рейтинг блогов

3 июня 1973 года. Катастрофа советского Ту-144 на авиасалоне в Ле-Бурже

топ 100 блогов vitalidrobishev03.06.2021 3 июня 1973 года. Катастрофа советского Ту-144 на авиасалоне в Ле-Бурже
Сверхзвуковой пассажирский самолет ТУ 144

3 июня 1973 года первый в мире пассажирский сверхзвуковой авиалайнер Ту-144, выполнявший демонстрационный полет на авиасалоне в Ле-Бурже, разбился на глазах у 250 тысяч зрителей.
Это была первая в истории авиакатастрофа сверхзвукового пассажирского лайнера и одна из самых публичных катастроф в истории авиации. Вряд ли можно насчитать много случаев, когда крушение самолета происходило на глазах у большего количества людей.

Ту-144 должен был стать главной гордостью советской авиации. Тем более что это был фактически первый сверхзвуковой пассажирский авиалайнер.
Хоть он и разрабатывался одновременно с «Конкордом», свой первый испытательный полет советский самолет совершил на два месяца раньше.
Главной изюминкой авиасалона в Ле-Бурже, проходившего в 1973 году, стало неформальное состязание «Конкорда» и Ту. Первым выступал «Конкорд»: французским летчикам удалось поразить зрителей, совершив необычный трюк — самолет приземлился на взлетно-посадочную полосу, после чего резко взмыл в воздух практически вертикально.
Советские пилоты не могли ударить в грязь лицом после такого, и, по одной из версий, к аварии привела попытка совершить какую-то фигуру высшего пилотажа.

Отлетав свою программу, Ту-144 снизился до 120 метров и вновь резко начал набирать высоту, но, поднявшись чуть выше километра, свалился в пике.
Экипаж пытался экстренно исправить ситуацию, но самолет был еще не совсем доработан и не выдержал нагрузок, рассыпавшись на части на высоте около 280 метров, на глазах у четверти миллиона зрителей. Обломки упали на городок по соседству — погибли 8 человек.

3 июня 1973 года. Катастрофа советского Ту-144 на авиасалоне в Ле-Бурже

Все были потрясены, ведь ничто не предвещало катастрофы. Самолетом управлял опытнейший экипаж, самому молодому из летчиков было 33 года. Командиром был заслуженный летчик-испытатель Михаил Козлов, Герой Союза.
СССР и Франция сформировали комиссию по расследованию аварии, но работа быстро зашла в тупик — выяснилось, что бортовые самописцы не включили перед полётом.
Следователям оставалось только выдвигать гипотетические версии.
По одной из версий, которая достаточно быстро была отметена как сомнительная, к аварии привела ручная видеокамера, находившаяся в руках у одного из членов экипажа, который должен был вести съемку из кабины. Она якобы выпала и заблокировала штурвал. Однако ни единой улики в пользу этой теории так и не нашли.



Поскольку показания самописцев отсутствовали, комиссия вела расследование по многочисленным фотографиям и видеозаписям, сделанным зрителями, ведь крушение произошло практически в прямом эфире.
В итоге комиссия не смогла установить точную причину аварии, выдвинув лишь несколько гипотез: французский «Мираж», который пролетал недалеко от Ту, чтобы снять самолет, и этим мог дезориентировать пилотов, попытка экипажа совершить некий маневр, чтобы удивить зрителей, недоработка отдельных конструкций самолета, не выдержавших нагрузок.

Тем не менее в СССР все же довели дело до конца и несколько лет спустя сверхзвуковой самолет начал работать на пассажирских маршрутах.
Однако летал он лишь немногим более полугода. Главной причиной отказа от использования подобных лайнеров в СССР стала их нерентабельность.
На западе «Конкорд» обслуживал в основном бизнесменов и других обеспеченных людей, которые ценили свое время и могли заплатить высокую цену за билет, чтобы поскорее долететь до пункта назначения.

В СССР таких людей не было, а стоимость билетов, даже с учетом наценки, не позволяла окупать рейсы. «Конкорд» летал почти 30 лет; его советский конкурент совершил 55 пассажирских авиарейсов, после чего навсегда ушел в историю, оказавшись ненужным.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Европейские синоптики предупредили, что "ад грядет" с рекордной жарой из-за обрушившейся на континент тепловой волны, которая вызвана 2 000-мильным шлейфом горячего воздуха, получившим название "Сахарский пузырь", который выдувается из Африки необычно сильным струйным потоком. Температура ...
Доброго ночера:)        Отправлялась сегодня на работу бодрой и ...
Пора начинать подводить итоги года. Не буду говорить о плохих событиях и потерях, с этим мы справляемся, держим в памяти. А  вспомним то, что радовало, было впервые, и осталось в памяти, фотографиях светлым и радостным. Напишу о театральных событиях. Те, кто живет в больших городах, ...
17 мая (Петра) - Личный состав 40-й Королевской бронетанковой бригады имени короля Хусейна бен Талала Центрального военного округа в среду вечером чествовал Его Королевское высочество наследного принца Аль-Хусейна бен Абдаллу II, который служит помощником командира танковой роты во Втором ...
Французская компания DCNS на верфи в Сен-Назере спустила на воду первый десантный вертолетоносный корабль-док типа «Мистраль», строящийся в интересах ВМФ России. Как сообщает РИА Новости, корабль, получивший имя «Владивосток», позднее будет переведен в Россию на петербургский завод ...