Последние сталинские годы в 50 карикатурах Бориса Ефимова
maysuryan — 24.10.2024Борис Ефимов. 1948. «Дарю на память тем, чья память коротка! С. Иванов, боец гвардейского полка»
Продолжение начатого ранее обзора творчества старейшины советских художников-карикатуристов Бориса Ефимова (1900—2008). На этот раз — послевоенные годы. На смену разгромленным фашистам пришли новые противники СССР в мире — увы, вчерашние союзники...
1948. «Слушая «Голос Америки». Тётка Геббельса: — До чего, однако, иногда похож этот голос на голос моего покойного племянника!»
1947. «В Западной зоне [оккупации Германии].
— Не повезло нам с тобой, Ганс: только три месяца продержали! А ведь есть счастливчики, которые приговорены к пяти годам и даже больше». На здании написано: «Вилла», рядом — «Тюрьма для нацистов»
1948. «Денацификация по англо-американски. — Форму мы ему выдадим другую, а по содержанию он нам вполне подходит»
1948. «На улицах Вены.
— Скажите, кто живёт в этом особняке?
— Перемещённое лицо. Его недавно из тюрьмы сюда переместили»
1949. «В одной из больниц Бизонии [так называли западные зоны оккупации Германии].
— В чём дело, Курт? Почему вы стали одноглазым?
— Я имел неосторожность напомнить господину полицейпрезиденту о его службе у Гитлера. А по нынешним порядкам, кто старое помянет, тому глаз вон!»
1948. «Известный военный преступник Шахт находится на свободе и используется англо-американскими финансовыми кругами.
Шахт. — Не знаю, как другие шахты в Германии, но я уже восстановлен!»
1948. «Мюнхенец в Париже. Поль Рейно, министр финансов в новом французском кабинете, — бывший мюнхенец.
— Но как вы попали в правительство, мосье Рейно?
— А я предъявил рекомендацию с последнего места». На стене висит портрет маршала Петена — главы коллаборационистского правительства Франции.
Запад вновь заговорил о железном занавесе с СССР. Популяризировал это выражение Уинстон Черчилль в своей речи в Фултоне (США) 5 марта 1946 года, которая, как считается, и открыла эпоху «холодной войны».
1948. «Старая киноновинка». Афиши гласят: «Впервые в Берлине! Цветной (коричневый) фильм «Железный занавес». I серия. Автор сценарного замысла И. Геббельс». 1942 год.
«Впервые в Фультоне! Цветной (жёлтый) фильм «Железный занавес». II серия. Автор, исполнитель и шумовой оформитель У. Черчилль».
1946 год. «Впервые в Оттаве! Цветной (грязно-жёлто-коричневый) фильм «Железный занавес». III серия. Консультант Д. Бирнс. 1948 год»
1951. «Тесная связь. Черчилль является посредником в вербовке гитлеровских генералов»
Запад укрепляет связи с режимом Франко в Испании — одним из последних уцелевших осколков европейской фашистской коалиции.
1947. «...На Потсдамской конференции Черчилль пытался доказывать, что Англия не может будто бы обойтист без торговли с Испанией, особенно без испанских апельсинов». (Из выступления А.А. Громыко)
Испанский апельсин. Излюбленный фрукт английских садоводов. Не остался без ухода и после ухода Черчилля»
В Западную Европу пришла американская культура и экономический «план Маршалла» по восстановлению экономики — «маршаллизация», которую в СССР расценивали как превращение Европы в зависимую от США территорию.
1947. «Вторжение в Европу». Надписи на киноафишах: «Кошмарный фильм. Убийство в полночь». «Труп-убийца. Новый фильм ужасов». «Нашумевший фильм. Я — выходец из могилы!» «Новый потрясающий фильм. Отравительница». «Страшный фильм. Вампир». «Сенсационный боевик. Птички с Бродвея». «Художественный фильм. 13 смертей»
1947. «По товару и покупатель.
— Неплохую картину ты приобрёл, Анри. Жаль только, что ты не спросил у художника, где верх и где низ»
1949. «Дом разваливается потому, что янки здесь развалился, как дома». Надпись на доме: «Маршаллизированная Европа»
1949. «Английская застольная песня».
— За друга готов я хоть в воду,
Да жаль, что в воде уже друг!..
