
День в истории. Великий поход, или «Чан хотел убивать»


Во время Великого похода
Ночью 21 октября 1934 года начался Великий поход китайской Красной армии, из Южного Китая на север. Чтобы понять, что это было, достаточно сказать, что из начинавших поход 80 тысяч красноармейцев до конца пути добралось только 4 тысячи.
Вспоминая это время, Мао Цзэдун позднее говорил: «Никто из нас не знал, как воевать, и никто не готовился к битве. Мы с премьер-министром [Чжоу Эньлаем] были интеллектуалами... Но какой другой выбор [у нас] оставался? Он [лидер Гоминдана Чан Кайши] хотел убивать...»
И весьма преуспел в этом, судя по приведённым цифрам. Спасаясь от него и от японцев, которые тоже уничтожали Красную армию Китая, ей пришлось пройти более 10 тысяч километров, преодолеть 24 больших реки и множество горных цепей...
Мао Цзэдун, бывший, как известно, ещё и поэтом, написал о Великом походе стихотворение. Стихи очень сдержанные, и в них всего восемь скупых строчек. Но, учитывая написанное выше, можно понять, что за этим стояло.
По рекам, горам и полям мы прошли
С боями за год двадцать тысяч ли.
Пять горных хребтов у нас за спиной.
Там снег по колено и скалы стеной.
Круты берега нами пройденных рек,
Стремителен был их течения бег.
Но мы одолели усталость и страх
Улыбкой и песней на смелых устах.

Поход китайских коммунистов на реке Даду. Картина изображает один из знаменитых драматических моментов Великого похода — переправу по цепному мосту через реку Даду. Этот эпизод официальные китайские историки описывают так: «Деревянный настил моста был уже на две трети разобран противником, а сохранившаяся часть облита керосином и подожжена. Восстановив мост, центральная колонна Красной армии переправилась через Даду, несмотря на постоянную воздушную бомбардировку».


Политика, в том числе революционная — очень непростое дело. Наверное, оценить это можно ещё и по тому, что уже после Великого похода, Мао пришлось вновь заключать союз с главой Гоминдана Чан Кайши — против японских захватчиков, жать ему руку и любезно улыбаться. А ведь на счету Чана была не только гибель 90% соратников Мао по Великому походу, уничтоженных гоминдановцами, но и, например, смерть 29-летней жены Мао Ян Кайхуэй, которая была казнена ими после пыток в 1930 году. Но посмотрите: улыбка Мао на фотографиях, где он вновь радушно приветствует Чана, безупречна... Кто-то по-прежнему считает, что политиком быть легко? :)

Мао Цзэдун и Чан Кайши в период соглашения КПК с Гоминьданом, сентябрь 1945

Мао Цзэдун и Чан Кайши обмениваются рукопожатием под портретом основателя Китайской Республики Сунь Ятсена