Абхазский Католикосат - Приложение 2

топ 100 блогов farisaios24.10.2015 Оглавление работы.

Максим II (Абашидзе), последний Абхазо-Имеретинский Католикос

Иеродиакон Давид (Сарсаниа)

8 июля 2004 года

RU». URL: http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/40692.htm[1].

В 1759 году по инициативе Имеретинского царя Соломона I (1751-1784) в Кутаиси был созван церковный собор под председательством Католикоса Западной Грузии Виссариона (1742-1769). На соборе присутствовали митрополиты: Чкондидский - Гавриил Дадиани, Гаэнатский - Иосиф Багратиони – брат царя Соломона I, Шемокмедский - Николай Гуриели, Цагерский - Григорий Дадиани, бывший Мровский - Иосиф Мачабели, Никорцминдский - Николай, Джуматский - Даниил, Ниноцминдский - Михаил, Цаишский, Греческий митрополит Герман, Бедийский - Максим Иашвили, а также архимандриты, иеромонахи, священники и диаконы.

Постановления собора были главным образом направлены на то, чтобы запретить торговлю христианами и пленными, оградить церковные вотчины от посягательств местных князей и владетелей. Первым постановлением собора явилось открытие в Кутаиси упразднённой архиерейской кафедры и избрание на неё епископом Максима Абашидзе. Второе решение – это обязательство для всех, посягнувших на принадлежащие церкви имения, вернуть их вновь церкви[2]. Это первое упоминание в грузинских исторических документах о Католикосе Максиме.

Вскоре после собора Максим был возведён в митрополита и сразу проявил себя как ревностный архипастырь в своей епархии. Он обязал Рачинского эристава Ростома, брата Католикоса Виссариона, вернуть земли, принадлежавшие кутаисскому храму Баграта. Эристав Ростом захватил эти земли после очередного турецкого ограбления Имеретинского царства. Слово митрополита Максима повлияло на него и он вместе со своими детьми написал «жертвенное письмо», где признал право церкви на владение прежними землями[3].

В 1761 году в Кутаиси был созван новый собор. Его вновь возглавил Католикос Виссарион. На соборе присутствовали митрополиты: Гаэнатский - Иосиф Багратиони, Чкондидский - Григорий, Кутаисский – Максим, Шемокмедский – Николай, Джуматский – Даниил, Бедийский – Максим, гость из Иерусалимской Церкви – архиепископ Симеон, настоятели монастырей, столпник Герман и миряне.

Собор решил возобновить упразднённую Хонскую епархию и поставить туда бывшего Мровского митрополита Иосифа Мачабели. Было также решено установить налог с крестьян в пользу воссозданной епархии в тех размерах, какие были в других епархиях[4].

Активно участвуя в политической жизни имеретинского царства Католикос Виссарион однако не был сторонником царя Соломона I. Он поддерживал своего родного брата Ростома Эристави - владетеля Рачинского княжества, а также Кацию Дадиани - владетеля Одишского княжества в их противостоянии царю Соломону I. В 1768 году Католикос Виссарион отправился с посольством к Ахалцихскому паше, чтобы склонить его на сторону мятежных князей и просить у него военной поддержки против царя Соломона I. Однако обстоятельства сложились так, что вместо помощи паша заточил Католикоса в крепость. Бежав оттуда, он не вернулся в Имеретию, а нашёл пристанище в Одиши у Кации Дадиани[5]. Вслед за этими событиями царь Соломон I, а также владетельные князья Одиши и Гурии: Кация Дадиани и Мамия Гуриели, найдя между собой согласие, отказались продавать людей в рабство Турции. Это вызвало враждебное отношение турецкого правительства к Имеретии[6].

