А пощупать можно?
mindspotter — 19.08.2022 Бомба и ООН.Зацепился взглядом за вот эту короткую ремарку. Вторая половина коей исполнена в духе Пинкера:
Именно эта, вторая половина вызвала сразу несколько возражений в комментариях. Комментирующие сумели усомниться и в фактической достоверности, и в логической обоснованности этого замечания.Конечно, судить по комментариям об общественных настроениях нельзя. Эта ссылка - не доказательство, а иллюстрация.
Идея общественного прогресса часто встречает неприятие, причём обычно - сильное неприятие. В отличие от идеи прогресса технического - при том, что, вообще говоря, и в том и в другом случае идея строится на нашем восприятии концепции прогресса как таковой.
Попробую дать другую иллюстрацию, перекликающуюся с давешним разговором. Вот два утверждения:
Появление атомной бомбы спасло мир от новой разрушительной войны в духе Второй мировой.
Появление ООН спасло мир от новой разрушительной войны в духе Второй мировой.
Оба этих утверждения одинаково - плохо - обоснованы. На мой, конечно, взгляд. Однако, первое воспринимается как общее место, и человек, делающий подобное высказывание, может рассчитывать на заслуженную порцию подкрепляющих лайков от довольной аудитории. Второе же - верный способ вызвать не возмущение даже, а гогот. Благоглупость же.
Собственно, именно так многие и реагируют на рассказ о книге Пинкера. Концепция "Долгого мира", помещённая в контекст истории об общественном прогрессе, вызывает почти естественное стремление доказать, что никакого "Долгого мира" и не было. А концепция "миротворящей бомбы", построеная вокруг того же самого наблюдения за международными отношениями после 1945 г., кажется более чем убедительной.
Почему идея общественного (или, тем паче, этического) прогресса встречает гораздо больше возражений, чем идея прогресса технического? Вариантов может быть несколько, и в целом это достаточно сложный и интересный вопрос Однако, можно предположить, что одним из факторов - возможно, главным - является то, что технический прогресс во многих своих проявлениях доступен чувственному восприятию. Общественный же прогресс, напротив, требует восприятия абстрактного, поскольку это - явление мира нематериального. Общественный прогресс нельзя пощупать. Посему думающая публика склонна сомневаться в его существовании.
|
</> |