от Дюрера. Из старых выставок в музее Ханенко
vitaviktoria — 02.11.2021Альбрехт Дюрер был очень плодовитым художником. Помимо множества живописных полотен и рисунков он создал 374 ксилогравюры и 83 гравюры на меди. Печатная графика стала для него верным средством заработка.
Не связанный требованиями, которые предъявляли заказчики живописных произведений, Дюрер мог свободно воплотить все свои замыслы именно в гравюре. Помимо традиционных библейских и новых античных, Дюрер разрабатывал в гравюре и бытовые сюжеты.
Влюбленные прогуливаются среди прекрасной цветущей природы. Юноша широким жестом указывает девушке на красоту пейзажа. Между тем за ними наблюдает Смерть с песочными часами, которые безжалостно отсчитывают минуты их жизни.
В сцене есть намеки, понятные современникам Дюрера. Так размещения меча не на боку, а спереди, выдает сексуальные желания парня. Головной убор женщины свидетельствует, что она замужем.
В общем, Дюрер рассказывает нам о банальном адюльтере, который, скорее всего, не был редкостью даже в весьма пуританской Германии того времени.
С этой гравюрой посетители музея могли познакомиться два года назад в рамках выставки, посвященной великому немецкому художнику. Гравюры приехали на нее из Харькова. В 1805 году в собственность Харьковского университета поступило 2477 графических работ. Коллекцию, принадлежавшую русско-немецкому историку и философу Фридриху Аделунгу, приобрел основатель университета Василий Каразин.
Собрание графики, предназначавшееся для рисовальных классов университета, впоследствии и стало первой коллекцией, с которой началась история Харьковского художественного музея. Гравюры Дюрера – на дереве и металле – занимали в ней центральное место.
К началу Второй мировой войны собрание музея насчитывало около 75 тысяч экспонатов. Однако оно не было включено в план эвакуации, поэтому удалось вывезти лишь самые ценные экспонаты. После войны в фондах музея осталось всего 48 графических листов.
|
</> |