Не признавая Католикоса Виссариона, находившегося в Одиши, Соломон I ставит в 1769 году на Католикосство своего родного брата Гаэнатского митрополита Иосифа Багратиони. Лишённый же власти Виссарион скончался 15 декабря 1773 года. Католикос Иосиф правил семь лет и помогал своему брату царю Соломону I в борьбе за укрепление его власти. Активно поддерживая книгопечатание, он был большим ценителем и собирателем книг. Значительную часть своей библиотеки он поместил в Гелатском монастыре[7]. Католикос Иосиф проявлял особую заботу о Гелати, он пожертвовал свои владения и построил крепостную стену вокруг монастыря. Пытаясь примирить царя с Рачинским князем Ростомом, он обязался гарантировать безопасность последнего на переговорах с Соломоном I. Но царь не сдержал своего слова и расправился с мятежниками. После этого случая Католикос перестал совершать богослужения, так как считал себя недостойным совершать Евхаристию. Он вскоре заболел и скончался в тридцать семь лет. Несомненно, что во всех делах Католикосу Иосифу помогал Гаэнатский митрополит Максим, находившийся постоянно с ним.

Проблемы в отношениях с Турцией подвигли царя Соломона I направить в Россию посольство, для заключения возможного союза и военной поддержки Имеретии в борьбе против захватчиков. В 1768 году было решено послать в Санкт-Петербург митрополита Максима, одного архимандрита и двух монахов, которые должны были представить все проблемы Западной Грузии на суд императрицы Екатерины II. Четырнадцатого марта 1769 года митрополит Максим подал в Петербурге в Комиссию Иностранных Дел “Записку об Имеретии”[8]. Двенадцатого июня того же года он был награждён подарками от императрицы и ему также была пожалована тысяча рублей[9]. В конце года послы вернулись обратно в Имеретию.

В 1776 году после смерти Католикоса Иосифа, 12 июня был избран на первосвятительское место Максим II Абашидзе. В истории абхазо-имеретинского Католикосата он был второй, кто носил такое имя. Максим I Мачутадзе управлял западно-грузинской Церковью с 1639 года по 1657 год.

Вскоре после вступления на престол Католикос Максим II взял у царя Соломона охранительную грамоту на право владения церковью землями. В 1776-1777 годах Католикос Максим посетил Гурию и Одиши. Он заставил правителей этих княжеств вернуть церковные земли и провёл суды, расследуя разные нарушения. Католикос восстановил в Гурии две епископские кафедры: Шемокмедскую и Джуматскую и лично беседовал по этому поводу с владетельным князем Георгием V Гуриели. Католикос обязал владетеля вернуть возобновлённым епархиям их земли и крепостных крестьян, а также возвратить Бичвинтской иконе Богоматери престол в Акети. В Нижней Гурии он образовал Хиноцминдскую епархию, однако она находилась на территории, подвластной туркам. В связи с этим Католикос поручил Мамуке Тавдгиридзе, взяв с него грамоту, позаботиться о ней, и со временем, когда эта земля будет освобождена от врагов, помочь её восстановлению и вернуть крестьян в ведение епархии. Для пребывания же епископа был выделен монастырь в селе Гамочинебули[10].

Тогда же Католикос Максим решительно выступил против пленопродавства, что как было уже отмечено, встречалось тогда во всех пределах Западной Грузии. Один из местных феодалов Кация Чичуа продал в руки турков крепостных крестьян, принадлежавших Бичвинтскому монастырю Пресвятой Богородицы. В одном из документов Католикос Максим говорит в связи с этим: «Пусть все искупленные кровью Христа знают, что Кация Чичуа крестьян Бичвинтской церкви, воспринятых в святой купели, насильственно продал османам. И так как он не побоялся Божией Матери, совершая это преступление, то я предал его проклятию, отлучил от церкви»[11].

В 1777 году, вслед за отлучением К. Чичуа, Католикос Максим собрал собор, где вновь были подтверждены определения по отношению к пленопродавству. Вследствие этого владетель Гурии, Георгий V Гуриели, обратился к Католикосу с тем, что: «Отлученного вами мы не будем принимать и не будем иметь с ним общения, ни есть с ним, ни пить, и будем смотреть на него, как на бешеную собаку, и сколько будет возможно, постараемся вредить ему. И если обещание это нарушу, то да буду связан вами и вашим собором»[12]. Католикос проклял за работорговлю и Мераба Лордкипанидзе, но последний дал обещание не продавать крестьян в руки неверных[13].

