Абсолютно неверное представление об обществе
anlazz — 25.04.2024 Встретил сегодня на "главной ЖЖ" пост, в котором было сформулировано - как бы это сказать поделикатнее: абсолютно неверное - но при этом крайне популярное - понимание действительности. Выглядит это - честно сказать - наподобие того, как если бы известное выражение о том, что "Луна делается из сыра" принималось бы всерьез, и обсуждали на астрономических конференциях. (Причем, с приведением "доказательств" в виде изображений спутника нашей планеты, реально напоминающих сыр.)Вот это утверждение: "...нынешняя власть строит неофеодальное, сословное общество. Неофеодализм - это когда базис постиндустриальный, а надстройка феодальная..." (Ссылку давать не буду, потому, что а) нет смысла пиарить очевидную глупость; б) подобные "идеи" высказывались очень и очень часто в самых различных местах.) Тут прекрасно все - и отсылка к тому, что "власть строит неофеодальное общество", и то, что "базис постиндустриальный". Потому, что и первое, и второе являются "пустыми понятиями" изначально - на фоне чего даже доказывать о том, что "в РФ нет неофеодализма" и "в РФ нет постиндустриала" не имеет смысла.
Почему? Да потому, что тот же феодализм - а понятие "неофеодализм" однозначно должно воспроизводить большую часть феодальных подсистем - это вполне конкретное устройство общества на совершенно определенной стадии его развития. Для которого характерны вполне конкретные же качества - например, традиционное сельское хозяйство в качестве базиса. Всё! В том смысле, что если базис иной, то никакого "феодализма" (даже "нео") быть не может. Потому, что вся феодальная система - начиная с "вассалитета" и заканчивая религией - опирается именно на это.
На то, что "базис" тут полностью автономен. Еще раз: крестьянину, в общем-то, "пофиг" на весь внешний мир, у него 90% производственной деятельности сосредоточено в пределах семьи, 10% - в пределах общины. (Мiра, цеха для ремесленника.) Больше ничего для него - по сути - не нужно. (Даже железо может получаться в сельских кузницах из болотных руд. Но даже если железо - и соль - закупаются извне, доля этих "ресурсов" в общем трудовом процессе незначительно.) Поэтому всё "большое общество", всё государство для феодализма - это не просто надстройка, а, по сути, паразитическая надстройка, которая только отчуждает у него прибавочный продукт - и все. (Это упрощение - на самом деле государство еще и защищает крестьян от набегов кочевников, например, но в данном случае указанное не важно.)
Поэтому вся "большая история" на непосредственно производственный процесс при феодализме не влияет. Ну, в самом деле, какая разница крестьянину в том, кем его "считают сверху" - католиком или гугенотом - в плане того, как пахать землю? Меняются царства, религии, про династии и прочие политические мелочи и говорить нечего - а крестьнин пашет, пашет, пашет... Надо ли говорить о том, что сейчас, в современно мире, в современной РФ ситуация полностью обратная. Потому, что сейчас как раз любая - даже небольшая - "политическая загогулина" может обрушить всю производственную систему.
Ну да: мы помним, как в начале 1990 годов пришли Гайдар с Чубайсом и решили - "нафиг нам наши дерьмовые станки". И осталась РФ почти без станков. (Сейчас восстанавливаем, но медленно.) Или, скажем, во время правления господина Медведева решили: "нафиг нам наши дерьмовые самолеты", и почти убили авиастроение. (И автомобилестроение заодно.) То есть, в отличие от прошлых тысяч лет сейчас политика и производство связано очень жестко. Более жестко, ИМХО, нежели даже во времена "классического капитализма". (Тогда да, вопрос о том, кто "при власти" - виги или тори - так же мало влиял на работу заводов. В отличие от, например, "эпохи Рейгана", когда именно решениями руководства "Стальной Пояс" США превратился в "Ржавый Пояс".)
