265 лет Дантону
maysuryan — 26.10.2024Жорж Дантон (1759—1794)
26 октября — день рождения Жоржа Жака Дантона (1759—1794), одного из главных вождей Французской революции. Правыми историками уже целые столетия усиленно насаждается легенда, что Дантон был «добрее» Робеспьера, и при нём революция могла бы пойти по более «мягкому» пути. Похожая легенда существует и про Бухарина. Вот если бы Французскую и советскую революции возглавили соответственно Дантон и Бухарин (а не Робеспьер и Сталин), то всё пошло бы мягче, «добрее», «милосерднее», «гуманнее», «человечнее», жертв было бы гораздо меньше, и вообще, всё было бы замечательно. Ведь «к людям надо помягше, а на вещи смотреть ширше». Эта формула восторжествовала бы в СССР не через полвека после революции, а лет на 30 пораньше. Примерно так же и во Франции... Американский историк Стивен Коэн (1938—2020) написал целую толстенную книгу, прославляющую Бухарина, как потерянную, увы, лучшую альтернативу истории. Похожим образом правые историки уже 200 лет отзываются о Дантоне... Вот если бы Бухарин остался у власти... Вот если бы не казнили Дантона... Хочется спросить: а был ли мальчик?
Что в Дантоне такого «доброго»-то было, в нём, на которого ещё в 1792-м вешали ответственность за «сентябрьские убийства», «резню 2 сентября» — уму непостижимо. Когда его, в те дни министра юстиции, попросили принять меры для защиты заключённых от расправ, он, по легенде, ответил так: «Мне наплевать на заключённых! Пусть с ними будет всё, что угодно!». Вот она какая, доброта-то. :) Милосердие as is.
Ах, ну да, ведь он же сказал полтора года спустя, когда его самого арестовали и предали суду Революционного трибунала: «В этот же день я предложил учредить Революционный трибунал, но за это я прошу прощения у Бога и людей; он был создан не для того, чтобы стать бичом человечества, а чтобы предупредить повторение резни 2-го сентября». Эти слова даже самый, пожалуй, реакционный из историков революции Ипполит Тэн цитировал в своей книге о ВФР, утирая сочувственную
Дантон на трибуне
Кстати, даже после последнего ареста Дантон не жалел о свержении Бриссо и жирондистов годом ранее и трезво замечал: «Бриссо гильотинировал бы меня, как это сделает Робеспьер». Вот это речь не мальчика, но мужа...
Но на самом деле рискну предположить, что выражение о «доброте» и «мягкости» Дантона употребляется правыми в том же смысле и с тем же значением, в каком левые в годы самой революции употребляли выражение «наш добрый Марат», а монархисты говорили «наш добрый король»... Никакого иного значения тут не было и быть не может. То есть смысл — классовый.
И тогда всё становится на свои места.
Встреча «триумвиров Революции» (Марата, Дантона, Робеспьера), которая описана в романе Виктора Гюго «1793», но которой в таком составе, возможно, никогда и не было
Снова эта воображаемая встреча, которая не давала покоя графикам
И снова...
И живописцам... :)
Альфред Луде (1836—1898). Робеспьер, Дантон и Марат. 1882
Ведь во Франции после казни Робеспьера власть и сдвинулась в сторону тех самых дантонистов. (Недаром же Робеспьеру кричали в день его ареста, что его «душит кровь Дантона», и что он сел в Конвенте «на место Дантона, которого зарезал»). Конечно, самих вождей дантонистов уже не было в живых. Но политику новые власти стали проводить именно дантоновскую: союз со средней и крупной буржуазией против низов общества, бедняков, санкюлотов. Кстати, в СССР произошло то же самое: перестройка началась с реабилитации и затем прославления Бухарина, с «года Бухарина» (1988), когда его ещё живая тогда вдова Анна Ларина-Бухарина (1914—1996) смогла отпраздновать горький и запоздавший триумф памяти своего мужа. Когда был поднят на щит бухаринский лозунг «Обогащайтесь!», его лозунг «врастания» буржуазных элементов в социализм. И что же произошло потом? Да ничего — контрреволюция.
Дантон и Камилл Демулен защищаются в Конвенте от обвинений
Казнь Дантона. 4 апреля 1794. Гравюра конца XVIII века
Конечно, можно сказать, что сами Дантон и Бухарин, в силу их большего ума и эрудиции, проводили бы ту же политику умнее, тоньше, дальновиднее, аккуратнее. Не как
Какие же выводы можно сделать из сказанного?
1. То, что Дантон, Бухарин, Дэн в какой-то момент потеряли власть — это было благо, поскольку иначе реакция, а затем и контрреволюция пошли бы ускоренным темпом. И жертв было бы ничуть не меньше — контрреволюция, знаете ли, тоже требует жертв. Её боги ведь тоже жаждут...
2. То, что первые двое вместе с властью потеряли и головы — этому радоваться нет причины, поскольку потом, когда всё-таки была принята их политика, их голов — то есть опыта и знаний — в руководстве сильно недоставало.
Сейчас, по прошествии двух с лишним столетий с эпохи Дантона и столетия с эпохи Бухарина, нам следует ценить их за то, что они сделали для истории (как ценил Дантона Ленин), но не верить россказням правых типа Стивена Коэна, которые в розовых идиллических красках рисуют нам несостоявшийся бухаринский или дантоновский «золотой век»...
В заключение не совсем традиционное видение образа Дантона советским художником так называемого «сурового стиля», который в 1950-е и 1960-е годы противостоял считавшемуся слишком паточным сталинскому соцреализму.
Хаим Аврутис (1928−2007). Дантон. 1968
Хаим Аврутис. Смелость, смелость и ещё раз смелость. 1968
Тут художник имел в виду самую знаменитую, возможно, фразу Дантона. Есть много вариантов её перевода и пересказа, один из них: «Чтобы победить врагов отечества, нам нужны три вещи. Во-первых, смелость, во-вторых, ещё раз смелость, и в-третьих, всегда смелость!»
В.И. Ленин писал накануне Октября: «Маркс подытожил уроки всех революций относительно вооружённого восстания словами «величайшего в истории мастера революционной тактики Дантона: смелость, смелость и ещё раз смелость».
Хаим Аврутис. Казнь Дантона. 1968
Что же у гражданина Аврутиса революционеры выглядят так страхолюдно?
Не сильно краше и Робеспьер:
Хаим Аврутис. Смерть Робеспьера. 1968
И Марат...
Хаим Аврутис. Марат. 1968
Хаим Аврутис. Триумф Марата. 1968
Говорите, «суровый стиль» такой суровый?.. Но почему же тогда вожаки контрреволюции выглядят как чистые ангелочки? Вот, например, вождь мятежной Вандеи:
Хаим Аврутис. Ларошжаклен. 1968
Тут нашёлся бы материал для работы Революционного трибунала. :)
Впрочем, конечно, пусть его судит история...
Памятник Дантону в Париже
Две почтовые марки, одна, слева — реальная, почты СССР 1989 года, она интересна тем, что на ней изображены рядышком Робеспьер и Дантон
|
</> |