рейтинг блогов

29 сентября 1939 г. М-30

топ 100 блогов andrei_bt29.09.2021 29 сентября 1939 года М-30 была принята на вооружение под официальным наименованием «122-мм дивизионная гаубица обр. 1938 г.»


29 сентября 1939 г. М-30


29 сентября 1939 г. М-30


До наших дней в строю и еще себя покажет.

29 сентября 1939 г. М-30
Сирия. Наши дни.

29 сентября 1939 г. М-30

122-мм гаубица обр.1938г (М-30) является, без преувеличения, целой эпохой в современной артиллерии. Именно о ней маршал артиллерии Г.Ф. Одинцов сказал, что «лучше нее ничего не может быть».

Предпосылки создания гаубицы М-30
122-мм калибр дивизионной гаубичной артиллерии был выбран  специалистами того времени как минимально необходимым для разрушения фортификационных сооружений противника. Боевой опыт Первой мировой и Гражданских войн подтвердили правильность этого решения. Уже к середине 30-х годов прошлого века, в свете развития военного дела и взятого курса на моторизацию и механизацию Рабоче-крестьянской Красной Армии, возникла необходимость создания системы на лафете с раздвижными станинами и подрессоренным колесным ходом с резиновыми шинами. Еще одним требование стало повышение мобильности за счет буксировки механической тягой со скоростью 50км/ч и улучшение возможностей по маневру огнем в горизонтальной плоскости. Артиллерия должна была стать неотъемлемой частью войсковых формирований различного уровня, особенно для тех из них, где сочетание высокой тактической и оперативной подвижности с ударной мощью было в числе основных приоритетов. От новых систем ждали больших возможностей по маневру огнем и колесами.

Работа над новым проектом дивизионной гаубицы
 С этого момента и начинается собственно история М-30. Разработку новой 122-мм гаубицы Совет Труда и Обороны СНК СССР возложил на Уралмашзавод, однако к ее проектированию приступили еще и на Мотовилихинском заводе в г. Пермь, где в то время работал Федор Федорович Петров. Он сам увлекся идеей создать лучшее в мире орудие. Коллеги Петрова по опытному КБ на Мотовилихе рассказывали, что Федор Федорович стал задерживаться на работе до поздней ночи, работал и в выходные дни. Сначала трудился один, потом увлек своей идеей нескольких наиболее способных и талантливых конструкторов. Многие варианты конструкторских систем новой гаубицы прорабатывались уже коллективно. Среди создателей гаубицы М-30 стоит перечислить нескольких талантливых техников-конструкторов: Сергей Николаевич Дернов  разработал чертежи ствола и люльку орудия, Александр Яковлевич Дроздов разработал тормоз отката с компенсатором, Николай Григорьевич Кострулин – чертежи боевой оси, подрессоривания и уравновешивающего механизма. Проектирование вели с большим подъемом, ряд требований был даже перевыполнен. Петров наметил и осуществил много оригинальных решений. На сборочном чертеже гаубицы М-30, вычерченном в масштабе, на кульмане Петрова все становилось ясным. На своем чертеже он решал и проверял компоновку и схему, а больше всего самым действенным он считал посмотреть деталь, узел в натуре. Конструктор-разработчик свой агрегат должен был разработать в заданных габаритах и весе. За каждый килограмм веса гаубицы шла борьба. Петров был неумолим и требовал от всех, кто с ним работал по М-30, считать и проверять десять раз и находить приемлемое решение.
На Мотовилихинском заводе в короткий срок была создана современная 122-мм гаубица с углом возвышения 65◦, горизонтальным углом наведения 49◦, двухстанинным раздвижным лафетом, а вес опытного образца составил всего 2200 кг! Надо сказать, что еще при обсуждении проекта профессор артиллерийской академии им. Дзержинского Н.А. Упорников заявил: «Если конструкторы создадут гаубицу такого веса, это будет большим достижением в артиллерийской технике». И вот такую гаубицу создали конструкторы Мотовилихи.