Итак, у нас сейчас что угодно - на самом деле, конечно не "что угодно", а достаточно специфическое и неожиданное с т.з. большинства устройство - но не "феодализм". ("Нео" или не "нео" - не важно, если в базисе тут кардинальная разница.) Но ведь автор приводимого высказывания на указанной ошибке не останавливается, а лезет (со своей дурью) дальше, и объявляет указанный базис... постиндустриальным. Хорошо еще не помянул про "нефтяную экономику" - это был бы "тройной тулуп" глупости. ("Нефтяной постиндустриальный неофеодализм" - звучит однако. Впрочем, и "постиндустриальный неофеодализм" - неплохо.)
Потому, что даже "невооруженным взглядом" можно с легкостью понять, что основа производственного механизма не сильно изменилась по отношению, например, к тем же 1980 годам. Потому, что стоят точно такие же заводы, точно такие же поля, на которых пашут трактора, точно такие же нефте и газопроводы, бурильные установки, башенные краны, железнодорожные и автомобильные пути, ну и т.д. и т.п., как во времена "кондового индустриала". Более того - даже ожидаемых тогда (в период "кондового индустриала") автоматических безлюдных заводов еще нет. Есть отдельные автоматические линии - но они (тада-а-а-м!) были и в ...1930 годы!
Про различные "наносборщики" - способные получать "всё из ничего" - и говорить нечего: они вряд ли возможны в ближайшие лет 500! (Собственно, и полностью роботизированные комплексы... впрочем, ладно. Речь тут не об этом.) То есть, у нас есть совершенно индустриальная производственная система - ну да, механизированная и автоматизированная, но не более того - и она, по сути, является базисом. Вся же пресловутая "сфера услуг" на деле выступает лишь способом распределения произведенного индустрией продукта - включая и пресловутых "айтишников". (Те из которых, кои прямо не встроены в "индустриал", лишь способствуют реализации его продуктов. Так, как, например, программы для смартфона нужны для ... продаж смартфонов.)
То есть, самостоятельной ценности все это не имеет: если остановить заводы и инфраструктурные системы в стране - страна не сможет существовать. Если же убрать - например - всю не связанную с производством "IT-сферу", не случится ничего. Поэтому да: и РФ, как таковая, и весь мир может рассматриваться исключительно, как "мир индустриального производства". Разумеется, не "неофеодального", а самого, что ни на есть капиталистического...
Впрочем, нет! И вот тут мы и подходим к наиболее важному. К указанию на то, чем же является текущее общество. Потому, что есть в нем нечто такое, что, в общем-то, реально выводит за рамки "стандартного капитализма": например, важность человеческих ресурсов. Напомню, что при капитализме - как и при других классовых системах, в общем-то - работники есть "бросовой ресурс", которого как грязи. (Это угля или железа может не быть - а людей всегда навалом, как крыс.) Поэтому да, люди тут обязаны конкурировать за "право работать". Сейчас же оного нет - и даже пресловутые "гастарбайтеры" погоды не делают. (Потому, что гастарбайтер может выполнять "простую работу", если же его учить на сложную... в общем, он становится таким же "дорогим ресурсом", как и все остальные.)
Отсюда да, вытекают некие отличия от "классики" - но эти отличия идут не в "прошлое", в более примитивные системы. (Феодализм, рабовладение.) А в будущее, в социализм - можно сказать, что сейчас капитализм со значительными социалистическими элементами. Хотя, если честно, если сосчитать эти "элементы", то можно увидеть обратное: то, что "социалистичность" текущего общества может ... превысить его "капиталистичность". Но понятно, что обо всем этом надо говорить уже отдельно...
P.S. Ну, а то, что на деле социализм может иметь некие "внешние сходства" с феодализмом - реально, потому, что диалектика, отрицание отрицания и все такое. Но понятно, что оперировать в данном случае "феодальными моделями" невозможно.
P.P.S. И конечно же, очень странно видеть в случае прямых преступлений - то есть, коррупции, использования должностного положения в личных целях - элементы "феодализма". Потому, что, во-первых, это есть - и было - при всех капиталистических системах. А, во-вторых, это сейчас всегда осуждается и опровергается - да, преступные системы могут крайне эффективно это блокировать, на то они и преступные системы. Но нормой данное не является однозначно!