В 1778 году Католикос Максим выделил храм святого Георгия из Гелатского монастыря с тем, чтобы от него не взымался налог в пользу Католикоса. Заботясь о благочинии в своей церкви, Католикос Максим написал заповеди для пустынников. Заповеди были направлены к настоятелю монастыря Удабно, (что по-грузински означает пустыня), и Виссариону игумену монастыря Эркети. Эти заповеди представляют своего рода устав или нравственные предписания, где Католикос определяет, каким должен быть священнослужитель и как должны вести себя вообще христиане. Он поручает отцам-настоятелям проявлять заботу о пастве Джуматской епархии[14]. Устав Католикоса Максима распространялся на всю Западную Грузию.

В другом послании к жителям Гурии Католикос Максим призывает их оказывать всякую помощь святым обителям, находящимся в их княжестве[15].



[1] Грузинские Католикос-Патриархи. Тбилиси, 2000. С.168. (На грузинском языке).

[2] Пурцеладзе Д.П. Грузинские церковные гуджары (грамоты). Тифлис, 1881. С.137-139.

[3] Акты, собранные Кавказской Археографической Комиссией. Тифлис, 1866. Т.1. С.28.

[4] Пурцеладзе…Цит. соч. Гуджар от 1761 года. С.141.

[5] Грузинские… Цит. соч. С.163.

[6] Акты…Цит. соч. Т.1. С.56-57.

[7] Коридзе Т., Абашидзе З.Д. Абхазский Католикосат. Православная Энциклопедия. М., 2000. С.71.

[8] Цагарели А.А. Грамоты и другие исторические материалы XVIII столетия, относящиеся к Грузии. Спб., 1891. Т.1. С.31.

[9] Пальмов Н. Некоторые сведения о Католикосе Имеретинском и Абхазском Максиме II. Труды Императорской Киевской Духовной Академии. Киев, 1913. С.575.

[10] Гузинские…Цит. соч. С.169.

[11] Пурцеладзе…Цит. соч. Гуджар от 1776 года. С.151.

[12] Там же. Гуджар от 1777 года. С.152-153.

[13] Грузинские…Цит. соч. С.169-170.

[14] Бакрадзе Д. Археологическое путешествие по Гурии и Адчаре. Спб., 1878. С.338-340.

[15] Акты…Цит. соч. Т.1. С.62.

(Окончание следует)

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Долгожитель российского кабинета министров Сергей Шойгу всегда славился своей осторожностью. Но попав на пост главы военного ведомства, он столкнулся с теми же проблемами, что и его предшественник – Анатолий Сердюков. Во-первых, интриги лоббистов ВПК, которые стремятся отнять у ...
 обожаю такие "пупырчатые" труселя)))а вы какое белье ...
Этот сюжет очень популярен - благодаря двухсерийному фильму с прекрасной музыкой. Имелся и ещё один фильм - тоже неплохой, но гораздо менее популярный. А вот спектакль 1971 года мало кто помнит, хотя, все артисты в кадре - очень известные (Державин, Ширвиндт, Васильева). Итак, несколько ...
Вот в этом посте:  http://ukrainerussia.livejournal.com/1776426.html я  указал некоторые факты про ОУН-УПА установленные учеными-историками: 1.Половина УПА в 1943 г. - бывшие полицаи (проф.Качановский, ун-т Онтарио в Канаде, ун-т Гарвард в США). 2.Убийство 2800 жителей ...
 Косметика - не единственный путь к красивой и здоровой коже. Многое зависит и от того, что и как мы едим.  Вот перечень из 5 продуктов, наиболее богатых полезными для кожи веществами. Их можно есть или использовать для приготовления ...