Юбилей Октябрьской революции


80 лет назад случилась Октябрьская революция. Нет, не в Петрограде. В Гватемале. 20 октября 1944 года был свергнут режим президента-диктатора Хорхе Убико-и-Кастаньеды. Этот правитель вошёл в историю, в частности, тем, что запретил все рабочие организации, а также принял в 1934 году «Закон о бродягах», по которому бездомные должны были отработать 180 дней в году. В 1944 году он дал право землевладельцам расстреливать каждого, кто без разрешения окажется на их земле. Также он усиленно дружил с американской «Юнайтед фрут компани». Но в 1944 году всему этому пришёл конец, Убико сбежал в свою любимую Америку, где через пару лет и умер. На заглавной фотографии граждане и гражданки Гватемалы радуются факту его свержения. Кстати, стоят они на танке производства США «Мармон-Херрингтон».
Но через десять лет, в 1954-м, «десять лет весны», как называют этот период в истории Гватемалы, кончились. В Гватемалу, как в свой задний двор, вломились американцы и свергли революционное правительство. Зато все попранные привилегии компании «Юнайтед фрут» были, естественно, восстановлены. США не только составляли списки лиц, подлежащих физической ликвидации (эти лица и были убиты), но и создали «эскадроны смерти», которые уничтожали подозреваемых в нелояльности целыми деревнями. Это особенно коснулось селений народа майя. По примерным подсчётам, за время гражданской войны было убито более 200 тысяч мирных жителей, хотя, вероятно, эти цифры занижены.
Мексиканский художник-коммунист Диего Ривера (1886—1957) посвятил подавлению гватемальской революции картину:

Диего Ривера. Славная победа. 1954
Картина названа саркастически — «Славная победа». Это слова госсекретаря США, посвящённые государственному перевороту в Гватемале: «Это была славная победа». В центре картины изображён госсекретарь США Джон Фостер Даллес, он пожимает руку раболепно кланяющемуся главе хунты полковнику Кастильо Армасу, в нагрудном кармане которого – пачка американских долларов. У ног посла — бомба с улыбающимся лицом президента Дуайта Эйзенхауэра, который одобрил план вторжения. На заднем плане архиепископ Мариано Россель-и-Арельяно набожно благословляет всё происходящее.
|
</> |