Смотр артиллерии и первые испытания
Накануне 1 мая 1938 года на стрелковом полигоне недалеко от железнодорожной станции Голутвино проходил знаменитый смотр артиллерии, минометного и стрелкового вооружения. Фактически там подводились итоги выполнения постановлений ЦК ВКП(б) по перевооружению красной Армии современной артиллерией. Руководители Артиллерийского Управления наглядно показывали, какими системами будет заменяться старое артвооружение. Мотовилихинский завод на этот смотр представил в первых рядах опытные образцы М-30 и М-10, а за ними серийные – 122-мм гаубицу образца 1910/30гг и 152-мм гаубицу образца 1909/30 гг., 152-ммгаубицу МЛ-20 и 122-мм пушку А-19 на лафете МЛ-20.
Опытный образец гаубицы М-30 осмотрели Ворошилов К.Е., Каганович М.М. и маршал Советского союза Буденный С.М.  Когда тов. Буденному показали, как гаубица устанавливается на три точки, он весело заметил:  «Ишь, ишь танцует, как балерина». От орудия у Буденного осталось хорошее впечатление. Позже выставку осматривал высший командный состав РККА,  К.Е. Ворошилов, М.И. Калинин, А.А. Жданов, во главе с И.В. Сталиным.  И.В. Сталин, выслушав доклад о гаубице М-30 и осмотрев ее, сказал: «Это вполне современное орудие». В тот же вечер на Мотовилихинский завод пришла телеграмма:  «К осени 1938г изготовить на войсковые испытания четырехорудийную батарею М-30».
Уже летом 1938 года опытный образец гаубицы М-30 испытывался стрельбой и возкой на Ржевском полигоне ГАУКА. Гаубица за боевые, конструктивные данные и за простоту в обслуживании получила хорошую оценку на полигоне, а также у красноармейцев артиллеристов и у членов войсковой комиссии, проводившей испытания гаубицы в зимнее время. Все огневые задачи она решила на отлично. Да и какие еще оценки можно выставлять, если снаряды попадали точно в блиндаж на расстоянии 11 км?
В январе 1939 г. войсковые испытания гаубицы М-30 закончились с положительным результатом. Главное Артиллерийское Управление предложило Наркомату обороны принять М-30 на вооружение. И 29 сентября 1939 года М-30 была принята на вооружение РККА под наименованием «122-мм гаубица образца 1938 г.»
Разработку пермских конструкторов передали на Уралмашзавод для организации крупносерийного производства: в четвертом квартале 1939 г. следовало изготовить первые 64 орудия.

Источник - http://www.zavod9.com/index.php?pid=100345


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
...в связи с повышенным вниманием пишуще-читающей челябинской публики к проблемам очистки дорог от снега и льда сегодняшний дорожный отчёт про автопробег Че - Гай будет как раз именно с таким вот уклоном, снегоуборочным. КДПВ - рассвет на дороге Че - Троицк Выехали в начале девятог ...
А вот представим себе, что должен остаться только один. То есть надо будет выбрать лидера революции, за которым на цепи ОМОНа пойдут под "Варшавянку". Первый тур. Кого вы, дорогие читатели, предпочли бы из этих двух? Божена: аль Борис: View Poll: ...
слушаю вот Анну Каренину, и вот что я вам скажу девочки. Слава, слава эмансипации. Атож как оно было. Шаг влево, шаг вправо и ты уже пропавшая женщина. ушла от мужа и живешь с другим мужиком - и к тебе в гости уже никто не ходит. осуждают! правда против ...
История, конечно, наука о прошлом, но и о будущем. Потому что помогает понять настоящее. Правда, мало кто умеет извлекать корни и делать выводы. Евгений Спицын, безусловно, умеет . ...
Этот торт, я думаю, не нуждается в представлении. Французский кофейно-шоколадный классический торт, по одной из нескольких версий, он был придуман шефом парижской кондитерской Dalloyau, и назван в честь парижской же Оперы. Где-то я встречала мнение ...