Правые социалисты, пришедшие к власти в некоторых странах Европы, проводят ничуть не менее антисоветскую политику, что и их предшественники.
1949. «Высокий» покровитель. Партии разные, лидер один». На плакатиках надписи «Социалистическая партия», «Партия де Голля»
1949. «Лечение гипнозом. [Британский лейбористский премьер-министр] Эттли: — Запомните!.. Запомните!.. Запомните: во всём виноваты коммунисты!»
1950. «Чем ниже падают лейбористские лидеры... ...тем выше поднимаются цены»
1948. «Весна на Западе. Дни стали заметно длиннее. Кое-где появились листки. В разгаре весенняя охота с лягавыми. Заокеанские птицы вьют гнёзда в Европе»
В США предают забвению прежнее союзничество с СССР, итоги встреч в Ялте и Потсдаме.
1948. «В Белом доме. — Снимите эти виды! У нас теперь совсем другие виды...»
Главным противником Америки вновь считается коммунизм и большевизм.
1948. «— Почему мистер Смит утверждает, что ему только тридцать лет, когда ему наверняка все шестьдесят один?
— А он считает, что последние тридцать один год ему большевики жить не давали»
1949. «Пресс-конференция на Уолл-стрите.
— Так и пишите, господа: русские вооружают своих солдат опаснейшим оружием!.. Оружием, которое запрещено во всех армиях западного союза!..
— Каким же, мистер?
— Большевизмом!»
Американский министр обороны Джеймс Форрестол (1892—1949) под влиянием антикоммунистического психоза сошёл с ума, повторял: «Русские идут, русские идут. Они везде. Я видел русских солдат». 22 мая 1949 года экс-министр покончил с собой, спрыгнув с высоты.
1949. «Форрестол не одинок. Типы одержимых. Форрестол (мания преследования). Черчилль (буйное помешательство)». Фрагмент
1949. «Форрестол не одинок. Типы одержимых. Людоед Кэннон (навязчивые идеи). Заправила Уолл-стрита (мания величия). Де Голль (чёрная меланхолия)». Фрагмент
1949. «По стопам мистера Форрестола (Ачесон, Брэдли и другие)»
В США набирает силу маккартизм — преследования и аресты коммунистов и людей левых взглядов.
1948. «Голливудские... — Эти кадры обязательно надо оставить!.. ...Кинокадры. — А от этих обязательно нужно избавиться!..»
1947. «Свинство. Уолт Дисней порвал с прогрессивными кругами. Новая его картина — «Песнь юга» — откровенная апология рабовладельческих идей.
— Вот уж никогда не думали, что Дисней окажется такой свиньёй!»
1949. «Свобода печати по-американски»
Книги прогрессивных авторов изымаются из библиотек.
1953. «В уолл-стритском освещении. — Конфисковать! И главное — не выпускать!» (Фонари освещают книги Маяковского, Горького, Толстого, Вольтера, Твена, Франса и других)
1948. «Разговор со статуей Свободы.
— Никак не пойму, мисс, кто из нас за решёткой: я или вы?»
1949. «Профессиональный подход.
— Джонсон, немедленно уберите из камеры всю мебель, ковёр и портьеру! Теперь здесь будет отбывать наказание не военный преступник, а прогрессивный деятель!»
1947. «Собственные» корреспонденты.
— Не мешайте мистеру Уроджеру. Он спешит закончить партию в гольф, после чего должен срочно написать телеграмму из Шанхая о том, что, по сведениям португальской печати, албанцы концентрируют войска на греческой границе»
1947. «История херстовского борзописца (почти по Пушкину)».
Внимает он привычным ухом
Свист;
Марает он единым духом
Лист;
Потом всему терзает свету
Слух;
Потом печатает, и в лужу
Бух!
Вокруг работы западных журналистов в СССР развивался сюжет пьесы Константина Симонова «Русский вопрос».
1947. «На спектакле «Русский вопрос». В ложе (первый журналист — второму): — Не зря я писал в своей газете, что Симонов совершенно не знает американской печати! Ну, скажите, мистер, где он мог видеть таких журналистов, как эти двое?»
1947. «Наглядные иллюстрации к запискам одного иностранного журналиста, побывавшего в Москве.
