28 июля 988. День крещения Руси. История празднование этой даты в России и СССР
vitalidrobishev — 27.07.202128 июля в России будет отмечается День крещения Руси. Во избежание путаницы стоит отметить, что эта дата чисто символическая, установленная в современная время, в 2010 году, депутатами Госдумы и приуроченная ко дню памяти крестителя Руси Владимира Святославича.
На самом деле же точной даты крещения Руси нет и быть не может. Христианизация России — достаточно длительный и болезненный процесс: принятие новой религии сопровождалось сопротивлением народных масс, как это обычно и бывает. Восстания волхвов происходили и спустя 50 лет после крещения, а отдельные волхвы упоминаются в летописях спустя несколько столетий.
Кроме того, до сих пор точно не известен точный год крещения Руси. Общепринятой датой считается 988 год, но есть и другие мнения. Например, считают, что Крещение произошло на год раньше. Также называются 990 и 991 годы. Но общепринятая в в истории точка зрения относит крещение к 988 году.
Крещение Руси впервые праздновалось на государственном уровне в Российской Империи, в 1888 году. Это празднование стало одним из крупнейших общественных событий правления Императора Александра III.
Мысль о праздновании 900-летия Крещения русского народа принадлежала киевскому митрополиту Платону, представившему Св. Синоду свой проект празднества еще в 1886 году.
Но Синод принял соответствующее постановление лишь в феврале 1888-го, во многом благодаря инициативе Санкт-Петербургского благотворительного общества во главе с министром внутренних дел Николаем Игнатьевым, которое добилось, чтобы празднование было не только киевским, но и всероссийским. Обер-прокурор Св. Синода Константин Победоносцев выступил с заявлением о том, что 900-летие Крещения Руси является настолько выдающимся юбилеем, что его следует признать событием не только для православной Руси, но и для всего православного мира.
Празднование Крещения Руси в Киеве в 1888 году
Торжественное празднование было назначено на лето и юбилейные торжества продолжались несколько дней - по всей стране 28 июля по н.ст., а в Киеве также 29-е и 30-е стали днями официальных торжеств.
Помимо Киева, центрами празднования 900-летия Крещения Руси стали также Петербург и Москва. Размах праздников вполне соответствовал статусу двух столиц. Москва, по мнению “Московских ведомостей”, была “после Киева первым русским городом, стяжавшим себе вечную славу насаждением и укреплением православия в России. Ввиду этого участие Москвы в праздновании девятисотлетнего существования православия в России имело такое же первостепенное значение, как и участие Киева”. В Санкт-Петербурге 900-летие Крещения России праздновалось с “подобающим величием” при участи Государя и членов Царствующего Дома.
900-летие должно было предвосхищать предстоящее празднование 1000-летия Крещения Руси. Киевский митрополит Платон сказал в те дни: “давно бы следовало праздновать, и если не молились Богу за сто лет после крещения, то отчего не поблагодарить Бога 900 лет после. Пусть это будет приготовлением к тысячелетию, как повечерие перед литургией”.
Празднование тысячелетия крещения Руси в 1988 году стало важной вехой в истории позднеперестроечной демократизации. Все же на государственном уровне в СССР прежде не праздновали религиозных праздников.
Первоначально масштабные торжества планировала устроить РПЦз. Православная церковь за границей считала именно себя наследником дореволюционного православия и находилась в весьма напряженных отношениях с московским Патриархатом.
Подготовка празднования началась в РПЦЗ за целых 11 лет до даты, когда была образована специальная комиссия по подготовке события. В 30-е годы РПЦз проводила торжества по поводу 950-летия крещения, так что опыт уже был.
Разумеется, в СССР не могли равнодушно пройти мимо этих приготовлений, тем более что церковь играла важную роль в послевоенной советской внешней политике, став дополнительным дипломатическим рычагом, а представлявший священническую дипломатию ОВЦС (отдел внешних церковных сношений) стал кузницей кадров для руководства РПЦ.
Поэтому еще при Брежневе в 1980 году было принято решение о масштабных празднованиях тысячелетия крещения Руси, что само по себе было достаточно необычно, ведь СССР всегда позиционировал себя в качестве атеистического государства.
Брежнев, будущий патриарх Алексий ll ( в центре) и дествующий в то время патриарх Пимен
Более того, Брежнев перед смертью распорядился передать церкви комплекс бывшего Даниловского монастыря, что само по себе стало сенсацией.
Пока шла подготовка, политическая ситуация в стране изменилась.
Начались Перестройка и Гласность, стало разрешено вслух говорить о перегибах и ошибках прошлого, вторая половина 80-х годов стала, пожалуй, самым необычным периодом в советской истории церкви.
Имидж православия России достиг пика, истории о гонениях большевиков на веру были в тренде, даже некоторые диссиденты сознательно принимали православие и становились верующими христианами из солидарности к некогда гонимым, но выстоявшим.
Весной 1988 года, незадолго до торжеств, Горбачев лично встретился с Патриархом и произнес речь, в которой назвал дату крещения важнейшей вехой в российской истории. Вскоре после этого из Оружейной палаты церкви был передан ряд конфискованных в советское время ценностей.
Буденный и Патриарх Пимен
Группу видных митрополитов наградили орденами Красного знамени (звучит забавно, но правда). Среди награжденных были будущий Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и будущий "раскольник" и создатель УПЦ Киевского патриархата Филарет, в те времена еще считавшийся одним из вероятных кандидатов на престол патриарха РПЦ.
Празднование тысячелетия крещения состоялось в июне 1988 года. В Москву съехались иерархи всех православных церквей, масштабные торжества проходили в Москве, Киеве и других городах и широко транслировались по советскому телевидению. Аккурат к празднику состоялась очередная передача церкви конфискованного имущества, в частности, возвращены мощи, хранившиеся в музеях, и несколько монастырских комплексов.
Торжества оказались важными и для Горбачева, которому было важно продемонстрировать всем свои твердые намерения проводить в жизнь новую политику. После масштабных торжеств действительно изменилась церковная политика, началось массовое открытие храмов, были облегчены правила создания религиозных организаций, официальные СМИ начали освещать вопросы религии, священнослужители пошли в политику.
Столь масштабные торжества затмили более скромное празднование в РПЦз. Горбачев умело использовал момент, чтобы всем понравиться и заставить верить в скорые перемены. Церковь вышла из полуподполья и стала мейнстримом.