«Я наблюдал в России телесные наказания...»
«Русские женщины, красавицы-шпионки, следили за каждым моим шагом...»
«В районе Химок я имел вохзможность заметить, что население, окружавшее меня, совершенно лишено одежды...»
«В центре города мне неоднократно приходилось встречаться с медведями...»
«Что касается архитектуры, то я должен сказать, что она на очень низком уровне...»
«В общем, я вывез из России очень тяжёлые впечатления...» (выходит, нагруженный покупками, из магазина «Бронза. Фарфор. Хрусталь»)
США добиваются разрыва отношений с СССР от зависимых от них стран Латинской Америки.
1947. «В чём суть? Не в Бразилии... Не в Чили... Ну, а в тех, что их учили»
В ООН за позицию США всегда автоматически голосует зависимое от них большинство.
1948. «Усердное большинство. (Сценка на ассамблее). — Господа, что вы? Опустите руки! Мистер Остин всего-навсего приглаживает волосы!»
1948. «Большинство» и большинство. Большинство, которое против резолюции о разоружении. Большинство, которое за резолюцию о разоружении»
Но от собственных проблем Запад всё это не спасает.
1947. «Предгрозовая духота на Уолл-стрите. В Америке всё явственнее вырисовываются признаки экономического кризиса». Заголовки в газетах: «Паника на бирже», «Падение ценностей», «Биржевой курс».
1948. «Летная погода в США. Вылетели в трубу. За последнее время в США обанкротилось несколько крупных фирм»
1947. «Картофель по-американски. В Соединённых Штатах Америки, в целях поднятия цен, уничтожается миллион тонн картофеля.
— А воду, мистер, вы потом кипятить будете?»
1948. «Американские контрасты. Тот босс, а этот гол. Объявление на стене: «Внимание! У босса нет времени разговаривать с каждым, кто ищет работы». Плакат на груди у рабочего: «Ветеран войны. Согласен на любую работу!»
1949. «Жизненный уровень «среднего американца» во многих штатах Америки таков, что даже дети систематически недоедают.
— Вы говорите, что Джек не приготовил уроков!.. В таком случае оставьте его без обеда!
— Какое же это наказание, господин директор, если он и так каждый день остаётся без обеда!..»
По иному пути пошли страны, где у власти оказались коммунистические партии.
1949. «Светлый путь Октября. После 1917 года на карте мира становится всё меньше тёмных пятен.
На рисунке флаги СССР, ГДР, Китая, Кореи, Монголии, Польши, Чехословакии, Болгарии, Венгрии, Албании, Румынии». Флага Югославии уже нет, с ней отношения у СССР уже испортились
Два мира — два депутата:
1950. «Как он набрирал голоса. Голосовал за себя мистер Джонсон сам. Голосовала за него газета, владельцем которой он состоял. Голосовали его деньги. Полицейские дубинки. Голосовали за него, наконец, мёртвые души. И только одного голоса ему не хватало... ...голоса народа»
1950. «Недаром его кандидатуру выдвинули в Верховный Совет: у мастера золотые руки. Недаром он надеется получить место в парламенте: у мистера руки в золоте»
И ещё несколько рисунков Бориса Ефимова тех же лет по внутрисоветским темам:
1947. «— Иван Петрович всегда руки в карманах держит.
— Да. Либо в государственном, либо в кооперативном»
1947. «То, за что, к сожалению, не судят.
Кража часов. (В приёмной главка).
Отпуск недоброкачественных продуктов. (На эстрадном концерте).
Оскорбление личности. (В фотоателье).
Дача ложных показаний. («Ты у меня единственная!..»)»
1948. «Из двух зол меньшее.
— А может быть, здесь и переночуем? Здесь всё-таки менее страшно, чем на этой туристской базе!»
1948. «Рентгеновский снимок с одного выступления в научсном учреждении». В речи: «Замечательная работа нашего уважаемого коллеги является блестящим вкладом в сокровищницу нашей науки! Я восхищён той...» В мыслях: «— Какой несусветный вздор! Типичная халтура...»
1948. «Крайний срок. — Два года тянет этот судья моё дело. Сколько же ещё ждать.
— Недолго, гражданка! Дольше, чем до выборов судей, он не дотянет»
(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)
|
</> |